Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики
Психология (греч. ψυχή - душа; греч. λόγος - слово)- это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека и животных, то есть наука о психике. Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. Этапы развития психологической науки: 1 этап - психология как наука о душе. 2 этап - психология как наука о сознании. 3 этап - психология как наука о поведении. 4 этап - психология как наука о психике. Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. Объект психологии - это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах. общий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики.. 2 Объект, предмет, принципы, задачи и основные методы психологии. Задачи психологии: - научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; - научиться управлять ими; - использовать научные знания с целью повышения эффектив-ности различных отраслей практики; - быть теоретической основой для прикладной и практической психологии. Метод в психологии – это способ познания внутренних явлений через анализ внешних психологических фактов. Классификация методов в психологии: - методы сбора информации(наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов, метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод); - методы обработки данных(статистический анализ, другие математические методы); - методы психологического воздействия(дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и другие). Методы психологического исследования - системы операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки. Классификация методов психологического исследования: - неэкспериментальные методы; Наблюдение Беседа или интервью Анализ результатов деятельности Анкетирование - психодиагностические методы; (объект тесты, опросники) - экспериментальные методы; (эксперимент) - формирующие методы.
3 Понятие о психике: психическое как субъективное отражение объективного мира. Психика - это свойство животных и человека отражать объективный мир в его связях и отношениях. Психика человека –это качественно белее высокий уровень, чем психика животных; это «субъективный образ объективного мира».Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных(Homo sapiens — человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Стадии развития психики и поведения человека и животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри): 1 стадия - стадия элементарной чувствительности; 2 стадия - стадия предметного восприятия; 3 стадия - стадия интеллекта. Психика человека состоит из трех групп психических явлений: - психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные и др.); - психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.); - психические свойства человека (темперамент, способности, характер, направленность личности). Психическая деятельностьзависит от особенностей человече-ского организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют: - сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов); - моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека); - ассоциативные зоны (служат для переработки информации). Развитие психики Существуют разные подходы к по-в филогенезе ниманию того, кому присуща психика: 1) антропсихизм(Декарт) — психика присуща только человеку; 2) панпсихизм(французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе); 3) биопсихизм—психика — это свойство живой природы (присуще и растениям); 4) нейропсихизм (Ч.Дарвин) — психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему; 5) мозгопсихизм (К. К.Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, т. к. у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга);
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2042)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |