Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стоицизм, его психологические аспекты



2015-11-10 1197 Обсуждений (0)
Стоицизм, его психологические аспекты 0.00 из 5.00 0 оценок




Стоики – сократическая школа, своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле, где основатель стоицизма, Зенон Китийский (4-3 века), впервые выступил в качестве самостоятельного учителя, желающая внутреннего счастья как блага, к внешнему безразличная, так как только внутри мы обретаем свободу. Внешний принцип - живи рационально. Состоит из физики, логики и этики.

Физика. Необходимо для этики.

Стоики представляют мир живым организмом, управляемым имманентным божественным законом логосом. Человеческая судьба является проекцией этого логоса, посему стоики возражали против идеи спора с судьбой или её испытания. Главное препятствие на пути гармонии со своей судьбой — это страсти. Идеалом стоиков был невозмутимый мудрец. Согласно стоицизму, всё существующее — телесно, и различается только степенью «грубости» или «тонкости» материи. Сила не есть нечто нематериальное или абстрактное, а есть тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом, — бог. Вся материя есть лишь модификации, находящиеся в вечном изменении этой божественной силы и снова и снова растворяющиеся в ней. Вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса. В центре теологии стоиков находится логос. Логос неразрывно связан с материей. Он находится в смешении с ней; он целиком пронизывает, формирует и образует её, созидая тем самым космос. Взаимосвязь всего со всем понимается как осмысленный порядок, реализуемый божественной волей. Такой порядок стоики называют роком, а предопределенную им цель — провидением.

Логика - это умение познавать истину, искусство владения внутренней речью. Стоическая логика, помимо формально-логической теории, содержит исследование гносеологических и лингвистических проблем. При этом в качестве переменных используются не понятия, а высказывания:

Если есть A, то есть и B. A есть. Следовательно, есть и B. Если есть A, то есть и B. Но B не существует. Следовательно, нет и A.

Стоики полагают, что необходимо вскрывать происхождение каждого слова. Например, родительный падеж от имени Зевс — Дзенос — они происходят от «дзен» («жить»). Исходным пунктом стоической теории познания является материя. Хрисипп говорит, что восприятие изменяет состояние нашей материальной души. Зенон полагает, что оно отпечатывается в душе, как в воске. Все нужно воспроизводить во внутренней речи. Но не давать оценки, так как не в нашей воле что-либо менять. Добро и зло есть лишь в том, что зависит от нас, т.е. в морали.

Этика. Свобода – в разуме. Нужно жить согласно разуму, всевышнему закону, мировой разум, он последователен и не совершает ошибок. Но что быть, когда все безразлично, стоики водят теорию обязанностей: она придает относительную ценность всем предметам.

Все люди граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, ничем иным, как самосохранением и самоутверждением и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не быть покорным судьбе, не склоняться ни перед какой силой. Главная идея стоической этики — телеологически и каузально предустановленный ход мировых событий. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит» (Сенека). Стоики выделяют четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением. Все вещи стоики делят на благо, зло, безразличие). Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Стоик действует бескорыстно, служа отчеству. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность.

Во времена империи учение стоиков превратилось в своего рода религию для народа.

Упражнения стоиков: (теория невозможна без практики)

1). Следить за внутренней речью. Заменять слова: секс – трение внутренностей с выделением влаги.

2). Физика – предмет духовных упражнений. Рассуждать о единстве космоса. Взглядом сверху охватывать весь мир в процессе превращения (видеть девушку разлагающейся).

3). Мыслить зло, которое случается с тобой

4). Постоянное внимание и бдительность.

10. Плотин и его мистико-философское учение о душе. Возврат к источникам, не поиск, а комментирование. Философия – часть образования, а не образ жизни. Ярким был Плотин (3 век) – вершина языческой мысли:Комментатор Платона, примиривший его противоречия. Родился в Нижнем Египте. Молодые годы провел в Александрии, в свое время одном из крупнейших центров культуры и науки. Был в Индии. Вернулся в Рим, где основал собственную школу и начал преподавание. Здесь сложился круг его последователей, объединяющий представителей различных слоев общества и национальностей. В 265 под покровительством императора Галлиена предпринял неудачную попытку осуществить идею платоновского государства — основать город философов, Платонополь, который явился бы центром религиозного созерцания. Уже в преклонном возрасте, стал фиксировать собственное учение письменно. Фрагментарные записи Плотина были посмертно отредактированы, сгруппированы и изданы его учеником Порфирием. ЕдиноеВ центре философии Плотина — диалектика трех основных онтологических субстанций — Единого, Ума и Души. Всякая вещь как таковая прежде всего отлична от всего иного, как некое уникальное «одно». Поэтому Единое, нераздельно присущее всему сущему, есть и все сущее, взятое в нераздельном множестве, и все сущее, взятое в абсолютной единичности. Т.о. из Единого все «изливается», «произрастает» по природе этого положения, без убыли породителя и без его сознательного волеизъявления, но исключительно по необходимости его природы. Единое, выступая как первосущность, не является ни разумом, ни потенциальным предметом разумного познания. Иерархия бытия распространяется от Единого, по ступеням Его нисхождения до материи — низшей границы. Космос находится в постоянном вращении и смене ступеней бытия; в то же время Универсум у Плотина остается статичным, ибо единое первоначало, Благо, которая над всем существует, неизбывно.Это совершенное первоначало, сверхчувственное и сверхмыслимое, является неизреченным, абсолютным Благом. Как «источник наполняет реки, сам ничего не теряя, как солнце освещает темную атмосферу, нисколько не потемняясь само, как цветок испускает свой аромат, не становясь от этого без запаха» — так Единое изливает себя, не теряя своей полноты, неизменно пребывая в себе.НусВторая ипостась — Ум (нус, νόος) — рождается как следствие этой эманации (онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы Универсума к низшим, менее совершенным сферам) Единого. Порожденные Умом мысли, идеи, образы, как и сам Ум, продолжают быть в общении и единении с абсолютным Благом.Мировая душаследствие нисхождения Ума. Душа уже не мыслит себя как принадлежность Единому, но лишь стремится к Нему. Душа порождает материю — начало физического и чувственного мира.По Плотину, существуют два вида, две части души: высшая и низшая. Низшая есть [человеческая] природа и обращена к материи (плотности и темноте); высшая есть божественная причастность и обращена к духу (бесконечности и свету). С точки зрения плотиновского мистицизма, высшая рождается от богов и бесплотных звездных духов; низшая размножается в царствах демонов, людей, животных, растений и минералов. МногоеЧувственный космос имеет у Плотина так же иерархическое строение — все возрастающее ослабление воплощения эйдосов по мере движения от «высшего неба» к «земле» — и характеризуется тождеством самосознания и самодеятельности на всех ступенях.Времени как становлению предшествует нестановящаяся вечность, которая в сравнении с чистым эйдосом также есть вечное становление — живая вечность или вечная жизнь. Время не есть ни движение, ни число или мера движения, ни другие его атрибуты. Время есть инобытие вечности, её подвижный образ или вечная энергия «мировой души».Материю Плотин рассматривает как лишенное всякой метафизической самостоятельности многое. Материя — только «восприемница» вечных идей, эйдосов; она лишена качества, количества, массы и т.п.; в чистом виде представляет собой не более чем субстрат изменений, бесконечную неопределенность, несущее.В сравнении с вечно сущими эйдосами материя есть принцип их разрушения и потому — первичное неизбежное зло. Однако, хотя в силу этого чувственный мир является соответственно неразумным и злым, в то же время он разумен и прекрасен, поскольку в чувственно воспринимаемом образе проявляет свой идеальный первообраз, так как причастен божественной сущности. ДушаПлотин неизменно следует Платону в учении о бессмертии души, о нисхождении её с неба на землю и обратном восшествии на небо, об укорененности всех индивидуальных душ в единой «мировой душе», о знании как припоминании и т.д. Концепция восхождения души от чувственного состояния к сверхумному экстазу составляет основу мистицизма Плотина.В целом «душа» для Плотина есть смысловое функционирование Ума за его пределами, «логос ума». Душа для Плотина есть нечто единое и неделимое, субстанция; в своей основе она неаффицируема и бестелесна. Поэтому Плотин критикует пифагорейское учение о душе как о гармонии тела, отвергает концепцию аристотелевской энтелехии и натуралистического учения стоицизма о пневме (душу никак нельзя представлять атомистически, как простую множественность психических состояний). Спор с гностиками:Платин стыдился. Что у него есь тела, как темница души, такие идеи были популярны, например, у гностиков, именно поэтому учение Христа как воплощенного бога сильно не принималось. У гностиков материю создал самый слабый и темный бог, материя зла, это такая космическая драма, но когда она закончится, души станут свободны. Плотин же не ждет конца, духовный мир не иной, его можно достичь слиянием с божеством через философию.

 

11. Христианское учение о душе. Восточно-христианское учение о «страстях».В переходе от языческой предпсихологии к христианской происходи смена антропологического типа: с субъектно-объектного на субъектно-субъектный. Демиург Платона был недосягаем, в христианстве бог – источник познания. Жизнь – как диалог человека и Бога, любое обстоятельство есть слово бога. Мир - место, где учатся благочестию. Познание мира и человека через слово божье. Человек может напрямую общаться с Творцом. Писание как ключ к пониманию самого себя. Его авторитет как слова божья первостепенен. Так же авторы «просвещенные богом» - отцы церкви. Обращение к трудам Платона и Аристотеля. Задача человека – истолкование. Все явления мира рассматриваются как нечто дидактическое, божий урок, слово. Интерес ненаучен, он толкователен. Благочестие как основная ценность. Человек как образ божий. Богослов раскрывает в первую очередь смысл вещи, обращенной к людям.Христианское учение о страстях Грехопадение. Змей обещал человеку божественное подобие. Человек поддался этому искушению. Человек был создан для пребывания в раю и любви. Задача человека в восстановлении таких отношений с богом, но разрыв столь глубок, что люди не могут его преодолеть для этого придет богочеловек, который станет жертвой за грех. Но, чтобы человек обрел спасение во Христе, он должен прилагать усилия, бороться со злом в своей душе. В первые века христианство существовала как религия мучеников. Постоянная борьба и готовность к смерти. Специальные аскетические упражнения. После Константина возникают лицемерные христиане и движение монашества возникла как реакция на распространение и обогащение христианства, пустынники. Страсть - что-то, что замыкает человека и на жизни для себя. Потребность бороться со своими страстями. Пустыня как школа борьбы со своими страстями.8 главных страстей1). Чревоугодие (пост нарушает эту цепочку)2). Блуд3). Сребролюбие4). Гнев5). Печаль6). Уныние7). Тщеславие8). ГордыняПост и молитва - основные аскетические упражнения. Молитва помогает соединиться богу и человеку. Страсть начинается тогда, когда с ней соглашается ум. Это происходит постепенно (во второй раз - очень быстро): приражение (прилог) – приходит мысльсдружение – рассмотрение мысли сосложение – соглашение с мыслью.борьба – другие мысли мешают ее принятьнавык – привыкание к мысли пленение – страсть. Как бороться? Отсекать греховные страсти и помыслы с помощью молитвы. Если страсть уже укоренилась – тогда борьба начинается с физического воздержания от ее осуществления, потом от мыслей о ней. Христианская антропологияСимволично-поэтическое отношение к человеку и миру. Святитель Григорий Палама (1296-1359), византийский мистик. В возрасте 17 лет Григорий прочел лекцию во дворце о силлогистическом методе Аристотеля перед императором и знатными лицами. Лекция оказалась столь успешной, что в конце ее Метохит воскликнул: «И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить ее похвалы». Однако около 1316 г., в возрасте 20 лет, Григорий покинул дворец и философские занятия и удалился на Святую Гору Афон, где предался подвижнической жизни и занятиям тайнозрительным богословием. Полемика с Варлаамом Варлаам нападал на афонских иноков за снобизм и почтение огня . Те ответили. (1) Тезис Варлаама: Знание едино. Нельзя делить знание на Божественное и человеческое, как здоровье, подаваемое Богом и врачом, делить нельзя. Философия так же необходима для христиан, как Писание. Возражение Паламы: врачи не могут воскрешать мертвых, а Бог может. Внешнее знание совершенно отлично от истинного и духовного знания, невозможно «от [внешнего знания] научиться чему-либо верному о Боге».При этом между внешним и духовным знанием существует не только отличие, но и противоречие: «оно настроено враждебно по отношению к истинному и духовному знанию».Когда мудрость мира служит Божественной мудрости, они составляют единое древо, первая мудрость приносит листья, вторая плоды. Мудрость Божия начинается с блага за счет чистоты жизни, а также с истинного ведения сущих, которое происходит не от научения, а от чистоты. «Если ты без чистоты, хоть бы и изучил от Адама до кончины мира всю природную философию, ты будешь глупцом, а то и хуже, а не мудрецом». (2)Тезис Варлаама: познать Бога невозможно. Возможно лишь символическое видение Бога. В этой жизни видеть Бога невозможно, но только после смерти. Возражение Паламы: возможно некоторое знание, когда человек обладает предпосылками знания Бога, Который становится доступным через Свои энергии. Бог является одновременно постижимым и непостижимым, знаемым и незнаемым.Далее Палама приводит рассуждения Дионисия Ареопагита о катафатическом и апофатическом богословии: «...всякого доказательства лучшее и словно некое не требующее доказательств начало священного доказательства есть вера», П. Христу писал, что, по учению Паламы, «апофатическое богословие - это сверхъестественные действия веры». Апостол Павел, восхищенный до третьего неба, просветился не мыслями и умом, но получил озарение «силы благого Духа по ипостаси в душе». Озарение, происходящее в чистой душе, не является познанием, поскольку превосходит смысл и познание. «Главное добро» посылается свыше. Это - «залог будущего века, неведение превышающее знание, тайное тайному причастие и невыразимое видение, таинственное и неизреченное созерцание и познание вечного света». Мудрость пророков и апостолов не приобретается научением, но преподается Духом Святым.является даром благодати, а не природным дарованием. Однако Палама соглашается, что Бог непостижим по сущности. (3) В отличие от Варлаама для св. Григория созерцание выше всего, включая апофатическое богословие. Одно дело говорить или молчать о Боге, другое жить, видеть и обладать Богом. Апофатическое богословие не перестает быть «логосом», а «созерцание выше логоса». Варлаам говорил о видении катафатическом и апофатическом, а Палама - о видении выше видения, связанном с вышеестественным, с силой ума как действием Святого Духа. В видении выше видения участвуют умные очи, а не помысел, между которыми проходит непреодолимая пропасть. Обладание подлинным созерцанием Палама сравнивает с обладанием золотом, одно дело думать о нем, другое иметь в своих руках. «Богословствование столь же уступает этому видению Бога в свете и столь же далеко от общения с Богом, как знание от обладания. Говорить о Боге и встретиться с Богом не одно и то же».В итоге вопрос был сформулирован как: является ли свет Господня Преображения на Фаворе Полнотой Божества или же есть свет особый просвещающий, но сотворенный. Учение Варлаама как еретическое вызвало осуждение Церкви. Учение о Божественных энергиях как о проявлении всей Полноты Божества, о благодати действие которой является Самим Богом — есть учение только Православной Церкви. Ряд католических богословов признал это учение еретическим и даже пантеистическим. До начала XX века это учение оставалось практически неизвестным не только в протестанстких и католических учебных заведениях, но также и в русских семинариях. В России традиция исихазма передавалась как в древности путем личностного общения от старцев ученикам.


2015-11-10 1197 Обсуждений (0)
Стоицизм, его психологические аспекты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стоицизм, его психологические аспекты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)