Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Агрессия: понятие, теории. Предотвращение агрессивного поведения





Динамика функционирования малой группы

Малая группа определяется как группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Далее описание функционирования малой группы.

В качестве целостной системы малая группа вписана в определенную среду: физическую, техническую, социальную. Экологические факторы обуславливают многие поведенческие эффекты индивидуального и группового характера, в ряде случаев (например, в экстремальных условиях) значительно обостряя их проявления и отражаясь на эффективности функционирования группы.

Другая важная определяющая групповой динамики - личностные особенности участников группового процесса. Их рассмотрение построено на работе М. Шоу, который, пытаясь сгруппировать характеристики членов группы, разбил их на три класса переменных: биографические характеристики (возраст, пол, образование), способности (интеллект и отдельные знания и умения) и черты личности, которые были сгруппированы в пять крупных блоков:межличностная ориентация, социальная сензитивность,стремление к власти, надежность,

эмоциональная устойчивость.

Влияние личности на групповой процесс осуществляется через систему межличностных отношений, связывающих членов группы в единое целое и на молекулярном уровне представленном внутридиадным “полем”. Первичным структурным компонентом этих отношений выступает социально-перцептивный акт, в развитых своих формах испытывающий воздействие многочисленных факторов и в свою очередь воздействующий на эффективность группового функционирования. Развертывание внутригрупповых межличностных отношений многообразно: оно идет как к гармонизации, отражающейся в совместимости членов группы, так и к дисгармонизации, примером которой является межличностный конфликт.

На всем протяжении процесс группового функционирования может рассматриваться как решение группой стоящих перед ней задач, которые в свою очередь имеют определенную структуру, организуются на основе структурных схем в соответствующие типологии и своими характеристиками влияют на течение группового процесса и его эффективность. Что же касается собственно решения групповой задачи, то оно может быть описано совокупностью разнообразных социально-психологических феноменов (типа сдвига риска, групповой поляризации и т.п.), представляющих те или иные моменты как целостной жизнедеятельности группы, так и поведения отдельных ее членов.



Успешное развертывание группового процесса требует немалых усилий по его организации, поддержанию целевой направленности, координации индивидуальных действий. Пятая глава рассматриваемой работы посвящена основам феноменам управления малой группой: лидерству и руководству. В то время как посредством лидерства осуществляется организация и управление системой неофициальных отношений, руководство может оказывать влияние практически на все системы внутригрупповых отношений: официальных и неофициальных.

Далее показаны различные описания руководства в современной социальной психологии:

руководство трактуется как системный феномен, предполагающие вероятностный характер связи между важнейшими его переменными ( модель Ф. Фидлера),

руководство как реализация обмена в системе взаимодействия “руководитель - группа (подчиненный)” (модель Д. Грена),

руководство как когнитивный (познавательный) феномен, являющийся следствием процессов социального восприятия (модель С. Грина и Т. Митчелла).

Агрессия: понятие, теории. Предотвращение агрессивного поведения.

Агре́ссия (лат. aggressio - нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.Подходы к определению агрессии

Жмуров, Дмитрий Витальевич предложил следующую классификацию подходов к определению данного феномена. Обозначим лишь некоторые из них:

Нормативный подход, означает, что в дефинициях агрессии особый акцент делается на её противоправности, «противоречивости» общественным нормам. О. Мартынова определяет агрессию как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе». Термин «криминальная агрессия» также определяется в рамках нормативного подхода и обозначает «поведение, нацеленное на умышленное причинение физического и морального вреда другому живому существу, в силу чего действия агрессора вступают в противоречие с нормами уголовного права, хотя сам он не всегда становится объектом уголовно-правового воздействия» (Д. Жмуров,2005). Т. Румянцева высказывает мнение о том, что поведение может называться агрессивным при наличии двух обязательных условий: а) когда имеют место губительные для жертвы последствия; б) когда нарушены нормы поведения.

Глубинно-психологические подходы утверждает инстинктивную природу агрессии. В данном случае, агрессия представляется врожденным и неотъемлемым свойством любого человека. Наиболее яркими представителями данного подхода являются психоаналитическая и этологическая школы (К.Юнг, З.Фрейд, Г.Гартман, Е. Крис, К. Лоренц, Ардри, Моррис).

Представители психоанализа связывают агрессию с проявлением «инстинкта смерти» у человека (Танатос, Тень).

Подходы акцентирующие внимание на последствиях агрессии описывают её результаты. Уилсон обозначает агрессию как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». Мацумото пишет, что «агрессию можно определить как любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически.

Подходы основанные на оценке намерений агрессора (Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н). В данном случае агрессия понимается как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому» (Л. Берковиц) или как «форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» (Р. Бэрон, Д.Ричардсон).

Эмоциональные подходы уделяют особое внимание чувственной составляющей акта агрессии. Поэтому, агрессия понимается как «проявление в чувствах и действиях индивида (социальной группы) враждебности — антагонизма, недружелюбия, неприязненного отношения, ненависти…» (Трифонов Е. В.) Ю.Щербина понимает речевую агрессию как «обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений».

Многоаспектные подходы включают в себя все перечисленные выше подходы или их комбинацию, наиболее целесообразную с точки зрения отдельного автора. Приведем ряд примеров. Агрессия — это целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояния страха, напряженности, подавленности (Семенюк, 1991; Ениколопов, 1994). Агрессия (агрессивность) — системное социально-психологическое свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов: субъективными (внутриличностными, характеризующими психологическую деятельность агрессора), объективными (характеризующими степень разрушения объекта и причинения ему вреда) и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс (Соловьева, 1995).

Недифференцированные подходы, как правило, отражены в частных психологических теориях и не объясняют сути агрессии, определяя её в узко-теоретических рамках. Бихевиоризм трактует агрессию «как драйв», «естественный рефлекс человека», «как следствие фрустрации» или форму отреагирования на физический и психический дискомфорт и тд. (Д. Доллард, С. Фишбах, Л. Берковиц). Представители когнитивных теорий считают, что «агрессия — это результат научения» (А. Бандура). Иные исследователи полагают, что агрессия — это «тенденция приближения к объекту или удаления от него» (Л.Бендер), или «внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам» (Ф. Аллан). В рамках интеракционизма агрессия рассматривается как следствие объективного конфликта интересов, несовместимости целей отдельных личностей и социальных групп (Д. Кэмпбелл, М. Шериф). Подобные определения, как уже говорилось, представляют собой общие формулировки и не всегда понятно объясняют, что же такое агрессия.

Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Большую важность также имеют навыки совместной работы, этому следует уделять особое внимание, в частности в рамках школы.

Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов.

 

38. Просоциальное поведение (prosocial behavior)

П. п. состоит из реакций, к-рые не влекут за собой очевидных выгод для респондента, но выгодны реципиенту. В качестве гипотетических детерминант П. п. предлагались как внутренние, так и внешние механизмы. По мере взросления и развития индивидуумы совершенствуют свое понимание, лучше предвидят последствия своих действий и поступков и научаются ориентироваться и поступать на основе общих нравственных принципов. При акценте на внешних факторах внимание исследователей сосредоточивалось на ситуационных детерминантах П. п. Два осн. теорет. подхода к пониманию П. п. подчеркивали важность ситуации или окружения: попытки объяснить, исходя из теории подкрепления, почему люди иногда оказывают помощь др., и когнитивный анализ способа влияния на поведение восприятий и оценочных суждений. С т. зр. нек-рых представителей теории научения, просоциальные реакции возникают потому, что они вознаграждались в прошлом. Наряду с прошлым опытом, на индивидуумов тж влияют их ожидания в отношении будущих вознаграждений или наказаний.

Обнаружено, что к факторам, влияющим на П. п., относятся такие внешние детерминанты, как присутствие случайных свидетелей. Присутствие более чем одного свидетеля в чрезвычайной ситуации приводит к сдерживанию реакций со стороны каждого присутствующего человека. Такое подавление свидетелем своих реакций, по-видимому, является следствием неопределенности отношения присутствующих к самой ситуации. Люди реагируют в меньшей степени, когда обстоятельства оказываются неопределенными, когда они оказываются в незнакомой обстановке и когда они испытывают неуверенность в отношении поведенческих норм в условиях конкретного окружения.

Внутренние факторы, влияющие на П. п., включают такие переменные как настроение чел. Вероятность помогающего поведения возрастает, когда индивидуумы находятся в хорошем настроении. П. п. тж варьирует как функция от относительного баланса воспринимаемых затрат и вознаграждений.

39. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации в целом) вызывает расстройство интересов другой стороны, которое порождает ответное противодействие.Причины возникновения конфликтов.В самом общем виде этипричины можно разделить на три группы: возникающие и процессе труда; вызываемые психологическими особенностями человеческих взаимоотношений; обусловленные личностными особенностями сотрудников организации Виды конфликтов и конфликтная ситуация.По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутри личностные конфликты; ко вторым -- межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. Все виды конфликтов тесно связаны между собой. Так, внутри личностный конфликт может заставить человека действовать агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым межличностный конфликт.Возникновение внутри личностных конфликтов обусловлено противоречием человека с самим собой. Оно может порождаться рядом обстоятельств: необходимостью выбора между двумя взаимоисключающими вариантами действий, каждый из которых в одинаковой степени желателен; несовпадением внешних требований и внутренних позиций;неоднозначностью восприятия ситуации, целей и средств их достижения, потребностей и возможностей их удовлетворения;влечениями и обязанностями;различного рода интересами и т. п.Чаще всего речь идет о «выборе в условиях изобилия», т. е. конфликт мотивационного характера (мало кто удовлетворен работой; многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки или недогрузки на работе, не могут полностью реализовать свой внутренний потенциал), или о «выборе наименьшего зла», т. е. конфликт ролевого характера (проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов).

Наиболее распространенным является межличностный конфликт. В организациях он проявляется по-разному, чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80 % межличностных конфликтов порождаются столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Такого рода конфликты называются коммуникационными, так как они возникают, где у членов коллектива отсутствуют обратные связи, окружающие их не признают, проявляют непонимание в процессе общения, неверно истолковывают исходящую от них информацию. «Обиженные» в свою очередь поступают так же.

Для руководителя такие конфликты представляют наибольшую вредность, так как все его действия, независимо от того, имеют они отношение к самому конфликту или нет, в первую очередь рассматриваются через его призму.

Коммуникационными являются и конфликты между личностью и группой. Они в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения. Тот, кто не воспринимает их и становится в оппозицию, рискует остаться в одиночестве и быть не признанным коллективом. Например, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, которым не по нраву крутые дисциплинарные меры начальника, направленные на «завинчивание гаек».

Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы. Поэтому и здесь могут возникать разногласия, легко перерастающие в конфликты. Такое противостояние имеет различные основы. Например, профессионально-производственная (конструкторы -- производственники -- финансисты), социальная (рабочие -- служащие -- руководство) или эмоционально-поведенческая («лентяи» -- «работяги»). Такие конфликты обычно носят активный характер и вовлекают большое число сотрудников.

По характеруконфликты принято делить на объективные и субъективные.Первые связаны с реальными проблемами и недостатками, возникающими в процессе функционирования и развития организации. Вторые обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношений между людьми и др. Таким образом, в одном случае у конфликта существует объект; в другом -- субъективная оценка ситуации. Имеющие место различия во взглядах и оценках составляют предмет конфликта. Если они мнимые и люди просто по-разному выражают свое одинаковое по существу мнение, конфликт оказывается не только субъективным, но и беспредметным. В противоположность этому объективные конфликты всегда предметны. В организации объективные конфликты, как правило, связаны с недостатками в ее деятельности, поэтому имеют деловую основу. Субъективные же конфликты по своей природе всегда эмоциональны и часто являются результатом психологической несовместимости людей, их непонимания и нежелания понять друг друга.По своим последствиям конфликты бывают конструктивными и деструктивными. Конструктивные конфликты предполагают возможность рациональных преобразований в организации, в результате чего устраняется сам их объект, а следовательно, могут принести ей большую пользу, способствовать ее развитию. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы, то становится деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход производственных процессов.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1540)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)