Историческое развитие взглядов на предмет психологии
Основные направления в психологии. После выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла ее дифференциация на несколько направлений (или течений). Основные направления развития психологии в XX в.: • бихевиоризм; • психоанализ, или фрейдизм; • гештальтпсихология; • гуманистическая психология; • генетическая психология; • индивидуальная психология. Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. Психоанализ, или фрейдизм, – общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856–1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т. д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям. Гешталътпсихология[9] – одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Гуманистическая психология – направление зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в России. Главным предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908–1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека. Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность. Индивидуальная психология – одно из направлений психологии, разработанное А. Адлером (1870–1937) и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности. Научные школы в отечественной и зарубежной психологии. Структура современной психологии. Соотношение житейской и научной психологии. Психические явления, их сущность и классификация. Основные психические процессы. Психические свойства. Психические состояния. Психические образования. Методы исследования в психологии. Различные теоретические воззрения на природу психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Основные функции психики. Структура психики человека: сознание, бессознательное, подсознание. Структура сознания. Сознание и самосознание. Соотношение сознания и бессознательного. Состояния измененного сознания. Психика и организм. Эволюционные предпосылки человеческой психики. Психика, поведение и деятельность. Ощущение, их свойства и виды. Восприятие, его свойства и закономерности. Общая характеристика представления. Внимание, виды и свойства внимания. Воображение, его функции и виды. Память, её виды и процессы. Индивидуальные особенности памяти людей. 26. Мышление, содержание мышления, его виды и формы. Мышление и интеллект. Интеллект и факторы его развития. Психофизиология эмоций. Основные эмоциональные состояния. Стресс и его особенности. Формы переживания чувств. Виды чувств. Воля и ее характеристика. Структура и этапы волевого действия. Понятие и структура личности. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, субъект, человек. Особенности темперамента как проявления свойств нервной системы. Типы темпераментов.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1240)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |