Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История развития психологического знания



2015-11-10 346 Обсуждений (0)
История развития психологического знания 0.00 из 5.00 0 оценок




Психология. Предмет, объект и задачи психологической науки.

Психология – это наука, изучающая общие закономерности психологических процессов и индивидуально-личностные свойства.

Психология – наука о душе.

Психология пользуется методами, также присущими и любой другой науке: измерения, эксперименты, наблюдения.

2. Методы в психологии:

1) Эксперементальные

А) непроективные методы (личностные опросники, анкеты, тесты)

Б) проективные методы (рисуночные тесты, тест Горшаха, тест ТАТ, тест Люшера)

В) организационные методы (естественный эксперимент, лабораторный, лонгетюдный, метод поперечных срезов)

Г) диагностические (тесты, эксперименты и т.д.)

 

2) Неэксперементальные

А) наблюдение (сплошное, выборочное)

Б) самонаблюдение (дневник, автобиография)

В) беседа, интервью

Г) анализ продуктов деятельности (рисунки, сочинения, техническое творчество)

Д) архивный метод (фотофакты, фидеофакты)

Е) биографический

 

История развития психологического знания.

1 Этап: психология – наука о душе, II век до н.э.

2 Этап: психология – наука о сознании, XVII-XVIII вв.

3 Этап: психология - наука о поведении, XX в.

4 Этап: психология – наука об отражении мира, XX-XXI вв.

4. Направления в психологии:

1) Структуралистический подход (В. Вундт) н. XX в.

Ставит своей целью изучение структуры разума, анализируя составляющие перцептивного процесса. При анализе структуры разума применяется метод индивидуального чувственного опыта – интроспекция.

2) Функциональный подход (У. Джеймс) к XIX – н XX вв.

Согласно данному подходу в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы. Главная идея – данное психическое состояние может быть определено в терминах причинных связей, существующих между психическими состояниями, условиями среды (ввод), поведением организма (выход), и другими психическими состояниями.

3) Бихевиоризм (Д. Уотсон) XX в.

Предметом психологии является поведение, а не сознание. Важнейшими категориями являются стимул, под которым понимается воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесное или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.

4) Гештальтпсихология (М. Вертгеймер) н XX в.

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присуще собственные характеристики и законы. Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре ее внимания характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое.

5) Психоанализ (З.Фрейд) XIX – XX вв.

Основные положения:

1) Человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями

2) Эти влечения преимущественно бессознательны

3) Попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов

4) Помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства

5) Конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям. Таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия и т.д.

6) Освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание

 

6) Гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу) XXв.

Направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактулизации, присущую только человеку.

7) Когнитивная психология (У. Найссер, А. Пойвио и др.) 1960г.

Изучает когнитивные, т.е. познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

5. Психологические школы, классические и современные.

То же что и в 4.

6. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Личность.

Индивид – это человек, рассматриваемый с точки зрения проявления биологических свойств.

Личность – это человек, рассматриваемый со стороны социальных свойств.

Индивидуальность – это личность, рассматриваемая со стороны ее неповторимых и уникальных качеств.

Личность – это совокупность психологических свойств, принадлежащих человеку и позволяющих ему адаптироваться в обществе.

7. Основные функции психики.

Психика – это свойство мозга отражать объективную действительность и на основе этого отражения строить поведение и деятельность.

Функции психики: Отражение и регуляция поведения и деятельности

8. Мозг и психика. Структура психики.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Выделяют 3 группы психических явлений:

1) Психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение)

2) Психические состояния (эмоции, чувства, воля, апатия)

3) Психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность)

9. Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека.

Бессознательное — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль.

Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

10. Основные психические процессы. Характеристика познавательных процессов.

Ощущение – есть отражение определенных свойств предмета, непосредственно воздействующих на наши органы чувств в данный момент.

Восприятие – это отражение объективной реальности, предметов и явлений через органы чувств, при котором формируется образ, с которым в дальнейшем работает память и внимание.

Внимание – произвольная и непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

Память – процесс запечатления и воспроизведения того, что человек отражал, делал, переживал.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами.

Воображение – психический процесс создания нового в форме образа, представления, идей.

Речь – процесс общения посредством языка.



2015-11-10 346 Обсуждений (0)
История развития психологического знания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История развития психологического знания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (346)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)