Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. Цель и стремление к ее достижению





Первоначальный момент всякого волевого действия - постановка цели. Цель – это желаемый, ожидаемый или предполагаемый результат действия человека. По выражению К. Маркса, она, «как закон, определяет способ и характер его действий» и ей «он должен подчинять свою волю» [См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. С. 189,1. 23.].

Цели личности формируются на основе целей общества и в соответствии со своим отношением к ним.

Волевая активность в значительной степени зависит от значимости цели (общественной и личной) для человека, ее ясности и доступности. Значимые, ясные и доступные цели стимулируют его к преодолению больших трудностей, помогают лучше наметить пути для ее достижения. При трудных и далеких целях человек нередко ставит промежуточные задачи, которые помогают достигнуть главную. Каждая цель достигается им для удовлетворения какой-нибудь потребности. Осознанная потребность становится мотивом его действия, поэтому цели тесно связаны с мотивами, т.е. с тем, ради чего достигается поставленная цель. Мотивы волевых действий человека – это внутренние причины, побуждающие его к деятельности. Чем большая близость между целью и мотивом или их совпадение, тем меньше волевых усилий требуется от личности. Например, искупаться в реке (цель) в жаркий летний день, чтобы освежиться (мотив) не требует особых волевых усилий, так как мотив и цель совпадают.

Гораздо чаще в волевых действиях наблюдается несовпадение мотивов с целями деятельности и поэтому требуется больших волевых усилий для достижения цели. Например, получение высшего образования как жизненная цель может обосновываться мотивами различной значимости (повысить образовательный и интеллектуальный уровень, получить профессию и улучшить материальное положение, повысить социальный статус, просто получить диплом о высшем образовании). Выдвижение и принятие цели нередко протекает в процессе борьбы разных мотивов, которые могут быть либо равноценными, либо различными по силе. Происходит это по причине многообразия потребностей человека, возникающих одновременно.



Борьба между мотивами одинаковой силы будет иметь место, когда хочется пойти в кино, театр и на прогулку. Примером борьбы различных по силе мотивов, где требуются большие волевые усилия, может служить выбор между подготовкой студента к занятиям и желанием пойти в кино.

Борьба мотивов на первом этапе волевого действия заканчивается принятием решения и постановкой определенной цели.

II этап. Осознание ряда возможностей и выбор средств (способов, путей) для достижения поставленной цели. Это существенный момент в волевом действии. Он способствует отысканию наиболее рациональных способов выполнения разных по характеру и значимости целей при постоянно меняющихся условиях деятельности. Выбор средств для достижения поставленной цели также сопровождается значительными волевыми усилиями, внутренним напряжением и борьбой мотивов, так как происходит с учетом нравственных факторов и не всегда согласуется с желаниями человека. Поэтому в процессе этого этапа обязательно наличие трех подэтапов: 1) появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих возможности (средства, способы) для достижения поставленной цели; 2) борьба мотивов и выбор способов деятельности на пути к цели; 3) принятие одной из возможностей в качестве версии.

III. Осуществление принятого решения. Постановка цели и выбор способов ее осуществления, при всей их важности, в волевом действии подготовительные этапы. Завершающим этапом является исполнение. Характерная черта этого этапа - наличие волевого усилия. О воле человека судят именно по третьему этапу, так как без исполнения нет волевого действия. Исполнение дается ему в большинстве случаев труднее по сравнению с постановкой цели и выбором путей ее осуществления. Одним нелегко начать исполнение, и они откладывают практическую реализацию принятых решений, другим трудно довести начатое до конца, третьи не могут ни на шаг отступить от принятых решений, несмотря на то, что при изменившейся ситуации выполнять их без коррекции уже неразумно, т.е. не умеют регулировать свое поведение. В процессе исполнения человек с развитой саморегуляцией поведения может изменять не только намеченный план действий, но и первоначально принятую цель.

При оценке волевых действий людей и воли в целом исходят из двух их сторон: динамической и содержательной (мотивационной). Люди с сильной волей характеризуются следующими особенностями: четкое осознание цели, стремление к ее достижению; возможности и мотивы, достаточные для осуществления цели; борьба мотивов и выбор обоснованный; выбор осуществляется быстро, решение интенсивное, осуществление – стойкое.

Проявление слабой воли является противоположным: неясность цели и слабое стремление к ее достижению, возможности и мотивы действий либо недостаточные, либо их мало. Борьба мотивов длительная и часто незавершенная. Человек находится в постоянном сомнении. Осуществление решения – нестойкое.

Мотив всегда выступает в качестве побудителя в деятельности. Важно учитывать, на что направлена активность человека, ради чего выбрано такое, а не иное поведение. Мотивация есть средство саморегуляции, самостимуляции, самоободрения.

Волевая активность в целом оценивается по следующим параметрам: направленность, сила, устойчивость, широта (см. табл.).





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (916)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)