СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Н. В. Кузьмина): 1) цель обучения (Ц) (для чего учить); 2) содержание учебной информации (С) (чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить?); 4) преподаватель (П); 5) учащийся (У). Как и всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.). Цель - Принципы - Содержание - Методы - Средства - Формы Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур: педагогической, методической ипсихологической. В психологической структуре урока можно выделить три подструктуры: 1 — познавательные процессы, 2 — мотивация учения, 3 — напряжение. Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел вдвижение», необходим такой компонент как управление. Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели. Процесс управления состоит из следующих компонентов: постановка цели; формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся; планирование деятельности по достижению цели; реализация проекта — контроль за ходом выполнения — корректировка — подведение итогов.
Вопросы и задания: 1. Назовите выдающихся педагогов прошлого и расскажите об их роли в развитии педагогики. 2. Дайте определение предмета педагогики и основных педагогических понятий. 3. Как Вы разрешите спор между теми, кто считает её искусством. Приведите аргументы в пользу того или иного утверждения. «ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ» План лекции: 1. Общие принципы дидактики. 2. Цели и содержание современного образования (Госстандарт, учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия). 3. Формы организации обучения в современной школе и вузе. 4. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Сущность, структура и функции процесса обучения Что следует понимать под обучением и в чем состоит сущность относящихсяк нему понятий? Под обучением следует понимать целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. В качестве важнейших задач обучения выступают следующие: - стимулирование познавательной активности учащихся - организация их учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками; - развитие мышления, сообразительности, памяти, твоpческих способностей и дарований; - формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры; - выработка и совершенствование у учащихся учебно-познавательных умений и навыков; - формирование умения самостоятельно углублять и пополнять свои знания (самообразование).
Какова внутренняя структура процесса обучения? В процессе обучения, как и во всякой человеческой деятельности, выделяются следующие структурные компоненты: - целевой; - потребностно-мотивационный; - содержательный; - операционно-деятельностный; - эмоционально-волевой; - контрольно-регулировочный; - оценочно-результативный. В чем состоит сущность, значение и определение целевого компонента обучения? Цель обучения есть не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение (прогнозирование) его конечных результатов, т.е. того, к чему конкретно должны стремиться педагог и учащиеся. В этом отношении целевые установки обучения делают для учащихся понятными смысл, способы и направленность учебно-познавательной деятельности. В процессе обучения вообще и на каждом отдельном занятии в частности решаются три группы взаимосвязанных целей. К первой из них относятся цели обучающие (овладение знаниями, выработка умений и навыков). Ко второй — развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей). К третьей — воспитательные (овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, формирование взглядов, убеждений и т.д.). Функции обучения: Образовательная функция Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Воспитывающая функция. Обучение воспитывает всегда, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания. Развивающая функция. Развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса.
Общие принципы дидактики Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (566)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |