Анализ психологических теорий развития личности
Существуют принципиальные расхождения в подходах к изучению развития личности. Можно выделить 4 взгляда: - биогенетические теории (биологизаторский подход) - социогенетические - биосоциогенетические - отечественная школа 1. Считали, что основным условием психического развития является наслественность. Фрейд: «Движущая сила развития личности в инстинктах, подсознательных потребностях, влечениях. Они имеют врожденную природу и от социальных влияний не зависят». В основу этих теорий был положен закон сформированный в 1866 году биологом-дарвинистом Геккелем: «История зародыша есть краткое и быстрое повторение истории рода» С. Холл на основе биологического закона разработал теорию рекопитуляции человеческой психики. Он настаивал на том, что детям в своем развитии необходимо пройти все те стадии, которые прошел человек в своем историческом развитии. Гетчинсон выделил 5 периодов человеческой культуры, в соответствии с которыми сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости: - период дикости (стремление к копанию в земле). Длится до 5 лет. Пик в 3 года. - период охоты и захвата добычи (страх перед чужими, играет в прятки). С 4х до 12 лет. Пик 7. - период пастушества (нежность к животным, строят хижины, шалаши). От 9 до 14. Пик 10. - земледельческий (садоводство) с 12 до 16. Пик 14. - промыслово-торговый (обмен, продажа) с 14 до 18-20 лет. П. Блонский (зубы) З. Фрейд, К Бюллер, Ж.Пиаже. 2. Подчеркивается исключительная роль среды в развитии. Она понимается как нечто неизменное, определяющее судьбу человека. Теории этого подхода появляются примерно с середины XX века. Джером Брунер: «Любого ребенка, на любой стадии развития можно с успехом преподать любой предмет в достаточно полноценной форме». Э.Эриксон Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития. 1. Основной задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру. До года. 2. Задача второй стадии – дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. От 1 до 3 лет. 3. Третья стадия начинается с разворачивания конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким человеком он может стать. В связи с этим он ставит перед собой определенные задачи и пытается их решить. От 3 до 6. 4. Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители, но для того, чтобы получить физическую возможность выполнять их самому, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную деятельность, в результате которой у него складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению. 5. Основная трудность пятой стадии состоит в конфликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подросткового периода, на который приходится эта стадия,– поиск ответа на вопросы «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». От 13 до 18. 6. Основным конфликтом шестой стадии развития, приходящейся на период ранней взрослости, Э. Эриксон считал конфликт между близостью и изоляцией. При этом под близостью понимается не только и даже не столько сексуальная близость. Близость по Эриксону – э го способность человека отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять при этом собственную идентичность, то есть не боясь потерять свое «Я», растворить его в «Я» другого человека. 7. Задача седьмой стадии – в развитии у себя целеустремленности, которая делает жизнь продуктивной. 8. На заключительном этапе своей жизни люди обычно ретроспективно просматривают свою жизнь, по-новому оценивают ее. 3. В середине XX века стали появляться теории, в которых делались попытки связать биологические и социальные условия. В. Штерн «Теория конвергенции двух факторов». Человеческий индивид в 1 месяц младенческого периода с неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием находится в стадии млекопитающего. Во второе полугодие, развивая деятельность хватания и разносторонние подражания, он достигает развития высшего млекопитающего (обезьяны). А на втором году элементарного человеческого состояния. В первые 5 лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Затем следует поступление в школу. Более напряженное внедрение в социальное целое – онтогенетическая параллель вступления человека в культуру. Выделил биологические и исторические стадии развития личности. 4. В отечественной психологии подчеркивается единство наследственных и социальных моментов в развитии. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции: ощущение, восприятие больше обусловлены наследственностью, чем высшие. А высшие функции – продукт культурно-исторического процесса развития человека. Наследственные задатки играют лишь роль предпосылок. Чем сложнее функция, чем длиннее путь её онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности. В развитии всегда участвует среда. Психическое развитие человека – не механическое сложение двух факторов. Считается, что наследственно определен диапазон развития какого либо свойства, а внутри его степень равзития свойства зависит от условий среды.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2011)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |