Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Билет 9. Процессы памяти



2015-11-10 901 Обсуждений (0)
Билет 9. Процессы памяти 0.00 из 5.00 0 оценок




Билет 6. Свойства и феномены восприятия

Восприятие- перцептивный процесс, состоящий в отражении целостных образов, предметов и явлений окружающего мира, при непосредственном воздействии на органы чувств.

 

Свойства восприятия:

· целостность (образ воспринимается как целое)

· предметность (отнесенность явлений внешнего мира и образа восприятия. Это свойство появляется в течение жизни. E.g. ребенок воспринимает предметы, когда ударяется о них головой)

· константность (относительная независимость образа восприятия от условий восприятия E.g. если лист бумаги раскрасить, мы все равно будем знать, что он белый)

· активность (включение в активность восприятия моторности/движения, т.е. чтобы понять, откуда звук, нужно повернуться в сторону источника)

· структурированность (ряд закономерностей, на основании которых фигура выделяется из фона) /закон сходства; з-н близости; з-н замкнутости - замкнутые промежутки воспринимаются как фигура; з-н структурирования = «хорошей линии»/

· установка восприятия(предрасположенность восприятия настоящего в зависимости от восприятия прошлого).

 

Виды восприятия:

· по модальности:

- зрительное; - кинестетическое (положение тела в пространстве);

- слуховое; - обонятельное;

- осязательное; - вкусовое.

 

· по свойствам материи:

- пространства; - величины;

- времени; - удаленности;

- движения; - глубины;

- формы; - взаиморасположения объектов;

- направления.

 

e.g. восприятие времени зависит от биоритмов организма, от эмоционал. насыщенности и отнесенности события к прошлому или настоящему. Эмоционал. насыщенные промежутки времени воспринимаются в настоящем как короткий отрезок времени, а в прошлом – как длинный. Эмоционал. ненасыщенные – наоборот

 

 

Билет 7. Понятие о внимании. Виды внимания. Свойства внимания.

Внимание– направленность и сосредоточенность психики субъекта на определенные объекты при одновременном отвлечении от других объектов. Процесс не самостоятельный, а сопутствующий, который является условием и успешного протекания.

Анатомо-физиологические основы внимания: нейроны внимания (сеть) делятся на нейроны новизны и нейроны ожидания (требуемый объект).

 

Виды внимания:

1.по направленности:

· внешнее (на внеш. объекты – экстраверты)

· внутреннее (интроверты)

·

2.по участию в волевой регуляции:

· произвольное (наличие целей и волевого усилия)

· непроизвольное (нет ни цели, ни волевого усилия)

!!!факторы непроизвольного внимания:

- сила раздражителя

- неожиданный раздражитель

- новизна

- необычность

- контраст

- подвижность объекта

- отношение к потребности (значимость)

· послепроизвольное (есть цель, но нет волевого усилия)

 

 

Свойства внимания:

1. концентрация (степень сосредоточенности внимания на объекте)

2. объем внимания (кол-во объектов, которые одновременно могут быть охвачены вниманием) e.g. у взрослого от 4-х до 7-8-ми.

3. переключение (намеренный перенос внимания с одного объекта на другой)

4. …………….. (возможность удерживания в сфере сознания нескольких объектов или деталей)

5. устойчивость (время сосредоточения интенсивного внимания на объекте =15-20 минут ; колебания внимания идут постоянно)

6. полезависимость (привязанность внимания к внешним наблюдательным

характеристикам и объектам)

 

Билет 8. Виды и типы памяти.

Память – когнитивный процесс, кот. представляет собой закрепление, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта.

Типы памяти: 1. Образная (дети, художники)

2. эмоциональная (актеры, животные, женщины)

3. двигательная – запоминание системы движений (спортсмены, рабочие)

4. вербальная – запоминание речевого материала (женщины)

Виды памяти: 1. сенсорная – память, функционирующая на основе остаточных возбуждений в органах чувств (длится 2-3с.)

2. кратковременная - память, функционирующая на основе остаточных возбуждений в центральных отделах головного мозга (15-20мин., 7±2 объекта, низкая помехоустойчивость)

3. долговременная – память, функц. на основе структурных изменений молекул нервных клеток (ДНК и РНК). (от неск. часов до неск. десятилетий, бесконечное количество объектов запоминания, высокая помехоустойчивость)

4. оперативная – память, действующая на основе всех предыдущих видов памяти. Ее характеристика определяется характером решаемой задачи. (до 1ч., до 15 объектов, высокая помехоустойчивость).


Билет 9. Процессы памяти.

Память – когнитивный процесс, кот. представляет собой закрепление, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта.

Существуют 2 подхода к определению основных процессов памяти.

1 подход: 1. запоминание

2. сохранение

3. забывание

4. воспроизведение

2 подход: 1. запоминание

2. переработка информации

3. воспроизведение

Основные виды запоминания:

1. по участию волевой регуляции:

a) произвольное (наличие цели и волевого усилия)

b) непроизвольное (нет ни цели, ни волевого усилия)

c) послепроизвольное (есть цель, но нет волевого усилия, т.к. есть интерес)

2. по участию понимания

a) осмысленное

b) механическое (на основе многократного повторения)

Приемы запоминания (мнемотехники):

1. Техника ассоциаций – установление образной связи (e.g. спектр радуги)

2. Техника повторения:

ü пассивная (вам кто-то повторяет)

ü активная (вы повторяете)

ü концентрированная (за 1 ночь)

ü распределенная

3. Мысленный анализ и выделение структуры запоминаемого материала

4. Использование всех видов памяти



2015-11-10 901 Обсуждений (0)
Билет 9. Процессы памяти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Билет 9. Процессы памяти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (901)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)