Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 349





______________________________ 9—10 лет

Занятие 1

«Игры в кругу». Дети стоят в кругу. Они кидают по кругу большой мяч: первый ребенок по воздуху, следующий — ударяя об пол и т.д. По хлопку дети начинают перекидывать мяч в обратную сторону.

«Вратарь». Ребенок встает у стены. Это ворота. Остальные дети по очереди кидают большой мяч, сначала непосредственно в руки вра­тарю, затем немного правее, немного левее, выше, ниже. Задача вра­таря — поймать мяч. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ло­вить его только руками. Потом вратарь должен отбивать мячик.

Занятие 2

«Игры со стенкой». Ребенок кидает мяч об стену двумя спосо­бами:

—кидает и сразу ловит;

—кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после это­
го ловит.

Ребенок должен кидать сначала большой, а затем средний мяч.

«Катание мяча». Дети садятся в круг, кладут ноги ступня к ступ­не (получается многоугольная звезда). Они перекатывают друг другу большой мяч. Сначала мяч отталкивают от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты — левой рукой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.

Модификация для двоих. Взрослый и ребенок или два ребенка са­дятся на пол на расстоянии 2—3 метра друг от друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и перекатывают мяч по полу.

Занятие 3

«Игры со стенкой». Ребенок кидает мяч об стенку с хлопком (ки­нул — хлопнул в ладоши — поймал). Он кидает все мячи по очереди (большой, средний, теннисный).

«Катание мячей». Дети перекатывают друг другу средний мяч, а затем сразу два мяча (средний и большой). У каждого в руках по мячу, и эти два мяча перекатываются друг другу одновременно. Мячи не должны сталкиваться. Ребенок всегда должен прослеживать глазами всю траекторию движения мяча.


350 Часть III. Дидактические материалщ

Занятие 4

«Упражнения с теннисным мячом». Ребенок и взрослый кидают друг другу и ловят теннисный мяч двумя руками. Мяч кидают с раз­ных расстояний. Ребенок ловит мяч и называет любой синий (крас­ный, мокрый, холодный, горячий и т.д.) предмет.



«Катание мячей». Ребенок и взрослый катают мячи друг другу по полу. Одновременно большой и теннисный мячи катятся друг другу в руки. Мячи не должны сталкиваться.

Занятие 5 '

«Игры в кругу». В этом упражнении должно участвовать как ми­нимум 3 человека. Мячик кидают по кругу. Правила игры: один хло­пок — мяч движется в том же направлении, два хлопка, мяч меняет направление. После того как ребенок усвоил программу, меняется инструкция: один хлопок — мяч меняет направление, два хлопка — мяч движется в том же направлении.

Модификация для двух человек. Ребенок и взрослый кидают мяч друг другу. Инструкция: «Если слышишь один хлопок — кидаешь мяч, ударяя об пол, если два хлопка — кидаешь по воздуху».

Занятие 6

«Игры в кругу». В этом упражнении должно участвовать как мини­мум 3 человека. Мячик кидаются по кругу. Правила игры: если звучит один хлопок, надо изменить способ кидания мяча (если кидали его по воздуху, то после хлопка надо кинуть например, ударив об пол), если звучит два хлопка, то мяч изменяет направление движения. Пос­ле того как ребенок усвоил программу, инструкция меняется на об­ратную: один хлопок — мяч меняет направление, два хлопка — мяч кидают другим способом.

«Упражнения с теннисным мячом». Ребенок перекидывает из пра­вой руки в левую теннисный мяч, затем дети встают в круг и переки­дывают теннисный мяч сначала из одной своей руки в другую, а за­тем в руку соседа слева.

Занятие 7

«Чеканка». Ребенок ударяет большим мячом об пол одной и дву­мя руками. При этом он сначала стоит на месте, затем продвигается вперед.

«Упражнения с теннисным мячом». Дети кидают друг другу и ло­вят теннисный мяч одной рукой (сначала правой, потом левой).


Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___ 351

Занятие 8

«Чеканка». Ребенок ударяет большим мячом об пол попеременно правой и левой рукой. При этом он сначала стоит на месте, затем — продвигается вперед.

«Упражнения с теннисным мячом». Дети (или ребенок и взрос­лый) бросают друг другу в руки теннисный мяч одной рукой (снача­ла правой, потом левой).

Занятие 9

«Меткость». Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели может выступать прикрепленный к стене круг из бума­ги или обруч в руке взрослого.

«Упражнения с теннисным мячом». Ребенок и взрослый стоят друг напротив друга. У каждого в руке по мячу. Нужно кидать друг дру­гу и одновременно ловить мячи. Взрослый и ребенок кидают сначала правыми руками, затем левыми, сначала по команде «Начали!», за­тем молча. Потом дети играют друг с другом.

Занятие 10

«Месяцы и дни недели». Ребенок и взрослый кидают большой мяч друг другу. Если звучит название месяца, мяч надо поймать. Если на­зываются дни недели, то мяч не ловится.

«Упражнения с теннисным мячом» (см. занятие 9).

Занятие 11

«Игры со стенкой». Ребенок стоит около стены и кидает мяч об стену. Кинув мяч, ребенок должен повернуться вокруг своей оси и поймать мяч.

«Упражнения с теннисным мячом». Ребенок и взрослый кидают друг другу теннисный мяч. Если взрослый кинул правой рукой, то ре­бенок ловит тоже правой рукой. Если левой, то ребенок ловит левой.

Занятие 12 «Игры в кругу*.

1) Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч
и называет слово, связанное со словом взрослого. Например, взрос­
лый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» — и кидает мяч.

2) Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или
другой ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами по­
очередно.


352 Часть III. Дидактические матери,

Занятие 13

«Игры в кругу». Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц.

«Упражнения с теннисным мячом». Ребенок бросает об стену тен­нисный мяч и ловит его одной рукой.

Занятие 14

«Игры со стенкой». Ребенок кидает мяч об стену и, когда мяч от­летает от стены, перепрыгивает через него.

«Упражнения с теннисным мячом». Ребенок кидает об стену тен­нисный мяч правой рукой, а ловит левой. Затем наоборот — левой ки­дает, а правой ловит.

Занятие 15

«Меткость». Взрослый размещает перед ребенком мишень, ко­торую надо сбить. Например, на табуретку ставятся 2 предмета, еще несколько предметов расставляются рядом на полу. Ребенок отходит от табуретки на 8—10 шагов и пытается сбить их мячиком (большим, средним, теннисным).

t

Занятие 16

«Меткость». Взрослый ставит перед ребенком горизонтальную мишень (корзину, ведро, таз). Задача ребенка — попасть в эту мишень мячом (большим, средним, теннисным).

«Упражнения с теннисным мячом». У взрослого в каждой руке по теннисному мячу. Он одновременно кидает мячи ребенку, который должен их поймать и бросить обратно взрослому.

Занятие 17

«Катаем мяч». Ребенок должен наклониться вперед и, подталки­вая мяч поочередно пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп (описывая восьмерку — вправо, влево).

«Упражнения с теннисным мячом» (см. занятие 16).

Занятие 18 «Мячом об пол*.

1) Ребенок ударяет мячом об пол попеременно каждой рукой. При этом он говорит: «Я знаю пять имен: Саша, Маша, Валя, Надя,


Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 353

Лена». Каждое слово сопровождается ударом мяча об пол. Можно пе­речислять названия фруктов, овощей, машин и т.д.

2) Ребенок стоит и держит мяч средних размеров в правой руке. Левая нога поднята и согнута в колене. Ребенок ударяет мячом об пол под левую ногу и ловит левой рукой. И наоборот.

Занятие 19

«Чеканка по линии». На полу рисуется полоса (или кладется ве­ревка). Ребенок встает в начало этой полосы и двигается вперед, че­каня мяч то справа от линии, то слева от нее. Сначала чеканит левой рукой слева, правой справа, потом наоборот — левой справа, а пра­вой слева от линии.

«Упражнения с теннисным мячом». Ребенок кидает теннисный мяч об стенку одной рукой, стоя на одной ноге, и ловит его одной рукой.

Занятие 20

«Передай мяч». Дети строятся в линию друг за другом. Тот, кто стоит первым, бросает мяч назад, не оборачиваясь. Следующий за ним должен поймать мяч и, бросив его себе под ноги, перепрыгнуть через мяч. Следующий ловит мяч и опять кидает его, не оборачиваясь и т.д. Затем дети разворачиваются в другую сторону и продолжают игру.

«Мяч по кругу». Ребенок ведет вокруг себя большой мяч, повора­чиваясь вокруг своей оси, чеканя мяч поочередно то правой рукой, то левой.

Раздел 5. РАСТЯЖКИ

_______________________________ 5—10 лет

Занятие 1

«Струночка». Ребенок лежит на полу (вытянувшись струночкой, руки вместе над головой, ноги вместе), расслабившись. Один взрос­лый берет ребенка за руки, другой за ноги. По команде они одновре­менно, очень медленно и осторожно начинают растягивать ребенка в противоположные стороны.

Заканчивают растягивать также одновременно, постепенно воз­вращая ребенка в исходное положение. Подается команда расслабить-

 


354 Часть III. Дидактические материалы

ся. Обязательно обратите внимание на то, чтобы в этой «растяжке», равно как и во всех последующих, соблюдалось непременное условие: напряжение и расслабление должны занимать равные промежутки вре­мени.

Будьте осторожны и внимательны, действуйте с партнером син­хронно. Не берите ребенка за лодыжки и запястья (во избежание вы­вихов), а чуть выше (на 5—7 см). Не сжимайте сильно руки. Следите за тем, чтобы во время упражнения ребенок не напрягался. Если на­пряжение возникает и сохраняется — не растягивайте дальше.

«Качалка». Сесть на пол, обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу. На этом упражнении мы часто обнаруживаем, что у ребенка проблемы с удержанием голо­вы. В этом случае ведущий (мама или кто-то из детей) помогает ему, кладя свою руку ему под голову (на уровне сочленения шеи и затыл­ка).

«Бревнышко». Ребенок лежит на спине, руки кладутся над голо­вой, кисти соединены, пальцы «смотрят» вверх. Его просят перека­тываться по полу направо, а потом налево. Обращается внимание на то, что «бревнышко» должно катиться ровно. Если ребенка все время «сносит», его просят закрыть глаза и внимательно последить, «что с чем соревнуется и что у него что обгоняет — ноги, руки, голова с плечами и т.д.» — и скорректировать движения. Если ребенок не за­мечает, что его «сносит» в сторону, или не может самостоятельно ис­править этот крен, ему дают внешние ориентиры — рисунок на ков­ре, линия стены и т.п. Полезно периодически останавливать ребенка и просить, закрыв глаза, «подровнять» свое тело. Помогите ему ста­билизировать свои ощущения, фиксируя его тело руками.

Занятие 2

«Полетели-1». Ребенок ложится на спину в виде «звезды» (разво­дит руки и ноги в стороны). По команде «Полетели!» ребенок должен поднять руки и ноги в воздух (не высоко), растопырить пальцы рук, высунуть язык и тянуть руки и пальцы рук в разные стороны, язык (не зажимая его губами и зубами) и мысочки ног вниз. По команде «Опустились!» ребенок опускает руки и ноги на пол и расслабляет все тело. Команды чередуются. Ребенок «летит», пока взрослый считает (хлопает в ладоши) до пяти и отдыхает такое же время.

«Качалка» (см. занятие 1). «Бревнышко» (см. занятие 1).


Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 355

Занятие 3

«Полетели-2». Команды даются отдельно для разных частей тела. Например: «клювик взлетел» — высунуть язык, «крылышки полете­ли» — руки поднять, пальчики растопырить, «ножки взлетели» — ноги поднять, мысочки вытянуть, «крылышки опустились» — руки опустить на пол, «ножки опустились» — ноги опустить на пол и «клювик опустился» — язык убрать в рот. Чередовать команды в раз­ных вариациях.

«Качалка» (см. занятие 1). «Бревнышко» (см. занятие 1).

«Лодочка». Лечь на живот, руки вытянуть вперед, сложить их ло­дочкой (ладонь к ладони), приподнять прямые ноги, прогнуться и покачаться на животе в таком положении. Если ребенку трудно вы­полнять упражнение, взрослый помогает ему (качает его, поднимая, то руки, то ноги).

Занятие 4

«Полетели-1, (см. занятия 2, 3).

«Лодочка» (см. занятие 3).

«Фараон». Ребенок ложится на спину, обняв себя руками (правая кисть держит левое плечо, левая — правое). Он должен отрывать голо­ву от пола и поднимать ее к груди, не поднимая плеч. Туловище ле­жит неподвижно, ногами не шевелить.

Занятие 5

«Активные растяжки-1». Ребенок лежит на спине, руки вверху, над головой, ноги вместе. По команде руки тянутся вверх, а ноги и мысочки — вниз. По другой команде — руки и ноги расслабляются.

«Дотянись». Ребенок лежит на животе. Взрослый, сидя перед ним, держит предмет перед ребенком, а ребенок тянется к нему сна­чала правой рукой, а потом левой. Затем взрослый, сидя у его ног, просит дотянуться до предмета ногами — сначала правой, а потом левой.

«Лодочка» (см. занятие 3). «Фараон» (см. занятие 4).


356 Часть III. Дидактические материалы

Занятие 6

«Активные растяжки-2». Ребенок лежит на спине. Руки вверху над головой, ноги вместе. По команде правая рука тянется вверх, а правая нога — вниз; при этом левая рука и нога расслаблены. Ребенок должен удержаться в таком положении в течение 3—5 секунд. По команде все конечности расслабляются в течение того же интервала времени. Затем так же «растягивается» левая сторона тела.

«Дотянись» (см. занятие 5).

«Кошка». Ребенок встает на четвереньки. Выгибает и прогибает спину в поясничном отделе. Голова при этом движется синхронно с изменением поз: прогибание — голова вверх, выгибание — голова вниз. Если ему это не удается, помогите ребенку, фиксируя статику и динамику данной позы собственными руками (буквально — надавли­вая ему на поясницу или, напротив, приподнимая ее), прося его только о том, чтобы он опускал голову, когда его спина выгибается, и поднимал, когда она выгибается.

Потом это же упражнение выполняется с неподвижной головой, которая при необходимости фиксируется руками взрослого.

Занятие 7

«Активные растяжки-3». Ребенок лежит на спине, руки вверху над головой, ноги вместе. По команде правая рука тянется вверх, а левая нога — вниз, при этом левая рука и правая нога расслаблены. По следующей команде — все конечности расслабляются. Затем та­ким же образом растягивается левая рука и правая нога.

«Дотянись» (см. занятие 5).

«Здравствуй, пол». Ребенок, лежа на спине, затылком на полу, поднимает и закидывает ноги к ушам. Его задача — постараться до­тронуться мысочками до пола за головой и полежать в этом поло­жении 2—5 секунды. Затем надо медленно возвратиться в исходное положение. Упражнение выполняется от 2—5 до 10 раз.

Примечание. Это упражнение удается почти всем детям, хоть и с трудом, и впоследствии оно им очень нравится. Вначале взрослый может помочь ребенку, чуть приподнимая его за спину. Можно акку­ратно «дотянуть» мысочки ребенка до пола. Важно также стараться, чтобы ребенок держал максимально прямые ноги и когда их подни­мает, и когда опускает. Не стоит также спешить, не обязательно дотя­гиваться до пола сразу.


Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет



Занятие 8

«Активные растяжки-4». Ребенок лежит на спине, руки вверху, над головой, правая рука лежит на левой руке, а правая нога лежит на левой ноге. По команде тянутся правая рука и правая нога, при этом левые рука и нога расслаблены. По следующей команде все тело рас­слабляется. Затем таким же образом растягиваются левая рука и нога.

«Дотянись» (см. занятие 5).

«Локотки». Ребенок ложится на живот, лбом на пальцы рук, прижатых к полу. Локти также лежат на полу. По команде ребенок поднимает локти как можно выше на 3—5 секунд, после чего опуска­ет их. Упражнение выполняется 5—6 раз.

Старайтесь добиться того, чтобы локти были подняты как можно выше. Можно также немного «потянуть» ребенка за руки вверх.

После полноценного освоения этого упражнения желательно ус­ложнить задачу реципрокными взаимодействиями рук и головы: лок­ти лежат — голова поднимается, голова опускается — поднимаются локти.

Занятие 9

«Активные растяжки-5». Ребенок лежит на спине, руки вверху над головой, левая рука лежит на правой руке, а левая нога лежит на правой ноге. По команде тянутся правая рука и правая нога, при этом левая рука и нога расслаблены. По другой команде — все конечности расслабляют­ся. Затем таким же образом растягиваются левая рука и нога.

«Велосипед». Ребенок лежит на спине. Правая ладонь — под за­тылком. Локоть лежит на полу. Ноги сгибаются в коленях. Левой рукой нужно обхватить колено левой ноги. Наклониться вперед, локтем пра­вой руки коснуться правого колена (глаза смотрят на колено). Поме­нять руки. Упражнение выполняется 15—20 раз.

Занятие 10

«К солнцу». Ребенок садится на пол, ноги вытянуты вперед, руки опущены на колени. По команде взрослого ребенок поднимает голову и руки вверх, как бы пытаясь пальцами дотянуться до потолка. Взгляд направлен в одну точку (3 секунды). По команде взрослого руки раз­водятся в стороны максимально широко, ребенок как бы «потягива­ется» (3 секунды). По команде взрослого ребенок опускает руки вниз и расслабляет их (3 секунды). Выполняется 3—5 раз.

Во время выполнения задания полезно подойти к ребенку и по­тянуть его за руки повыше/подальше.


358 Часть III. Дидактические материалы

Занятие 11

«К солнцу» (см. занятие 10).

«Флюгер-1». Сидя, скрестить ноги, спина прямая; руки за голову. Ребенок выполняет свободные повороты налево — направо, по воз­можности максимально скручивая позвоночник.

а) Голова поворачивается в ту же сторону, что и тело.

б) Голова поворачивается в противоположную сторону от тела, а
язык поворачивается в ту же сторону, что и голова.

Занятие 12

«Флюгер-2». Встать на колени, спина прямая; руки за голову. Ре­бенок выполняет свободные повороты налево—направо, по возмож­ности максимально скручивая позвоночник.

а) Голова поворачивается в ту же сторону, что и тело.

б) Голова поворачивается в противоположную сторону от тела, а
язык поворачивается в ту же сторону, что и тело.

«Бабочка». Ребенок ровно стоит на коленях, мыски вытянуты, стопы направлены вверх, спина прямая, руки вытянуты в стороны, глаза смотрят вперед. По команде взрослого:

—пальцы сжимаются в кулак;

—руки сгибаются в локтях, кулаками вверх, плечи параллельны
полу;

—голова запрокидывается назад, глаза смотрят в потолок;

—плечи, находясь параллельно полу, сводятся максимально
назад;

—плечи возвращаются в исходное положение, находясь парал—
ельно полу, кулаками вверх, а голова остается запрокинутой
вверх;

—голова приходит в исходное положение;

—руки разгибаются и разводятся в стороны;

—кулаки разжимаются.

Сначала упражнение выполняется под развернутые инструкции взрослого: «Пальцы в кулак, руки согнуть в локтях, глаза в потолок» и т.д., вплоть до полного усвоения ребенком последовательности дей­ствий. На следующем этапе полезно предложить детям по очереди ис­полнять роль ведущего. Необходимо следить, чтобы ребенок не разво­дил локти в стороны.


Программа 2 Курс занятий с детьми 5—10 лет___ "59

Занятие 13

«Бабочка» (см. занятие 12).

«Маятник». Ребенок, сидя на коленях и пятках, наклоняется вперед, пока лоб не будет лежать на полу. Руки ладонями вверх поло­жить вдоль туловища, кисти рядом со стопами. Вернуться медленно в исходное положение. Затем постепенно опускаться назад (стараясь дотронуться до пола), сначала опираясь на локти, а затем на голову. Руки свободно лежат вдоль туловища. Не спеша, в обратном порядке вернуться в исходное положение.

Занятия 14—15

«Маятник» (см. занятие 13).

«Гусеница», Ребенок встает на ноги и руки так, чтобы его тело образовало букву «л». Руки и ноги должны быть как можно ближе друг к другу, при этом оставаясь прямыми. Затем по команде ведущего «Руки побежали!» ребенок шагает только руками вперед, а ноги при этом стоят на месте. По команде «Ноги догоняют!» ребенок доходит ногами к рукам, при этом руки стоят на месте и т.д. Затем ребенок таким же образом передвигается назад («задним ходом»).

Занятие 16

«Потягивание». Ребенок стоит, руки на ширине плеч, пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы внутри ладоней; кулаки прижаты к низу живота. Поднять кулаки к плечам и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову. Вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на мыски, постепенно напрягая все тело как «струнку» (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Медленно вернуться в исходное положение, выполняя движения в обратном порядке.

Занятие 17

«Флюгер-3». Выполняется аналогично упражнению, описанному в занятии 12, только стоя.

«Растяжки для ног». Ребенок стоит прямо, ноги на ширине плеч; поднять прямые руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз:

— Медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги левой рукой. Остаться в этом положении пять секунд. Стараться не сгибать ноги и руки. То же — для правой руки и ноги.


360 Часть III. Дидактические материалы

— Медленно наклониться и коснуться пальцев левой ноги пра­вой рукой. Остаться в этом положении пять секунд. Не сгибать руки и ноги. То же — для левой руки и правой ноги.

«Растяжки для рук». Прямые руки складываются за спиной в замочек, а затем поднимаются вверх с наклоном туловища вперед. k

/

Занятие 18

«К солнцу». Выполняется аналогично упражнению, описанному в занятии 10, только стоя.

«Растяжки для ног» (см. занятие 17). «Растяжки для рук» (см. занятие 17).

Занятия 19—20

«Растяжки для ног» (см. занятие 17). «Растяжки для рук» (см. занятие 17).

"*' «Скручивание корпуса». Ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, стопы параллельны друг другу. Руки полностью расслаблены. Поворачивать тело вправо и влево, захлестывая расслабленные руки за спину. Следите за тем, чтобы подошвы ступней всей плоскостью касались пола и не отрывались от него при поворотах; поддерживайте позвоночник вертикальным, представляя его неподвижной осью вра­щения, и максимально расслабляйте мышцы корпуса. Голова при этом сначала неподвижна, затем поворачивается вместе с руками, потом — в противоположную от рук сторону.

; tt





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (403)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)