Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Глава 4. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий





На формирование одновременных и реципрокных координации ока­зывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, но также и сочетанные движения пра­вой и левой половин тела.

Упражнения лежа на спине

139.Ноги и руки вытянуты вверх перпендикулярно полу и пере­крещены Х-образно; одновременно оттягивается вверх мысок (пятка)правой ноги и кисть левой руки, расслабление, то же — для левой ноги и правой руки; повторить для одноименных руки и ноги.

140.Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна — вверх, другая — вниз) таким образом, что одна рука оказывается вытянутой вверх, а другая лежащей вдоль тела. При этом голова на­
клоняется в сторону верхней руки, а колени — в сторону нижней руки, и наоборот.

141.Модифицированный вариант «велосипеда» — ребенок ими­тирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем (ладо­нью) противоположного колена; одноименного колена; затем снова противоположного колена.

142.Фиксированы позиции головы и туловища. Выполняются од­новременные движения глаз, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо,влево, сведение к центру (конвергенция глаз, сжатые челюсти, пере­крест рук и перекрест ног).

143.Фиксированы глаза (взгляд прямо перед собой) и туловище. Выполняются одновремен ные движения головы, языка, рук и ног:вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, сжа­тые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).

144.Фиксированы туловище и язык — язык высовывается с на­пряжением вперед и удерживается в этом положении. Выполняются одновременные движения головы, глаз, рук и ног: вверх, вниз, впра­во, влево, сведение к центру (голова прямо, конвергенция глаз, пе­
рекрест рук и перекрест ног).

145.Фиксированы туловище и руки — руки прижаты к груди в положении тройного сгибания (в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах). Выполняются одновременные движения головы, глаз, языка и ног (так же, как в 144).

146.Фиксированы туловище и ноги в положении тройного сги­бания (в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах). Выпол­няются одновременные движения головы, глаз, языка и рук (так же,как в 144 и 145).



147.Фиксированы глаза, руки и ноги, то есть те части тела, ко­торые обеспечивают пространственно-координационную функцию тела. Ребенок выполняет повороты туловища: сначала медленные по­вороты в одну, затем в другую сторону при фиксированных голове и
взгляде, сцепленных руках и ногах. Затем в движение вместе с туло­вищем вовлекается голова. После этого отрабатываются вертикальные осевые движения (ось «голова — копчик») с поднятием тазового по­яса; плечевого пояса; одновременно тазового и плечевого поясов.

Затем все перечисленные упражнения выполняются разнонап­равленно во всех вариантах.

Упражнения сидя

Отработка сочетанных движений глаз, языка и рук сначала вы­полняется в свободном темпе, а затем — под хлопки взрослого, рит­мичную музыку и т.п.

148.Язык фиксирован в одном из положений: сильно сжатые че­люсти; максимально открытый рот, язык спрятан; сильно открытый рот, максимально высунутый вперед язык. Выполняются сочетанные движения рук и глаз:

а) руки лежат на коленях параллельно друг другу; попеременно то правая рука ударяет по правому колену, то левая — по левому,одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную,затем в противоположную от руки сторону;

б) перекрещенные руки лежат на коленях; попеременно то пра­вая рука ударяет по левому колену, то левая — по правому, одновре­менно с ударом выполняется движение глаз в одноименную с рукой,а затем в противоположную от руки сторону.

149.Взгляд фиксирован прямо перед собой. Выполняются сочетанные движения языка и рук аналогично описанным в упраж­нении 148.

150.Сочетанные движения рук, глаз и языка. Сначала руки рас­полагаются на коленях параллельно друг другу, а затем перекрещива­ются. Ребенок попеременно хлопает ладонями по коленям, при этом глаза и язык двигаются следующим образом:

а) глаза вместе с языком сначала за ладонью, затем от нее;

б) глаза фиксированы прямо перед собой, двигается язык — за
ладонью, от нее;

в) язык фиксирован в одном из приведенных выше положений,
двигаются глаза — за ладонью, от нее;

г) глаза двигаются за ладонью, язык от нее;

д) язык двигается за ладонью, глаза от нее.

151.Руки, сжатые в кулак, лежат на коленях (вытянуты вперед; в стороны), большие пальцы вверх. Движения руками выполняются однонаправленно и разнонаправленно с глазами и языком. Это же уп­ражнение выполняется стоя с опущенными, поднятыми, вытянуты­ми вперед или в стороны руками.

Упражнения стоя на четвереньках

152.Ползание вперед, назад, вправо и влево (на локтях; на кис­тях) с одновременным передвижением одноименных руки и ноги,затем противоположных руки и ноги. При этом руки вначале распо­лагаются параллельно друг другу, затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым «шагом» правая рука заходит за левую, за­ тем левая — за правую и т.д. Ноги передвигаются параллельно друг другу-

153.Сочетанные движения глаз, языка, рук и ног, ползая на чет­вереньках (вперед, назад, вправо, влево). Руки и ноги двигаются в последовательности, приведенной в упражнении 152, при этом глаза и язык совершают следующие движения:

а) глаза вместе с языком двигаются сначала за ладонью, затем от нее;

б) глаза фиксированы прямо перед собой, двигается язык — за ладонью, от нее;

в) язык фиксирован в одном из приведенных выше положений, двигаются глаза — за ладонью, от нее;

г) глаза двигаются за ладонью, язык от нее;

д) язык двигается за ладонью, глаза от нее.

Упражнения стоя

154.«Перекрестные и односторонние движения». На первом эта­ пе ребенок медленно шагает, попеременно дотрагиваясь то правой, то левой рукой до противоположного колена (перекрестные дви­жения). Психолог на этапе освоения упражнения отсчитывает 12 раз в медленном темпе. На втором этапе ребенок также шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Также 12 раз. На третьем и пятом этапах — перекрестные движения, на чет­вертом — односторонние.

Обязательное условие — начинать и заканчивать упражнение пе­рекрестными движениями. После того как ребенок освоил данное уп­ражнение под счет психолога, можно предложить ему вести счет са­мостоятельно — считая и контролируя последовательность и пере­ключение с движения на движение. Более сложный вариант этого уп­ражнения — нагрузка зрительного анализатора, когда ребенок следит глазами за предметом, который перемещает психолог, или когда ре­бенок переводит глаза по словесной инструкции.

155.«Цыганочка». И.п. — поставить ноги на ширине плеч, руки опущены. Дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вер­нуться в И.п., затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правая нога отводится назад). Вернуться в И.п. Повторить соответственно для левой руки и правого колена и правой руки и левой пятки. Повторить весь цикл 3 раза.

156.Рисование на доске, стене, листе бумаги сначала каждой ру­кой, а затем одновременно обеими. Образцы графических паттернов представлены на рис. 6. Чрезвычайно важно, чтобы синхронно дви­гались обе руки — в одну сторону, в противоположные, навстречу друг другу и т.д. Сначала ребенок рисует (обводит нарисованный об­разец) прямые линии — вертикальные, горизонтальные, наклонные; затем разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одинаковые и разные фигуры на левой и правой поло­винах листа (вначале — ближе к центру, затем — ближе к краям лис­та); одно симметрично расположенное изображение; законченный сюжетный рисунок. Отметим еще раз необходимость отработки каж­
дого из упражнений сначала каждой рукой отдельно, а уже потом двуручно.

Потом это же задание можно перенести на горизонтальную плос­кость — выполняя те же (и более сложные) рисунки на листе бумаги, сидя за столом.

157. «Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть снача­ла в классическом варианте, и не только руками, но и лежа — нога­ми. Затем усложните задачу:

а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», попок, хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается

 


Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 147

Рис. 6. Образцы для обведения


148 Часть П. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

число движений за счет соединения классического и данного вариан­тов. Аналогично — ногами;

б) «кулак-ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями
друг к другу; хлопок в ладоши, удар кулака о ладонь, хлопок, удар
другой ладони о кулак. Играя в паре, после хлопка удар «кулак-ла­
донь» ребенок делает с вами. В еще более сложном варианте «кулак-
ладонь» делается с партнером перекрещенными руками (впереди то
левая, то правая рука);

в) «ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в
котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь
ребенка смотрит вниз, а другая — вверх (или ставятся друг на друга
ребрами);

г) после собственного хлопка ребенок «здоровается» с партне­
ром, как в классическом варианте, соприкасаясь с партнером стопа­
ми, коленями, бедрами, локтями, плечами.

158.Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене
на уровне глаз. Ребенок передвигается вдоль стены на 3—5 метров
вправо, а затем влево. Сначала двигаются одноименные, а затем про­
тивоположные рука и нога:

а) руки и ноги параллельны;

б) руки перекрещены, ноги параллельны;

в) ноги перекрещены, руки параллельны;

г) руки перекрещены, ноги перекрещены.

В более сложном варианте это упражнение выполняется с вытя­нутыми вверх руками; ребенок при этом смотрит прямо перед собой или закрывает глаза.

159. Прыжки на месте на двух ногах:

а) чередование прыжков: ноги врозь (предмет, например мяч,
лежит на полу между стопами ног) и ноги вместе (предмет — то у
носков, то у пяток ног);

б) чередование прыжков ноги врозь и ноги скрестно, поочеред­
но правая и левая нога впереди (предмет, например гимнастическая
палка, лежит между стопами ног).

Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторо­ну, что и ноги, затем — в противоположную.

160.Прыжки с продвижением, в качестве ориентира использует­
ся линия на полу между стопами ног:

а) чередование прыжков: ноги врозь и ноги скрестно (поочеред­но впереди то правая, то левая нога); то же, но с аналогичным дви­жением рук, вытянутых прямо перед собой — сверху рука, одноимен­ная (противоположная) стоящей впереди ноге;

б) чередование прыжков: ноги врозь, руки скрестно перед собой и ноги скрестно, руки перед собой параллельно друг другу.

Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторо­ну, что и ноги, затем — в противоположную.

161.Беговые упражнения с прямым и перекрестным перешагива­нием через гимнастические палки, уложенные параллельно друг дру­гу, под углом — в виде ломаной линии; по ориентирам (меловая раз­метка, кольца и т.д.).

Следующий блок упражнений может выполняться лежа, сидя или стоя. Необходимо каждое из них делать в три этапа: 1) руки пря­мые (опущены, подняты или вытянуты); 2) кисти фиксированы на плечах, локти свободны; 3) руки прижаты к груди, кисти свободны.

162.«Птенчики». Рот широко открывается так, чтобы тянулись уголки рта, а затем плотно закрывается. Руки согнуты в локтях, ладо­ни на уровне плеч, разжимать и сжимать кулаки, одновременно от­крывая и закрывая рот, и наоборот: сжимая кулак, открывать рот. Удерживать рот открытым (2—3 сек.), согласовывая это с движением рук.

163.«Жало змеи». Ребенок изображает языком жало змеи, резко выкидывая язык вперед с силой (до боли). Затем одновременно с язы­ком жало змеи имитируют руки (согнутые в локтях руки выбрасыва­ются вперед и возвращаются в исходное положение). Затем руки и язык двигаются разнонаправленно.

164. «Обезьянка». Ребенок изображает обезьянку, которая гримасничает перед зеркалом:

а) двигает нижней челюстью вперед-назад; то же с одновремен­ным движением рук вперед-назад; затем руки и челюсть двигаются разнонаправленно;

б) двигает челюсть вправо-влево; то же с перемещением рук в ту же сторону, что и челюсть; затем руки и челюсть двигаются в разные стороны;

в) язык и челюсть двигаются в одну сторону, затем в разные сто­роны;

г) одновременное движение глаз и челюсти в одну сторону, а затем в разные стороны.

165. «Трубочка». Ребенок вытягивает губы «трубочкой» вперед, а затем растягивает их в улыбке. Это упражнение выполняется:

а) с одновременным вытягиванием рук вперед, когда ребенок делает «трубочку», и приведением ладоней к плечам во время выполнения «улыбки»; затем наоборот: «трубочка» — руки к плечам (гру­ди), «улыбка» — руки вверх (вперед) и т.д.;

б) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево; то же — с одно­временным перемещением рук в ту же сторону, что и губы, а затем —с движением рук в противоположную сторону (например, губы впра­во, руки влево);

в) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево с одновремен­ным движением языка в ту же сторону, затем в противоположную;г) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево с одновремен­ными движениями глаз в ту же, а затем в противоположную сторону;

д) вытянутые «трубочкой» губы вращать по кругу (направо, за­тем налево).

166.«Качели». Ребенок изображает языком движение качелей:поднимать язык вверх, опускать его вниз; то же — с одновременным движением рук сначала в ту же, что и язык, а затем в противополож­ную ему сторону. Те же движения языка сочетать с движениями глаз.

167.«Часы». Движение языка к уголкам рта направо и налево, то же — с одновременным перемещением рук в ту же сторону, что и язык, а затем в противоположную ему сторону. Сочетать движения языка с движениями глаз.

168.«Хомяк». Ребенок изображает хомяка, который идет по лесу. Вот какой он сытый (облизаться, надуть обе щеки, развести руки), а такой — голодный (втянуть щеки, пощелкать зубами, обнять себя).
Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую (поочередно надувать щеки в такт с руками). Влез в узкую норку и выплюнул зерно (бить кулачками по надутым щекам, с силой и шумом выдохнуть). Это за­ дание необходимо дополнить любыми выразительными движениями
рук, ног, всего тела.


Раздел 2





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)