Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Умения, навыки и привычки



2015-11-10 1790 Обсуждений (0)
Умения, навыки и привычки 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В историческом плане человеческая деятельность возникает как деятельность совместная, из которой позднее выделяется деятельность индивидуальная. Освоение индивидуальной деятельности осуществ­ляется путем формирования навыков, умений и привычек.

Умения- это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере, в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки- это действия, сформированные путем повторения, характеризующиеся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную созна­тельную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

В первый период формирования навыка происходит первона­чальное знакомство с движением и овладение им, важную роль при этом играет внутренняя картина движения; во второй - автоматизация движения; в третий - окончательная шлифовка движения - стандар­тизация (стереотипность) и стабилизация (упрочение навыка). Следует обратить внимание на то, что в случае приобретенных навыков можно говорить лишь об их частичном автоматизме. Физиологически автома­тизация заключается в изменении регулирующей роли сознания: в начале выполнения нового действия оно жестко регулируется сознанием, по мере повторения этого действия сознательный контроль снижается, заменяется сенсорным.

Навыки формируются в результате упражненийкак многократных целенаправленных повторений действий. При этом по мере упражнений меняется качество действий: происходит совмещение движений, умственный контроль заменяется сенсорным, или один вид сенсорного контроля заменяется другим. Это хорошо видно на примерах: начинающий занятия на фортепьяно вначале разучивает произведение каждой рукой по отдельности, затем - одновременно; вначале следит за клавиатурой, затем свободно и бегло ориентируется руками, снимая зрительный контроль. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Выполнение автоматизированных действий все же сопровож­дается контролем. Особенно это ощутимо, если приходится выполнять действия, доведенные до автоматизма, в изменившихся условиях. Человек не может одновременно выполнять более двух действий, освоенных на уровне навыка. Это обусловлено тем, что каждое требует внимания и контроля на уровне сознания.

Выполнение деятельности всегда предполагает взаимодействие навыков. Доказано различное влияние уже сформированных навыков на овладение другими. Существуют как «положительное» влияние одного навыка на формирование другого, так и отрицательное. Положительное влияние, выражающееся в более легком и быстром овладении новым навыком, получило название «положительный перенос навыка». Положительный перенос имеет место при овладении игрой на втором музыкальном инструменте, при изучении второго (третьего) иностранного языка, при овладении различными техни­ческими средствами передвижения, он проявляется и как перенос навыка игры на музыкальном инструменте в работу с клавиатурой компьютера. Обратное влияние одного навыка на овладение другим получил название интерференции навыков. Особенно сказывается интерференция при так называемом переучивании. Так, если ученик научился побуквенному чтению, его бывает трудно переучить читать по слогам.

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, иначе может произойти деавтоматизация - утрата легкости, быстроты, плавности выполнения действий. Так, если случается длительный перерыв в вождении автомобиля и т.п., непременно отмечается «потеря навыков управления», и человеку необходима дополнительная тренировка. Даже преподаватель вуза с большим опытом лекторской деятельности в начале нового учебного года после летнего отпуска может испытывать некоторое дополнительное напряжение, приступая к чтению лекции.

Умения- это способы успешного выполнения действий, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения образуются в результате приобретения знаний и навыков, объединения их в системы. Это означает, что освоение деятельности на уровне умений следует за уровнем навыков. Умение есть такое освоение деятельности, которое обеспечивает безошибочность и гибкость выполнения действия, гарантирующего надежный планируемый результат. Само действие в структуре умения контролируется по его цели. Отличительной особенностью умений является способность изменить последо­вательность выполняемых действий, характер операций без ущерба для результата.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль - это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности. Возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозга.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составля­ющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности (например, спортивная) целиком построенные на основе двигательных умений и навыков. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запо­минанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.

Еще один элемент деятельности - это привычка. Устойчивые навыки образуют привычное поведение. Привычка есть потребность в выполнении определенных действий. Физиологическую основу привычки образует динамический стереотип, сформированный как система условнорефлекторных связей в ответ на некоторые повторяющиеся условия. Динамический стереотип - достаточно устойчивое образование, и его «ломка» как изменение привычки может проходить весьма болезненно. Так, отмечаемые адаптационные проблемы при смене места работы, переезде на другое место жительства, переводе школьников в другой класс, другую школу - все они представляют собой изменение привычки, «ломку» динамического стереотипа. В подобных случаях полезно знать особенности нервной системы (пластичность - ригидность), чтобы создать соответствующую установку на предстоящие перемены.



2015-11-10 1790 Обсуждений (0)
Умения, навыки и привычки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Умения, навыки и привычки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1790)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)