Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы психологического исследования



2015-11-10 811 Обсуждений (0)
Методы психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своей структуре научный метод представляет собой совокупность приемов и операций. При помощи методов научных исследований ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические методы; 3) методы обработки данных; 4) интерпретационные методы. К первой группе относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Эмпирические способы добывания данных включают в себя наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий), психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, беседа, интервью), анализ продуктов деятельности (хронометрия, профессиографические описания, оценка изделий и выполненных работ и т.п.), биографические методы. Методы обработки данных включают в себя количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы. К ин-терпретационным методам относятся различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов.

Рассмотрим основные методы, относящиеся к организационным и эмпирическим способам добывания научных данных.

Организационные методы

Сравнительный метод (метод «поперечного среза») – заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, дея-тельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных и полученные данные сопоставляются между собой.

Лонгитюдный метод – (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.

И сравнительный и лонгитюдный методы имеют свои преимущества. Метод срезов позволяет охватить исследованием больше людей (а следовательно, получить более надежные обобщенные данные), провести исследование в более короткие сроки. Лонгитюдный метод позволяет зафиксировать оттенки индивидуального развития, ускользающие от метода срезов. На практике эти два метода выступают как взаимодополняющие.

Комплексный метод – способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.

Эмпирические методы

Обсервационные методы

Наблюдение (внешнее) – метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики. Основным условием научности наблюдения является его объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования (например, эксперименты). Наблюдение бывает нескольких видов: стандартизированное (проведенное строго в соответствии с намеченной программой), свободное (не имеющее заранее установленных рамок), включенное (исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведет наблюдение), скрытое.

Самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

Экспериментальные методы

Основным методом психологии является эксперимент. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого. Назовем наиболее распространенные методы экспериментов.

Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, строгим контролем всех влияющих факторов. Пример: изучение особенностей мышления человека. Испытуемый получает серию умственных заданий, которые он должен решить за отведенное время. Выполнение каждого из заданий оценивается определенным количеством баллов, а сумма баллов становится показателем уровня интеллектуального развития.

Естественный эксперимент – психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого. Естественный эксперимент ставит сама жизнь, а ситуация его складывается без вмешательства исследователя. Пример: человек неожиданно заболел, причём известно, что его болезнь должна будет как-то повлиять на его психику и поведение. Как? На этот вопрос и должен ответить эксперимент, который заключается в том, что во время болезни за пациентом ведет наблюдение психолог и сравнивает, каким он был до болезни и каким стал в результате болезни.

Формирующий (обучающий) эксперимент – метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности. Пример: сформировать у детей способность решать задачи определенного класса. Испытуемых знакомят с соответствующими задачами и показывают, как их нужно решать. Далее им помогают выработать необходимые умения и навыки. В заключение оценивают полученные результаты.

Полевой эксперимент чем-то похож на лабораторный с той лишь разницей, что он проводится в реальных жизненных условиях человека. Пример: в вузе ставится эксперимент по введению новой программы обучения, причём она в экспериментальном порядке реально вводится в учебный процесс. Экспериментаторов интересует, улучшатся ли знания студентов или останутся прежними. Для этого они оценивают знания до и после эксперимента, делая вывод о том, насколько он оказался удачным.

Констатирующим называется такой эксперимент, задача которого состоит в простой фиксации и описании фактов, т.е. в констатации того, что в действительности происходит без активного вмешательства в процесс со стороны экспериментатора. От естественного констатирующий эксперимент отличается тем, что при нем просто фиксируется реальное состояние дел и не сравниваются между собой результаты до и после эксперимента. Пример: определение уровня развития памяти у детей. Испытуемым предлагается серия заданий на запоминание и воспроизведение материала. По результатам их выполнения определяется степень развития памяти.

Важным преимуществом метода эксперимента является то, что исследователь не должен здесь занимать пассивную позицию и ждать появления интересующего его психического явления. Поскольку при эксперименте исследователь сам создает условия, появляется возможность значительно более полно учитывать эти условия, а также и то влияние, которое они оказывают на испытуемого. Создание условий самим исследователем позволяет многократно их повторять. Такое многократное повторение, с одной стороны, выступает подтверждением объективности получаемых результатов, а с другой – открывает возможности для накопления фактов, а следовательно, и возможности для их количественной оценки. Результаты эксперимента позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воздействия на личность, группу или коллектив.

В то же время отрицательным в методе эксперимента является то, что при его использовании специально создаваемые условия могут нарушить естественное протекание изучаемого психического явления (экспериментальные условия могут вызвать волнение, страх, стремление показать себя с лучшей стороны и т.д.), что, в свою очередь, приведет к искажению получаемых фактов.



2015-11-10 811 Обсуждений (0)
Методы психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы психологического исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (811)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)