Современные тенденции развития образования
Центральным моментом ценностно-ориентированной и личностно-ориентированной модели развития образования является сотворчество всех участников образовательного процесса, в котором созданы условия для самосовершенствования каждого субъекта. Это предполагает создание рефлексивной среды: в мышлении – через решение проблемно-конфликт-ных ситуаций, в деятельности – через формирование установки на кооперирование, а не на конкуренцию, в общении – через развитие отношений, подразумевающих доступность собственного опыта человека для других и открытость опыта для себя. Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции в образовании, которые проявляются и будут проявляться в разной степени. Первая тенденция – осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предлагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и учитывая задачу повышения моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций. Вторая – индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация. Это позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества. Третья – переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Другими словами, тенденция перехода от «школы воспроизведения» к «школе мышления». Четвертая соотносится с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных, контролирующих способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, игровым, в результате чего повысится креативность учащихся (творческий подход к любой деятельности). Пятая и шестая относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместимой деятельности, где акцент переносится «с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента». Принципы реформирования образования соотносимы с основными направлениями реформирования образовательных систем мирового сообщества (по материалам ЮНЕСКО). К этим направлениям были отнесены: - общепланетарный глобализм и гуманизация образования; - культуроведческая социологизация и экологизация содержания обучения; - междисциплинарная интеграция в технологии образования; - ориентация на непрерывность образования, его развивающие и гражданские функции. Реализация прогрессивных тенденций в образовании связана с процессом становления гуманистической модели образования, которая предполагает решение следующих задач: – развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные противоречия; – формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования и развития социальной и природной сферы; – овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы и личной автономии; – создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций. Планетарный, цивилизационный подходы к обсуждению образовательных проблем связаны с глубинными, парадигмальными изменениями в понимании самого смысла и возможностей образования как широкого социального явления. В настоящее время образование рассматривается в качестве важнейшей сферы созидания личности, индивидуального и общественного менталеобразования и культурообразования. Качественным признается такое образование, которое полноценно выполняет свои фундаментальные функции – человекообразующего, личностно-ориентированного, культуросообразного, наукоемкого и высоко технологичного процесса. Гуманистическая образовательная парадигма определяет следующие функции образования: 1) открытие проблемности и смыслов в окружающих человека реальностях; 2) создание условий свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным ценностям; 3) создание условий сотворческого общения педагога и обучающихся для постановки и решения сущностно важных вопросов бытия; 4) культивирование всевозможных форм творческой активности и педагога и воспитанников.
Вопросы для самопроверки: 1. Что такое образование? 2. Охарактеризуйте образование как общечеловеческую и личностную ценность. 3. Каковы социокультурные функции образования? 4. Назовите компоненты образовательной системы России. 5. Каковы структуры управления образовательными системами?
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1095)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |