II. МЕТОДЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ
7. Сравнение объемной композиции двух памятников проводится путем сопоставления планов, фасадов или разрезов, приведенных к общему масштабу. Очень эффективен прием наложения или совмещения планов, фасадов и разрезов; иногда при совмещении проекций двух памятников бывает полезно привести их к какому-либо общему размеру, например, к одинаковой высоте или ширине (в этом случае сравниваются также и пропорции памятников). Возможно также сопоставление в целях сравнения перспективных изображений памятников в форме рисунков с натуры или фотографий. В этом случае рисунки или снимки должны быть сделаны в сходных ракурсах и с таких точек, откуда раскрываются характерные особенности объемно-пространственной композиции памятников. Следует проследить, чтобы по своим относительным размерам изображения памятников приблизительно сооетствовали соотношениям их размеров в натуре. При всех случаях сравнительных сопоставлений различие памятников обычно выступает яснее, чем моменты их сходства. Поэтому необходимо графически подчеркнуть то, что сближает сопоставляемые объекты, например, идентичность композиционных приемов, аналогию в сочетании объемов, схожий характер членений, расположение проемов и т.д. Завершить сравнение можно составлением обобщенных графических схем с подчеркнутым выделением тождественных или похожих элементов. 8. Построение типологических и эволюционных рядов (в форме таблицы или картотеки). Сравнение нескольких однотипных произведений архитектуры позволяет расположить их в едином типологическом ряду, построенном на основе хронологической или региональной группировки отдельных памятников. Требования к изображениям объектов, из которых выстраивается ряд, остаются такими же, как и при сравнении двух памятников (единство масштабов ортогональных проекций, сходство ракурсов перспективных изображений и т.п. Любой типологический ряд (например, "Шестистолпные пятиглавые соборы в русской архитектуре ХV-ХVII в.в.") содержит и фиксацию эволюционных изменений данного архитектурного типа. Поэтому четко разграничить типологические и эволюционные ряды не представляется возможным. Если в типологическом ряду главным остается выявление многообразия основного исходного типа, то в эволюционном ряду прослеживаются изменения исходного типа во времени. Эволюционные ряды иногда строятся на основе исторических изменений облика одного памятника (например, "Основные этапы эволюции облика Спасского собора Мирожского монастыря в Пскове"). Необходимым этапом построения типологических и эволюционных рядов является составление рабочей картотеки. Картотека - универсальный метод сбора и систематизации материала, и студентам необходимо научиться им пользоваться. Суть метода состоит в изготовлении бумажных карточек произвольного формата, на которых выполняют схематические зарисовки анализируемых объектов (например, планов греческих и римских жилых домов). Каждая карточка должна представлять самостоятельную законченную единицу аналитически обработанного материала и вследствие этого должна иметь кроме изображений пояснительные надписи с указанием названия объекта, места и времени его постройки, а также источника (книги, альбома, увража и т.д.). Изготовленные в достаточном количестве карточки позволяют делать разнообразные варианты раскладок, которые и помогают составить типологический или эволюционный ряд. 9. Картографирование историко-архитектурных данных. ЛИТЕРАТУРА ПО МЕТОДИКЕ АРХИТЕКТУРНОГО АНАЛИЗА
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1973)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |