Сложное предложение с разными типами связи
(1) Утро великолепное: в воздухе прохладно; солнце еще не высоко. (2) И ерзает руль, и обшивка скрипит, и забраны в рифы полотна. (3) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. (4) Для каждого есть слава, трудись – и она твоя. (5) Горе забудется, чудо свершится, сбудется то, что покуда лишь снится. (6) Я посмотрел на избу, и у меня сжалось сердце – так всегда бывает, когда увидишь то, о чем думал много лет. (7) И все-таки ему было грустно, и он как-то особенно сухо сказал начальнику штаба, что у него убили адъютанта и надо найти нового. Алгоритм действия. 1. Выделить основы. 2. Исключить все простые предложения. 3. Посмотреть, чем связаны основы: союзом, союзным словом, интонацией. 4. Определить границы основ. 5. Определить вид связи. ÑРазбор задания.
Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер. (1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
Выделяем основы: (1)В детстве яненавидела утренники, потому что к нам в садик приходилотец. (2)Онсадился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребятасмотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Онбылмаленький, толстенький, рано началлысеть, и, хотя никогда непил, нос у него почему-то всегда былсвекольно-красногоцвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотелисказать про кого-то, что онсмешной и некрасивый, говорили так: «Онпохож на Ксюшкиного папу!» Простым является предложение №3. Исключаем его. Определяем границы предложений и смотрим, чем связаны основы: (1) [В детстве яненавидела утренники], (потому что к нам в садик приходилотец). (2) [Онсадился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию], а[наша воспитательница строго говорила ему]: «Валерий Петрович, повыше!» (4)[Онбылмаленький, толстенький, рано началлысеть], и, (хотя никогда непил), [нос у него почему-то всегда былсвекольно-красногоцвета, как у клоуна]. (5) [Дети, (когда хотелисказать про кого-то), (что онсмешной и некрасивый), говорили так]: «Онпохож на Ксюшкиного папу!» Первое предложение – сложноподчиненное с придаточным причины (я ненавидела утренники почему? потому что приходил отец). Второе предложение – сложносочиненное с прямой речью. Четвертое предложение – сложное с сочинительной связью (союз и) и подчинительной связью (придаточное хотя…). Пятое предложение – сложноподчиненное с двумя придаточными и прямой речь. Первое придаточное – времени (дети говорили когда? когда хотели сказать про кого-то); второе придаточное – изъяснительное (хотели сказать про кого-то что? что он смешной и некрасивый).
Таким образом, правильный ответ – предложение №5. ? Потренируйся. Среди предложений 1 – 9 найдите сложное предложение, в котором есть придаточное условия. Напишите номер этого предложения. (1) Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения. (2) …Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалеку от Владимира. (3) Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (4) Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. (5) Пришлось адьютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете. (6) Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (7) Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится в одиночку. (8) И еще, может быть, Барклая утешила надежда. (9) Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1115)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |