Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и принципы процесса обучения



2015-11-10 851 Обсуждений (0)
Сущность и принципы процесса обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс). Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы. Отсюда и множество определений процесса.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятием «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание, цель которого – ученик. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента – преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность педагогов по организации усвоения учебного материала, а учение – как деятельность обучающихся по усвоению предлагаемых им знаний.

Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность преподавателя по формированию у обучающихся способов познавательной деятельности, и их совместная деятельность (рис. 25).

 

Рис. 25. Сущность учебного процесса

 

Следует отметить, что постоянное уточнение определения процесса обучения не самоцель, а жизненная необходимость. Определим мы обучение только как передачу и усвоение знаний – значит, в центре внимания педагога окажутся именно эти моменты: выразим обучение через совместную деятельность преподавателей и обучающихся – значит, педагог должен обращать главное внимание на деятельность, искать пути и способы ее совершенствования и т.д.

Современные требования таковы, что учебное заведение должно учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

1) двусторонний характер;

2) совместная деятельность преподавателей и обучающихся;

3) руководство со стороны педагога;

4) специальная планомерная организация и управление;

5) целостность и единство;

6) соответствие закономерностям возрастного развития обучающихся;

7) управление развитием и воспитанием учащихся и студентов.

Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571–1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить: современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знание, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.

Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия (табл. 3).

Таблица 3



2015-11-10 851 Обсуждений (0)
Сущность и принципы процесса обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и принципы процесса обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (851)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)