Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы исследования в психологии



2015-11-10 702 Обсуждений (0)
Методы исследования в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Цели и задачи психолого-педагогической подготовки

Цели:1.Формирование глубоких знаний,умений и навыков,а так же устойчивого интереса к теории и практике психологии и педагогики.2.Воспитание подрастающего поколения.Задачи:1.Вооружить студентов знаниями основ общей психологии ипедагогики.2.Дать четкое понимание сущности психики,ее природы,структуры,основ развития и проявления.3.Раскрыть понятие личности и дать ее целостную оценку.4.Определить основные факторы развития личности.5.Дать характеристику деят-ти как форме активности личности.6.Рассмотреть проблемы общения и межличностных отношений в группах и коллективах.7.Ознакомиться с системой образования.Дать хар-ку современным образовательным тенденциям.8.Раскрыть сущность,содержание,принципы,формы и методы процессов обучения и воспитания.9.Рассмотреть содержание управления и самоуправления учебной деят-тью.

 

Психология как наука

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений,Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась,с XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. Предметом изучения психологии явяляется психика человека и животных, включающая в себя многие составляющие С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности ,способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них. Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Таким образом психология как наука представляет собой отрасль знаний,которая изучает психику и психическую деятельность человека и групп людей.

Конецформыначалоформы3.Предмет психологии

В буквальном смысле слова психология — это учение о психике. Предметом изучения психологии прежде всего является психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Поэтому общение и деятельность также составляют предмет современных психологических исследований.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Таков ее предмет, отграничивающий ее от физиологии, социологии и других дисциплин

Возникновение психики.

Психика-сво-во высокоорганиз живой материи, заключ в акт.отражении субъектов объективного мира в построении субъективно не отчуждаемой картины этого мира и регуляция на этой основе поведения и деятельности. Гл.На определенном этапе развития природы благодаря взаимодействию механических, термических, химических, световых свойств материи из неорганич. Возникла орган.- белок. Он приобрел сво-во отражения и оно стало активным. Сложные белковые молекулы (кооцерваты)способны реагировать на влияния связанные с обменом вещ-в. Сво-ва кооцерватов реагировать на внеш.среду, полезные и вредные влиния наз. Раздражимостью. Раздражимость живой материи-ее осноное сво-во, кот. Появляется во время перехода из неоран.материала в органич. Раздражимасть хар-на для растительной стадии. На стадии развития жизни, жив сущ-ва начинают реагировать на нейтральные влияния, если они сигнализ. О появлении жизненно важных биологич влияний. Это явление наз.чувствительностью. Появление чувствительности это признак появления психики.

Методы исследования в психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, исполь­зуемые далее для построения научных теорий и выработки практи­ческих рекомендаций. Осн методы психол.исследований:1.Наблюдение позволяет уловить многое из того, что практически недоступ­но приборам, неописуемо с помощью точных математических формул.Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследо­ватель ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его созна­нии. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.

2.Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросыЭтот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, про­никнуть в психологию человека, однако требует специальной подго­товки, обучения и, как правило, больших затрат времени на про­ведение исследования.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество лю­дей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недо­статком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.Свободный опрос — разновидность устного или письменного оп­роса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных от­ветов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследо­вания, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестан­дартные ответы.

3.Тесты являются специализированными методами психодиагности­ческого обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явле­ния. С по­мощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопро­сов, по ответам на которые можно судить о психологических ка­чествах испытуемых.Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения че­ловека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Проек­тивные тесты. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостат­ки, человек склонен приписывать другим людям.

4.Эксперемент. Его специфика заключается в том, что в нем целенаправленно и проду­манно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свой­ство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

5.Моделированиеприменяется в том случае, когда исследование интересующего явления путем простого наблю­дения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности.

Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подле­жит изучению. Кибернетическое моделирование основано на исполь­зовании в качестве элементов модели понятий из области информа­тики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.



2015-11-10 702 Обсуждений (0)
Методы исследования в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы исследования в психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (702)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)