И место ее в системе научного знания
Вопросы: 1. Предмет педагогики и ее осн понятия 2. История становления педагогики как науки
Педагогика – наука, изучающая закономерности передачи старшим поколениям и активного усвоения младшим поколением социального опыта, необходимого для жизни и труда. Современная реальность такова, что связь между поколениями ослабевает. Что является одной из причин кризисной ситуации в педагогике. Основным предназначением каждого из поколений является: 1. Освоение имеющегося опыта 2. Преумножение этого опыта 3. Передача этого опыта дальше Предмет педагогики: · Образование, как реальный и целостный процесс, целенаправленно организуемый в спец соц институтах · Закономерные связи, сущесвующие между развитием личности и воспитанием. Разработка на этой основе теории и технологии воспит деятельности Включает след дисциплины (направления): · Общая · Возрасная (дошкольная, школьная, взрослых) · Профессиональная · Семейная · История педагогики · Специальная (для людей с отклонениями)
Включает в себя целый ряд ключевых понятий: · Воспитание – целенаправленное формирование личности на основе развития у нее определенных отношений, мировоззрения, форм поведения. · Обучение – специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемого, в результате кот обеспечивается усвоение определенной системы знаний, умений, навыков, что обеспечивает развитие ученика. · Образование – результат обучения, имеющий своим итогом освоение человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности и отношений. Есть то, когда все выученное забывается · Формирование – процесс становление человека как социального существа, под воздействием всех факторов, как природных, так и социальных. · Развитие – объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных качеств. Важнейшее качество человека. Педагогика – наука достаточно древняя. Ее осн идеи зародились еще во времена Др. Греции, Др. Китая, Египта. Этапы формирования педагогики: 1. Первые пед идеи появились в русле философии. Конфуций. Демокрит (самая большая ошибка Бога , в том, что он создал женщину. Воспитание ведет к умению хорошо мыслить говорить и правильно поступать. Осуждал родителей, кот не готовы вкладывать в обучение своего ребенка. Хорошим человеком мы становимся не от природы, а в рез воспит и обучения). Сократ ( подвергать все сомнению!!!). Платон (труды Государство и Законы. Основал школу Платоновские академики). Ученик Платона Аристотель (Платон мне друг, но истина важнее. Воспитание может быть физическим умственным и нравственным). После эпохи Античности в эпоху Средневековья. Образование носит более религ характер. Излишние знания не разглашаются. Все подконтрольно. Фома Аквинский (совмещал религ и светское знание). Винсент де Бове (образование должно быть не насильственным, а через игру, шутку. Выделил специфические особенности детей: отличаются легкостью нрава, они часто проявляют слабоволие и доверчивость. Они бывают капризными). Начало средневековья 12-15 века. Образование выходит за рамки церкви. Образование становится более светским. Появ первые школы и университеты. Светское образ становится все более прикладным. Глава городск школы – ректор.многие универы возникли на базе монастырей. 1206 оксфорд, кембридж. При универе был собственный суд. Быстрое распространение универов. В 13 веке было 14, а в 14 уже 46. Было свободное отношение между сословьями. Обучение платное. Возраст значения не имел. Студентами становились в 13-14 лет. За универами закреплялись специализации. Эпоха возрождения. Многие педаг идеи отражены в литер произведениях. Томас Мор «Утопия». Томазо Кампанелла «Город Солнца» (Ребенок должен не только обучаться теоретически, но и ремеслам). Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» 16 век-17 век. Век, когда педагогика претерпевает первые!!! Очень серьезные изменения. В 16 веке становится самостоятельной. В 1657 году Ян Амос Фоменский «Великая Дидактика» предложил организовывать распределении преподавание предметов. Обязательно нужно показывать и объяснять. Систематичность и последовательность. От простого к сложному. Опора на чувственную сторону и индивид особенности учеников. Эпоха просвещения. Жан –Жак Руссо « Эмиль или о воспитании» (ориентировался на природу ребенка, его увлечения. На принципе неудобства) 2. На стыке философии и литературы 3. Переход от гипотетических и утопических идей к концепциям и теориям, рожденным на основе эксперимента и практики
Педагогика России и Беларуси Среди Бел просветит являлся Симеон Полотский 1629 – 1680. Педагог, наставник царских детей. Петра 1. Им был предложен проект славяно – греко- латинской академии. Ученики получают пользу ,когда родители и преподаватель за одно. Ломоносов 1775 году орг академию Ушинский. Жил 44 года. «человек как предмет воспитания» осн принипы: пасильности. Последовательности. Наглядности. Сознательности. Предложил, чтобы в нач школе был один педагог. Макаренко. Постреволюционные годы. В.А. Сухомлинский. Амонашвили. Ильин. …
Социализация личности. Семья как социокультурная среда развития и формирования личности.
Социализация – процесс и результат включения индивидов в соц отношения. Пути социализации: · Целенаправленное обучение и воспитание · Случайное соц вздействие Институты социализации: · Семья · Детский сад · Школа · Вуз · Трудовые коллективы · Неформальные объединения Вариант социализации – приобретение норм поведения. Механизмы социализации: 1. Идентификация – отождествление индивида с нек людьми или группами (способ освоение поло – ролевого поведения) 2. Подражание – сознательное или бессознат воспроизведение индивидом модели поведения или опыта др людей (дети подр родителям, супруги, подростки) 3. Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутр опыта, мыслей, чувств, псих состояний
Осн направления социализации: · Поведенческое · Эмоц – чувственное · Познавательное · Морально – нравств · Межличностное · Бытийное Процесс социализации сопровожд весь онтогенез. На ранних этапах онтогенеза ребенок пассивен в формате социализации и чаще он в позиции объекта. С возрастом активность личности возрастает. И начинается фильтрация социализации, внешних воздействий, становясь субъектом социализции. Экологическая модель. Ури Бронфенбреннер Среда имеет несколько уровней воздействия
Этапы социализации: 1. Адаптация (0-3 года) – некритичность позиции ребенка к внешн воздействиям. Осн механизм подражание. 2. Индивидуализация (10-14) 3. Интеграция(15-18)
Семья – социально -экономическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого ее члена.
Осн задачи семьи: 1. Создать макс условия для роста и развития ребенка 2. Обеспечить соц экономич и психологич защиту ребенка 3. Передать опыт создания и сохранения семьи буд поколениям 4. Научить детей полезным прикладным навыкам Семья Может быть деформированной и правильно структурированной. Деформация: · Психологическая
Родитель мама папа Сиблинг ребенок · Структурная Семья: o Простая (+ меньше конфликтов по пов границ, более сплоченная, при условии конструктивных отношений, - разобщенность, малый запас семейного опыта) o Расширенная (+ богатый опыт поколений, более равномерное распределение обязанностей, сильны традиции, - конфликты поколений, отсутствие личностных границ) Типы воспитания: o Сотрудничающий стиль o Повышенная моральная ответственность (не принадлежит сам себе) o Гипоопека (недостаток эмоциональной близости) o Гиперопека (имеет статус сверхценности) o Жестокий (физ и эмоц насилие) Вклад матери в развитие ребенка: Три стратегии поведения: до полутора лет 1. Движение к людям (я хочу максимально быть удобной людям) 2. Движение от людей (всех держит на расстоянии, внутри уязвим, внешне холоден. Мама каждый день то, поцелует, то отпихнет, непредсказуемость) – нарциссизм 3. Против людей (безразличная мама, быть бунтарем) До трех лет симбиотический тип поведения
Ж Р М
Ж М Р
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (461)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |