Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Активность как фактор развития





Активность– деят-ть, созидание, -самост-ные действия чел. *в одной семье люди разные, хотя среда и наслед-ть одна. А – разноплановое понятие. Классификация: 1.по обеспечивающим ее псих механизмам: двигательная, интеллектуальная, общенческая. 2.по направленности: во вне (обучение кого-то), внутрь (самовоспитание, саморазвитие). 3.по виду нервно-псих р-ции: безусловнорефлекторная, условнорефлекторная (навыки), творческая. 4.по ур-ню псих д-ти: сознательная, бессознательная (фиксируется в сновидениях), неосознанная (*поправить волосы). Это неполная классификация. Видов активности много. Понятие акт-ти шире понятия деят-сти, та же деят-сть только осознана и с наличием цели. Направления развития акт-ти – активность в пр-се онтогенеза (Люблинская): акт-ть реб. и подростка развивается в след. направлениях: 1.от реактивность к произвольности. В произвольной акт-ти прояв-ся творч хар-р (чем старше чел., тем творчесвто более нарастает; нарастание носит постоянный хар-р). 2.возрастает организованность (сложность) акт-ти, возможность выстраивать сложную деят-сть (по мере взросления реб. м. обеспечить более слож. активность). 3.интеллектуализация акт-ти. (чем старше реб., тем больше ему хочется узнать, развиться, он задает много вопросов; чем старше, тем больше интеллектуальная обработка; обдумывает, что делает). 4.от подражательности к самостоятельности. Дети воспроизводят поведение родителей – подражание. Оно необходимо. Это залог половой идентичности. Уже у 5летнего реб. проявл-ся самост-сть ( чем старше, тем тем больше его самостоят-сть). 5.переход активности внешне направленной к активности внутренней – потребности изменить себя. 6.изменение форм общения – отнош-я со взрослыми (в детстве мен-ся отношение ко взрослым; от отношения как к исполнителям к отношенюя как источнику инфо, от потребительского отношения к организации св. собственной жизни). В основном «активностью» занимались в России. За рубежом активности придают значение когнитивисты. Бихевиористы – развитие обеспечивается стимулами извне. Когнитивисты: чел. моделирует среду, строит когнит стр-ры *ментальная модель учеб. деят-сти – это средства создания реальности. Активность как ф-р развития все равно явл-ся дополнительным.



 

 

14. Подходы различных авторов к проблеме периодизации.

Периодизация – разделение пр-са на стадии, определение, чем одна стадия отлич-ся от др., выделение особенностей протекания стадий, определение закономерностей смены стадий. Зачем: кол-во прожитых лет не даёт на какой стадии находится чел. Неравномерное застревание психич. развития. Периодизация не даёт психологич. возраста.

В истории псих-ии есть 3 группы периодизаций по принципу какое основание заложено: 1.по аналогии: берется пр-с, кот уже периодизирован, и переклад-ся на псих-ию развития. *сис-ма образования и воспит-я на пс-ю развития – дошкольники, младш школа,… работы С.Холла и Дж.Гетчинсона: разв-е ч-ка повторяет разв-е чел-ва: 0-5лет – стадия «рытья и копания» (играет, небрежен, тянется к земле); 5-11лет – «охота и захват» (период агрессивности, секреты, убежища); 8-12лет – «пастушеская» (помешанность на жив-ных, стремление к ласке и нежности); 11-15лет – «земледельческая» (интерес к природе); 14-20лет – «промышленность и торговля» (интерес к деньгам, коммерции). 2.ученый выбирает любимую линию разв-я, на свой взгляд, самую важную, по кот. строится периодизация. *Блонский периодизировал по зубам. Разв-е зубов свид-ет об окостенении скелета. 1й зуб появ-ся одноврем-но с возмож-ю реб. есть. Появ-ся возмож-сть видеть мир прямо, что способ-ет лучшему познанию мира. Эпохи: беззубое детство (абсол беззубое, стадия прорастания зубов), детство молоч зубов, детство пост. зубов. Охватывает период до 7лет. далее развитие зубов очень индив-но. Штратц – главная линия разв-я – секс разв-ие, тоже заканч-ся на подростковом возрасте. Периодизация Штерна: по видам деят-сти + Пиаже: мышление. К этой группе иногда относят Фрейда (сексуальное развитие), Фельндштейн (линия – самосознание). Здесь велика роль субъективности критерия. Требования к критериям: 1)критерий д.б. наблюдаемым, 2)критерий д.б. связан с психич. развитием, 3)критерий д. пронизывать всю жизнь.

3.на люб этапе разв-я нужно выделять разные линии развития. Для люб этапа разв-я -главное – свое. Критериально разные особ-ти люб периода. не ищется 1 критерий. Это по новообразованиям – интенсивные изменения на данном этапе разв-ия, кот. не было раньше. Термин введен Выготским. Он говорил, что в этой группе берется «самая суть разв-ия». Дело не только в новообраз-и, но и в темпе разв-я чел. С т. зр-я темпа все периодизации разв-ия делятся на 2 типа: стабильные и критические. Они чередуются. У дет. и взр. кризисов разн природа. Жизнь чел.: 1.начиная с кризиса новорожденности (до 2мес), 2.младенческий возраст (2мес-1год), 3.кризис 1года, 4.раннее детство (1-3года), 5.кризис 3лет, 6.дошкольный возраст (3-7лет), 7.кризис 7лет, 8.школьный возраст (8-13лет), 9.кризис 13лет, 10.пубертатный возраст (14-17лет), 11.кризис 17лет. Критические периоды от стабильности отличаются: 1.продолжительностью, а также в кажд период у чел. происходит в основном деструктивное разв-е. Кризис ломает старые образования, расчищает место для нового. 2.трудновоспитуемость реб. в кризисные периоды, с реб. сложнее общаться, он хуже учится. Кризис сложнее, чем стабильный период. 3.новообразования критического периода непрочны, временны, ненужны, а стабильного периода – прочны и нужны. Периодизация Эльконина: кризисы и стаб. периоды. Разв-ие чел. проходит 2 типа периодов: А.разв-ся в основном мотивы и типы отношений м/д людьми. Б.развив-ся навыки и умения, дествия с предметами. Кризисы, когда вперед выходят периоды А – тихие, неострые, Б – трудные, острые, т.к. гораздо труднее подтягивать мотив-цию к умениям, чем наоборот. Мотивацию развить сложнее. Эльконин счит., что острые кризисы – это кризис 3лет, 13лет, а кризисы 1года и 7лет – легкие, возникают сомнения в их существовании. Теория Фельдштейна: возрастные этапы относ-ся к 2 типам: 1.я в обществе – до 1года, 3-6, 10-15, в основе лежит социализация, 2.я и общество – до 3лет, 6-10лет, 15-17лет в основе – индивидуализация. Любые этапы заканчиваются кризисом: 1, 6, 15лет.

 

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)