Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДИКА ПРАКТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА



2015-11-10 969 Обсуждений (0)
МЕТОДИКА ПРАКТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 0.00 из 5.00 0 оценок




МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ
(ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)
Кафедра "История архитектуры и градостроительства"
МЕТОДИКА АРХИТЕКТУРНОГО АНАЛИЗА

УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ ПО КУРСУ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ
Составил проф. Ю.Н. ГЕРАСИМОВ
Москва 1977

Настоящая методика проведения практических упражнений по историко-архитектурным и историко-градостроительным дисциплинам создана в результате многолетней работы кафедры «Истории архитектуры и градостроительства» под руководством Заслуженного деятеля науки РСФСР, лауреата государственной премии профессора А. В. Бунина.

Практическое упражнение по архитектурному анализу выполняется студентами II курса в четвертом семестре, когда они уже прослушали большую часть лекционного курса и получили некоторую методическую подготовку на семинарах по истории архитектуры.

Самостоятельный графический анализ памятников архитектуры способствует воспитанию у студентов обостренного чувства архитектурной формы и прививает им необходимые навыки профессионального композиционного мышления. Данное упражнение, кроме того, впервые знакомит студентов с порядком и методами научной работы, что создает предпосылки для последующего органического сочетания учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью студентов в области архитектуры.

Индивидуальные задания по анализу, разработанные кафедрой, охватывают произведения архитектуры различных стран и эпох и, как правило, учитывают пожелания студентов. Все темы, однако, являются лишь "направляющими", и за студентами оставляется право самостоятельно ставить или дополнять конкретные задачи, касающиеся анализа данных памятников архитектуры, привлекать дополнительные примеры, аналогии и т.д.

Профессиональный архитектурный анализ по своим методам и приемам существенно отличается от традиционного искусствоведческого анализа произведений архитектуры. В связи с этим студенту предстоит пользоваться исключительно средствами архитектурной графики в виде аналитических чертежей, зарисовок, схем, а также фотоизображений, и с помощью этих средств решать ту или иную задачу, не прибегая к словесным формулировкам. Овладение подобными методами анализа является необходимой составной частью профессиональной подготовки архитектора.

Архитектурный анализ, как и любое научное исследование, предполагает три этапа работы:

1. Сбор материалов

2. Анализ собранных материалов

3. Обобщение и выводы на основе проведенного анализа.

Для выполнения работы необходимо предварительно ознакомиться с соответствующими разделами Всеобщей истории архитектуры (в двух томах, изд.1958 и 1963 г.г., в двенадцати томах, изд.1966-1973 г.г.) и Истории русской архитектуры (краткий курс, первое изд.1951 г., второе изд. 1956 г.), а также, пользуясь библиографическими указателями в этих книгах, освоить некоторую часть литературы, посвященной данному кругу памятников. Памятники, расположенные в Москве и ее окрестностях, нужно тщательно изучить в натуре, сделав ряд зарисовок или фотоснимков.

Собранный материал следует расположить по возможности компактно на одном-двух листах форматом 40x60 см или отдельных карточках, уделяя главное внимание рисункам и схемам, выражающим собственное понимание студентом тех или иных сторон архитектурной композиции или стиля.

Завершающим моментом работы будет графическое обобщение рисунков и схем, выявление условными линиями или тонировкой существенных моментов в композиции или важных стилистических признаков анализируемых произведений архитектуры.

Ниже приводятся указания по применению важнейших методов монографического и сравнительного анализа архитектурных памятников.

I. МЕТОДЫ МОНОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ

1. Анализ конструктивных и тектонических систем предполагает:

а) графическое выявление на перспективных или ортогональных проекциях памятника его конструктивной основы (например, нанесение пунктиром очертаний сводов и куполов, "проявление" на фасаде внутренней структуры, своего рода, "совмещение" фасада с разрезом, штриховку поверхностей на разрезах с целью прояснения структуры интерьера и т.д.)

б) выяснение степени близости и взаимосвязанности конструктивных элементов и соответствующих тектонических архитектурных форм (например, выделение на разрезах подпружных арок, сводов и определение, их влияния на формы закомар, кокошников, трехлопастных арок и т.д.)

в) составление тех или иных тектонических схем памятника (например, схема сводчатого покрытия травей готического собора или схема-"слепок" внутреннего пространства бесстолпного храма - в аксонометрии и т.д.);

2. Анализ соразмерностей и пропорций проводится, как правило, в ортогональных проекциях и складывается из двух моментов:

а) поиски кратных соотношений (например, 2:3, 4:5 и т.д.) между основными размерными параметрами памятника, с учетом того, что эти соразмерности в свое время могли быть использованы при строительстве для откладывания в натуре необходимых величин. При этом многократно встречающиеся в памятнике размерные величины (модули) следует сопоставить с историческими мерами длины (футами, саженями и т.д.);

б) поиски более или менее постоянной геометрической связи размеров основных форм и членений памятника на основе закономерных отношений элементов простейших геометрических фигур (квадрат, двойной квадрат, равносторонний треугольник и т.д.) и их производных. Выявленные пропорциональные соотношения не должны противоречить логике построения тектонических форм памятника и очевидной последовательности возведения его отдельных частей. Анализ может завершиться увязкой размеров исходной геометрической фигуры (например, квадрата) с модулем и с историческими мерами длины.

В учебном упражнении не следует стремиться к выявлению слишком большого количества соотношений, гораздо важнее обратить внимание на качество выделенных соразмерностей и пропорций, т.е. на их композиционную значимость, на их связь с размерными отношениями основных тектонических членений объемов и на возможность их использования в процессе возведения памятника.

3. Анализ метро-ритмических закономерностей может проводиться как на ортогональных чертежах, так и на перспективных изображениях памятника (рисунках, фотоснимках, слайдах и т.д.). Сущность метода сводится к графическому подчеркиванию (линией, тоном, штриховкой или цветом) на любом изображении памятника метрических и ритмических рядов форм как по вертикали, так и по горизонтали. Выделенные таким образом метрические ряды (например, колоннады, оконные проемы, раскреповки карнизов и т.п.) и ритмические ряды (например, убывающие по высоте ярусы, изменяющиеся пролеты арок и т.п.) позволяют выявить "статичность" или "динамичность" архитектурной композиции данного памятника. При этом, выяснение закономерности изменения членов ритмического ряда форм тесно соприкасается с анализом пропорций. В результате исследования составляются условные схемы, отражающие особенности построения метро-ритмических рядов форм данного памятника архитектуры.

4. Графическая реконструкция позволяет воссоздать утраченный облик памятника на любом этапе его исторического существования. Реконструкция выполняется либо в виде ортогонального чертежа (план, фасад), когда имеется соответствующая подоснова, либо в форме перспективного изображения, сделанного по рисунку с натуры или фотоснимку (слайду). В качестве источника для реконструкции следует использовать опубликованные старинные изображения памятника, различного рода исторические описания, а также материалы по аналогичным памятникам той же эпохи.

Студенту в учебных целях предлагается сделать лишь эскизную реконструкцию, только в общих чертах передавшую характер первоначального или измененного облика памятника. В подобной работе, по необходимости, важную роль должны сыграть собственные представления студента, не располагающего всей полнотой археологических материалов, но вооруженного знанием и пониманием стиля эпохи.

В ряде случаев студент может ограничиться сопоставлением вариантов реконструкции одного и того же памятника, выполненных различными исследователями. Но тогда необходимо дать этим вариантам обоснованную оценку и выделить наиболее вероятный из них. Свой выбор студент должен графически обосновать изображением аналогичных памятников или их фрагментов.

Особый вид реконструкции - воссоздание первоначальной и впоследствии утраченной окраски памятника - выполняется на основе ортогональных фасадов или перспективных изображений с возможным включением исторического градостроительного окружения.

При выполнении задания по графической реконструкции может быть широко использован способ дорисовки и фотомонтажа.

5. Построение архитектурных картин - прием анализа памятников с развитой объемной композицией, рассчитанной на постепенное восприятие во времени, таких например, как Эрехтейон в Афинах или Покровский собор в Москве. При обходе такого памятника зритель, вследствие закрывания одних объемов другими, воспринимает множество перетекающих одно в другое перспективных изображений, которые и называют архитектурными картинами.

Задача студента - выделить качественно различные группы архитектурных картин, обозначить на плане зоны восприятия этих групп картин и проиллюстрировать каждую группу одной, характерной, в виде перспективного рисунка или фотоснимка (слайда).

Число качественно различных картин обычно не превышает пяти-шести.

6. Анализ масштаба и масштабности складывается из выявления масштабной роли членений архитектурного объема и графического выделения на ортогональных или перспективных изображениях памятника характерных деталей - "указателей масштаба", таких, как ступени, балюстрады и пр. Особое внимание следует обратить
на роль ордера как универсального инструмента архитектурной масштабности.



2015-11-10 969 Обсуждений (0)
МЕТОДИКА ПРАКТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДИКА ПРАКТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (969)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)