Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Спорт, его роль и организация в обществе



2015-11-10 3171 Обсуждений (0)
Спорт, его роль и организация в обществе 4.25 из 5.00 4 оценки




Спорт — это исторически сложившаяся человеческая деятель­ность, основу которой составляют соревнования, а «продуктом» этой деятельности являются победители, спортивные результаты и достижения. Отсюда основные понятия: «спортивная деятель­ность», «соревновательная деятельность». Спорт входит в структу­ру современного общества, его значение универсально, он имеет всеобъемлющий характер. В мировую социально-политическую си­стему в качестве ее элементов входят различные спортивные объ­единения: международные объединения по вопросам спорта, меж­дународные федерации по видам спорта, международные объеди­нения по техническим видам спорта, международные туристские организации. Вопросы развития спорта обсуждаются в ООН, пар­ламентами государств, они находят отражение в конституциях стран, программах политических партий; руководство спортом обеспечивается на государственном уровне.

В спортивной деятельности выделяют базовую часть (соревно­вания) и специальные службы, обеспечивающие ее эффективное функционирование. Соревнование задает цели, обеспечивает це­лостную деятельность служб. На этом основана функциональная структура спорта, в которой выделяют следующие части: спортив­ные соревнования и обеспечение их функционирования (прави­ла, положения, календари соревнований, судьи, организаторы); тренировка; отбор спортсменов и подготовка резервов; научное и методическое обеспечение; подготовка специальных кадров; ма­териально-техническое обеспечение; организация и управление процессом функционирования соревнования и служб по его обес­печению.

Общественная роль спорта обусловливает многочисленность его функций.

Соревновательная функция как ведущая влечет за собой регист­рацию спортивных результатов, выявление победителей среди спортсменов и спортивных коллективов, ранжирование мест уча­стников, коллективов, позволяет определить уровень спортивной подготовленности, предлагает разработку системы подготовки спортсменов к соревновательной деятельности, выявление резер­вных возможностей человека в экстремальных условиях, установ­ление связи с другими видами деятельности в обществе.

Воспитательная функцияобеспечивает, с одной стороны, повышение эффективности тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов (собственно для спорта), с другой — способствует всестороннему воспитанию социально активной личности. Однако спортивная деятельность сама по себе желаемого воспитательного эффекта не обеспечивает. Воздействие спорта может давать как положительный, так и отрицательный эффект. Направленность воспитательного воздействия спорта зависит, прежде всего от социально-экономического развития общества, его социальной структуры. В нашей стране работа со спортсменами строится на основных положениях концепции гармоничного развития личности.

Функция повышения физической активности способствует подготовке к социально значимым видам деятельности и призвана действовать всестороннему развитию человека, совершенствовать его физические и психические способности, расширять арсенал жизненно важных двигательных умений, повышать их надежность в сложных условиях, способствовать подготовке подрастаю-ero поколения к трудовой и другим видам деятельности; повы­шение физической активности — это укрепление здоровья людей, обеспечение активного отдыха, формирование здорового стиля жизни, эстетических взглядов, вкусов в области физической активности (рекреационно-оздоровительные аспекты).

Познавательная функция предполагает использование спортив­ной деятельности в качестве модели для изучения максимальных возможностей человеческого организма при физических и психи­ческих напряжениях в экстремальных условиях, открывает широкие возможности для развития познавательных способностей человека.

Функция укрепления мира, улучшения взаимопонимания между странами и народами хорошо выражена П. Кубертеном в его оде спорту: «Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружественные отношения между народами. О спорт! Ты — мир!».

Зрелищная функция удовлетворяет стремление огромного ко­личества людей посмотреть спортивные соревнования, показательные выступления ведущих спортсменов и т. п.. В задачи этой функции входит вовлечение людей в спортивные зрелища, проведение просветительной работы в области спорта, привитие интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, внедрение занятий спортом в образ жизни людей, использование спортив­ных зрелищ в интересах общества.

Экономическая функция заключается в обеспечении финансо­выми средствами развития спорта внутри страны и установлении внешнеэкономических связей. В нашей стране источниками средств служат доходы от спортивных лотерей, проведения спортивных мероприятий, от промышленной, издательской, научной деятель ности, рекламных услуг, выезда спортсменов, тренеров, специа­листов по спорту за границу в коммерческих целях, привлечения крупных зарубежных фирм в качестве спонсоров. В последние годы наблюдается тенденция развития профессионально-коммерческого спорта, основанного на законах бизнеса.

Функция поднятия престижазаключается в том, что успехи в развитии спорта используются для повышения престижа страны, региона, города, клуба.

Все функции спорта указывают на его направленность на благо человека и человечества. Об этом надо помнить всегда, в против­ном случае возможны негативные явления, чуждые истинному предназначению спорта.

Организация спорта осуществляется на международном, ре­гиональном и национальном уровнях. На международном уровне насчитывается более 40 физкультурно-спортивных объединений, в том числе: Комиссия по физическому воспитанию и спорту при ЮНЕСКО; Международный совет физического воспитания и спорта; Международный олимпийский комитет и олимпий­ский конгресс (высший орган олимпийского движения, прово­дится раз в 4 года); Ассамблея национальных олимпийских ко­митетов; Генеральная ассоциация международных спортивных фе­дераций; Трехсторонняя комиссия из представителей МОК, АНОК, ГАИСФ; международные объединения по видам спорта (их около 160); международные объединения по научным иссле­дованиям в спорте и др. На уровне региональных объединений — Ассоциация национальных олимпийских комитетов Европы; Высший совет спорта Африки; Спортивная организация стран Центральной Америки и Карибского моря; Федерация азиатских игр и др.

Важными организующими факторами в спортеявляются прави­ла, положения, календари соревнований и классификационные системы.

Правила соревнований — документ, в котором четко определе­ны условия соревновательной борьбы, способы фиксирования ре­зультата, определения победителя и распределения мест. Правила соревнований являются законом для спортсменов, судей, орга­низаторов и руководителей, осуществляющих подготовку к со­ревнованиям, их материально-техническое обеспечение.

Положения о соревнованиях определяют цель и задачи соревно­ваний, место и срок их проведения, характер руководства сорев­нованиями, требования к участникам, программу соревнований, способ проведения и определения победителей, формы докумен­тов и сроки их представления и др. Изменяя содержание поло­жений, можно также влиять на различные стороны спорта.

Календари соревнований призваны упорядочить их по целям, задачам, месту и времени проведения, составу участвующих спортсменов, по затратам средств и пр. Связь календарей всех видов соревнований — от соревнований международного уровня до соревнований в организации — является важным условием эффективности всей системы соревнований.

Классификационные системы служат для определения уровней спортивной квалификации. Они содержат нормативы и требования для присвоения спортсменам спортивных разрядов и званий. В нашей стране существует Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК). Она утверждается на 4 года (олимпийский цикл). Есть международные классификации (система А.. Эло в шахматах, система данов в дзюдо, система поясов в каратэ). С помощыо этих систем оцениваются подготовленность спортсменов различных регионов, организаций и ведомств, развитие видов юрта и т.д. Такие системы стимулируют спортсменов и тренеров \ стремлении повысить уровень мастерства.

Типы спорта

Тип спорта определяется характером соревнований, содержа­нием подготовки спортсменов, иерархией функций спорта, деятельностью по его организации, управлению, развитию и пр. В мире сложились следующие типы спорта.

Спорт высших достижений. В нем выделяют профессионально-супердостиженческий, некоммерческий и профессионально-ком­мерческий спорт.

Спорт высших достижений некоммерческий базируется на соревнованиях с целевой установкой победить, установить рекорд, занять призовое место, получить спортивное звание. Ведущие функции — соревновательная, престижная, зрелищная и воспитатель­ная. В мировом спорте этот тип спорта — стержневой. Критерием оценки эффективности являются победы на международных состязаниях, спортивные рекорды, призовые места. По этому критерию оценивается деятельность спортсменов, тренеров, обслуживающего персонала, спортивного клуба. Такой жесткий критерий приводит к острой конкуренции, стимулирующей мобилизацию всех ресурсов. На период активного участия в спорте высших достижений спортивная деятельность становится для спортсмена первостепенным делом его жизни. Он получает возможность участвовать во всех официальных международных соревнованиях. В зависимости от специфики спорта спортсмен имеет в год соревнований («стартов») от 50 до 100. При этом соревнования обеспечиваются самыми современными спортивными сооружениями и оборудованием, а спортсмены — экипировкой, квалифицированным судейством, необходимой аппаратурой и службой информации для спортсменов, тренеров, судей, зрителей.

Контингент спортсменов формируется в результате специаль­ной системы отбора. Процесс подготовки и участия в соревнова­ниях круглогодичный и многолетний. В орбите большого спорта спортсмен находится от 5 до 10 и более лет. Высокие нагрузки требуют специальных восстановительных мероприятий. Все в це­лом требует больших материальных затрат. В соответствии с прави­лом 26 Олимпийской хартии определяются виды материального обеспечения спортсменов. Специфика спорта высших достижений в современных условиях приводит к профессионализации этого типа спорта, он «приобретает характер профессиональной дея­тельности».

Однако это не означает, что весь спорт высших достижений переходит на рельсы профессионального. Некоммерческий спорт высших достижений, который, несмотря на профессионализацию, остается сферой собственно спортивной деятельности, «принци­пиально не сводимой к бизнесменским отношениям».

Профессионально-коммерческий спорт базируется на соревнова­ниях с целевой установкой добиться победы и получить вознаг­раждение. На первый план здесь выступают соревновательная, зрелищная, экономическая и престижная функции. Существует он за счет самоокупаемости и прибыли, рекламы и других источ­ников. Это специфическая социальная деятельность, с помощью которой люди зарабатывают деньги. В капиталистическом обще­стве профессиональный спорт является зрелищем, по своей по­пулярности не имеющим равных. Зрелище коммерческого конф­ликта, где элемент условности по сравнению с реальной дейст­вительностью сведен к минимуму, отражает жизненные реалии. В данном типе спорта спортивная деятельность для спортсменов является профессией. Их деятельность определена законодатель­но, они имеют свои профсоюзы, определенные трудовые права и гарантии в виде договоров, контрактов, пенсионного обеспечения. Массовый спорт. В массовом спорте «общедоступном, ординар­ном» соревнования являются стимулом для повышения дви­гательной активности человека. Важен сам факт участия в сорев­новательной борьбе. Спортивный результат имеет значение толь­ко для самого участника как показатель уровня его физической подготовленности. Ведущие функции — воспитательная, повыше­ния физической активности, оздоровительная, рекреационно-культурная и производственная. Отличительная черта — доступ­ность широким массам взрослого населения. Здесь нет специаль­ного отбора, занятия возможны по месту работы, учебы, житель­ства, отдыха. Главное в массовом спорте — регулярные занятия по подготовке к соревнованиям, в самих соревнованиях — участие, стремление победить соперников, «победить себя», улучшить лич­ный рекорд. С этой целью развиваются формы спортивной рабо­ты, укрепляется материально-техническая база, совершенствуется система подготовки кадров. Проводятся массовые соревнова­ния по бегу, лыжным гонкам, плаванию и т.п.

Критериями оценки эффективности массового спорта служат широта охвата населения занятиями спортом, регулярность тре­нировочных занятий и участия в соревнованиях, уровень физи­ческой подготовленности, личные спортивные результаты, во­влечение в занятия физическими упражнениями членов семьи, участие в соревнованиях семьями и т.д.

Детско-юношеский спорт. В детско-юношеском спорте сорев­нования являются средством определения эффективности систе­мы подготовки спортивных резервов и физического совершенство­вания подрастающего поколения. Ведущие функции — соревнова­тельная, воспитательная, повышения физической активности, познавательная, оздоровительная и рекреационно-культурная. Детско-юношеский спорт связан со спортом высших достижений, так как обеспечивает его спортивными резервами, и с массовым спортом, ибо является эффективным средством решения образо­вательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Цель подготовки резервов высококвалифицированных спорт­сменов состоит в том, чтобы юные спортсмены, переходя в спорт высших достижений, обладали возможностями для подготовки из них спортсменов высокого класса. Содержание работы определяется тремя факторами: модельными требованиями квалифицированных спортсменов, спецификой вида спорта, возрастными возможностями юных спортсменов. Особое значение приобретает воспитательная работа по предупреждению негативных явлений, связанных с отчислением «неперспективных», форси­рованной подготовкой «на результат», симптомами «звездной болезни» и т.п.

Основной критерий эффективности детско-юношеского спор­та — массовость охвата (соревнования с участием всего класса, с участием учителей и родителей учащихся и пр.). Большую роль этот спорт играет в профилактике негативных явлений в поведе­нии детей школьного возраста.

Виды спорта

Типы спорта состоят из видов спорта, для кото­рых характерен устойчивый комплекс соревновательных действий и условий соревновательной деятельности.

Виды спорта различаются по признаку предметной основы соревновательной деятельности. Каждый вид спорта содержит толь­ко ему присущие способы ведения соревновательной борьбы, правила соревнований. Все функции спорта в целом в конечном счете реализуются через конкретные его виды. В процессе истори­ческого развития сформировалось большое разнообразие видов спорта, при этом более 60 из них признаны на международном уровне. В каждой стране культивируются национальные виды спорта, например в нашей стране их более 100.

Виды спорта группируются по различным признакам. В целя; практической потребности виды спорта объединены в пять групп В первую, самую большую, вошли виды, в которых спортивные достижения зависят от двигательных возможностей спортсмена (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, бокс и т.д.). Во вторую — виды с действиями по управлению специальными техническими средствами передвижения (мотоцикл, самолет, яхта и т. д.). В третью — входят виды, в которых двигательная актив­ность связана с поражением цели из спортивного оружия (вин­товка, лук). Четвертую группу составляют виды, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельно­сти спортсмена (авиамодели и пр.). Пятую группу представля­ют виды с абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (шах­маты, шашки).

 

2.4. Тенденции развития современной гимнастики

Для составления представления, приближающегося к достоверному, прежде всего следует выявить общие тенденции в развитии гимнастики, учесть выделенные нами восемь факторов — условий развития гимнастики, которые позволяют сгруппировать и тенденции, присущие этому процессу.

Тенденция к расширению «географии» гимнастики, желание многих стран развивать этот вид спорта во многом объясняется не столько перспек­тивой конкуренции с ведущими национальными командами, сколько соци­альными мотивами приобщения к международному гимнастическому движе­нию, в котором сочетаются два явных полюса: профессионализация спорта высших достижений и приближение массовых видов гимнастики к спортив­ной.

Фактор научно-методического обоснования процесса подготовки гимна­стов проявляется в тенденции дальнейшего развития спортивно-техническо­го мастерства, усложнения программ соревнований, интенсификации трени­ровочной работы.

В содержании упражнений преобладают элементы динамического харак­тера, продолжается дальнейшая «акробатизация» гимнастики. Унифицируются наиболее прогрессивные методы обучения сложным элементам и соедине­ниям.

В сфере деятельности тренерского корпуса проявляются тенденции к специализации тренеров в мужской или женской гимнастике, появлению «уз­ких» специалистов-тренеров по хореографии, акробатике, отдельным видам многоборья.

Ведущей тенденцией, если иметь в виду контингент занимающихся, в последние два десятилетия является «омоложение» гимнастики. В каждом виде спорта возрастные ограничения весьма специфичны, и выдающихся ус­пехов добиваются в определенном возрасте. В спортивной гимнастике эска­лация трудности упражнений и снижение среднего возраста достижения высоких результатов происходили одновременно и определили путь ее развития в рассматриваемый период времени. В обозримом будущем — ближай­шие одно—два олимпийские четырехлетия, — без сомнения, трудность уп­ражнений будет возрастать. Причин тому несколько: необходимость конку­ренции в рамках правил соревнований, поощряющих более сложные и ори­гинальные композиции, интенсификация подготовки в сочетании с новыми открытиями в методике обучения, не исчерпанные возможности в поиске новых элементов, технических приемов исполнения упражнений.

Иной оценке подлежит отмечаемая тенденция «омоложения». Можно считать, что ситуация стабилизировалась, то есть определился оптимальный средний возраст национальных сборных команд-участниц олимпийских игр и чемпионатов мира. У мужчин — это 18—21 год, у женщин — 15—19 лет.

Определился целесообразный средний возраст начала специализирован­ных занятий спортивной гимнастикой — 5—7 лет.

В целом развитие гимнастики — противоречивый процесс, где диалек­тически проявляются законы единства и борьбы противоположностей, взаи­модействия количественных и качественных характеристик и показателей. К примеру, высока* трудность упражнений, которыми необходимо овладеть юным спортсменам, отбор наиболее одаренных входят в противоречие с мас­совостью гимнастики. Интенсивные методы подготовки уменьшают продол­жительность активной соревновательной деятельности. Неизбежное и жела­емое совершенствование снарядов и оборудования залов в то же время удо­рожает занятия гимнастикой. Быстрая смена поколений в рядах ведущих гимнастов определяет недолговечность престижа того или иного тренера.

Одной из забот ФИЖ является объективизация судейства. Оценка выс­туплений лидеров, практически равных по мастерству, до сих пор весьма субъективна.

Как видно, проблем достаточно. Главная из них — забота о достаточной массовости спортивной гимнастики, о гармоничном сочетании двух направ­лений, обеспечивающих как подготовку спортсменов высокой квалификации, так и функционирование гимнастических школ, работающих со всеми же­лающими по доступным программам.

Итак, кроме конкретных прикладных результатов прогноза, имеющих от­ношение к позициям той или иной страны, команды, отдельных спортсме­нов, прогноз имеет отношение к предвидению глобальных изменений в гим­настике, к перспективам развития упражнений в видах мужского и женско­го многоборья, появлению новых элементов и соединений, изменению стандарта и качества снарядов, регламента и правил соревнований.

Таким образом, прогнозирование (в широком смысле) связано с осмыс­ленным подходом к самой сути гимнастики: глубинным процессам ее разви­тия; пониманию тренерами, спортсменами, администрацией объективных и субъективных факторов ее функционирования. Не зная и не учитывая этих механизмов, значит работать вслепую, жить только сегодняшним днем. И наоборот, согласовывать свои действия с прогнозом — значит участвовать в процессе творчества гимнастики будущего.

Результаты прогноза в конкретной форме могут быть представлены в модельных характеристиках современной гимнастики, отражающих все сто­роны технического мастерства и процесса подготовки.



2015-11-10 3171 Обсуждений (0)
Спорт, его роль и организация в обществе 4.25 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Спорт, его роль и организация в обществе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)