Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Раздел 9. МЕЛКАЯ МОТОРИКА





________________________________ 5—6 лет

Занятие 1

«Пальчик-мальчик, где ты был?»

Большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком:

«Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил. С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел».

Занятие 2

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики. Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.
С вами мы подружимся, Маленькие пальчики. Хлопаем в ладоши.
Раз, два, три, четыре, пять. Начинай считать опять. Пальцы касаются друг друга верхними фалангами, начиная с мизинца.
Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть кистями.

Занятие 3

«Этот пальчик хочет спать...»

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Пальцы первыми фалангами по­очередно касаются большого пальца, затем зажимаются в ку­лак — «засыпают».
Встали пальчики, ура! В школу нам идти пора. Кулаки резко разжимаются, и пальцами имитируется «ходьба».

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—Юлет____ 385

Занятие 4

Дети, начиная с мизинцев, поочередно соединяют пальцы, со­прикасаясь подушечками, а затем последовательно разъединяют их.

Занятие 5

«Солнышко — луна». Пальцы соединены в замок — луна, пальчи­ки медленно/быстро одновременно поднимаются вверх — это сол­нышко с лучиками, затем солнце засыпает, а луна просыпается, и все повторяется.

Занятие 6

«Домик». Пальцы сжаты в кулак и последовательно разгибаются, а потом снова сгибаются в кулак.

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат,

На третьем — семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова — очень умная птица.

Ну что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата — втором,

На первом ежи, мы еще к ним зайдем.

Занятие 7

«Раз — два — три — четыре*

Раз — два — три — четыре! Хлопки на счет.
Кто живет в моей квартире? Ладони разводятся в стороны.
Раз — два — три — четыре — пять! Хлопки на счет.
Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я — Вот и вся моя семья. Массировать каждый палец.

Часть III. Дидактические материалы



Занятия 8—9 «Две сороконожки»

И.п. — пальцы одной руки располагаются на ладони другой под стихотворение дети совершают следующие действия:

Две сороконожки бежали по дорожке, Дети, перебирая пальчиками, «идут» по рукам до плеч.
Вдруг друг друга повстречали, так друг друга обнимали, Начинают обнимать себя рука­ми за плечи, стараясь макси­мально завести руки за спину.
Что едва мы их разняли. Руки разводят в стороны.

Занятие 10

«Братцы»

Засиделись в избушке братцы. Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы согнуты.
Захотел меньшой прогуляться. Отвести вбок мизинец — строго в плоскости ладони — и задержать его в этой позиции на 2 — 3 секунды.
Да скучно ему гулять одному. Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.
Зовет он братца вдвоем прогу­ляться. Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца — мизинец и безымян­ный, задержать на 2 — 3 секунды.
Да скучно им гулять двоим. Мизинец и безымянный чуть покачи­ваются, затем возвращаются на ис­ходную позицию.
Зовут братца втроем прогу­ляться. Отвести вбок мизинец, безымянный и средний пальцы, задержать на 2 — 3 секунды.
Грустно старшим сидеть в избе. Большой и указательный пальцы 4 раза соединяются кончиками.
Зовут они братцев домой к себе. Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___ "87

Занятие 11

*Пальчиковая рулетка». Ведущий вытягивает вперед свою правую руку (пальцы в кулаке), затем он показывает какое-либо количество пальцев, а ребенок должен показать те же пальцы на своей правой руке.

Вариант упражнения: ведущий действует правой рукой, а ребе­нок — левой; оба действуют двумя руками, показывая одинаковое количество пальцев; оба действуют двумя руками, показывая на пра­вой руке одно количество пальцев, а на левой — другое.

Занятие 12

«Ладушки». Под детский стишок дети в парах хлопают в ладоши. Каждый делает хлопок в ладоши, затем хлопок двумя руками с парт­нером, снова хлопок в ладоши, затем хлопок в ладоши с партнером «левая-правая», еще раз хлопок в ладоши, затем — с партнером «пра­вая-левая» и т.д.

Занятие 13

«Постучалки-1». Дети стучат каждым пальцем по полу два раза.

Занятие 14

«Постучалки-2». Дети стучат каждым пальцем поочередно то два раза, то один раз и т.д.

Занятия 15—16 *

«Пальчиковые ладушки». Дети играют в ладушки пальцами (начи­ная с указательных и заканчивая мизинцами).

Занятия 17—18

«Ходилки». Дети «ходят» пальчиками (указательным и средним, указательным и безымянным, указательным и мизинцем) сначала правой руки, затем левой, затем одновременно двумя руками.

Занятие 19

«Рожки да ножки-1». По командам взрослого дети последова­тельно изображают рожки — поднимают указательный и средний пальцы вверх, ножки — указательный палец и мизинец вниз. Сначала они делают это одной рукой, потом другой и двумя.


388 Часть III. Дидактические материал^

Занятие 20

«Рожки да ножки-2». То же упражнение, но теперь одна рука показывает рожки, а другая — ножки.

_______________________________ 7—10 лщ

^

Занятие 1 ^

«Домик». Пальцы сжаты в кулак и последовательно разгибаются, а потом сгибаются в кулак.

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат, **

На третьем — семейство рыжих бельчат, !~ -'

На четвертом живет с птенцами синица, -' -

На пятом сова — очень умная птица.

Ну что же, пора нам обратно спуститься: *

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата — втором,

На первом ежи, мы еще к ним зайдем.

Занятие 2

«Печатная машинка». Психолог имитирует работу на печатной машинке, а дети повторяют. Сначала он стучит поочередно каждым пальцем по полу, затем в обратном порядке, затем двумя какими-нибудь пальцами одной, а потом обеих рук.

Занятие 3

«Постучалки-1». Дети каждым пальцем стучат по полу два раза.

Занятие 4

«Постучалки-2». Дети стучат каждым пальцем поочередно то два раза, то один раз и т.д.


 


Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___ 3&9

Занятия 5—6«Братцы».

Засиделись в избушке братцы. Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы согнуты.
Захотел меньшой прогуляться. Отвести вбок мизинец — строго в плоскости ладони — и задержать его в этой позиции на 2 — 3 секунды.
Да скучно ему гулять одному. Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.
Зовет он братца вдвоем прогу­ляться. Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца — мизинец и безымян­ный, задержать на 2 — 3 секунды.
Да скучно им гулять двоим. Мизинец и безымянный чуть покачи­ваются, затем возвращаются на ис­ходную позицию.
Зовут братца втроем прогу­ляться. Отвести вбок мизинец, безымянный и средний пальцы, задержать на 2 — 3 секунды.
Грустно старшим сидеть в избе. Большой и указательный пальцы 4 раза соединяются кончиками.
Зовут они братцев домой к себе. Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.

Занятия 7—8

«Пальчиковые ладушки». Дети играют в ладушки пальцами (начи­ная с указательных и заканчивая мизинцами).

;

Занятие 9

«Ходилки». Дети «ходят» пальчиками (указательным и средним, указательным и безымянным, указательным и мизинцем) сначала правой руки, затем левой, затем одновременно двумя руками.

Занятия 10—11

«Пальчиковая рулетка». Психолог показывает свою правую руку (пальцы в кулаке), затем он «выбрасывает» какое-либо количество пальцев, а ребенок должен показать те же пальцы на своей правой руке.


390 Часть III. Дидактические материалы

Варианты упражнения. Ведущий действует правой рукой, а ребе­нок — левой; оба действуют двумя руками, показывая одинаковое количество пальцев; оба действуют двумя руками, показывая на пра­вой руке одно количество пальцев, а на левой — другое

Занятия 12—13

«Рожки да ножки». Покомандам взрослого дети последователь­но изображают рожки — поднимают указательный и средний пальцы вверх, ножки — указательный палец и мизинец вниз. Сначала они делают это одной рукой, потом другой и двумя, затем одна рука по-! казывает рожки, а другая — ножки.

«Пальчики здороваются». Подушечки пальцев соприкасаются ri нажимают друг на друга («здороваются»). Сначала работает ведущая рука, потом неведущая, затем обе руки сразу. После этого здоровают­ся большой и указательный пальцы правой руки и большой палец и мизинец — левой и т.д. (от мизинца к большому пальцу на одной руке и от большого к мизинцу — на второй).

Занятие 14

«Змейки». Дети совершают волнообразные движения поочередно каждым пальцем сначала на одной руке, затем на другой, затем обе­ими руками вместе.

«Крестики». Перекрещиваются указательный и средний пальцы, затем средний и безымянный, безымянный и мизинец поочередно сначала на одной, потом на другой и, наконец, на обеих руках.

Занятие 15

«Щелчки». Щелканье пальцами, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими вместе. На втором этапе попеременно то одной рукой, то другой.

«Крестики» (см. занятие 14). «Змейки» (см. занятие 14).

Занятие 16

«Выкладывание узора». Дети выкладывают узор из мелких де­талей.

Занятие 17

«Раскрашивание мелких деталей рисунка».


Программа 2 Курс занятий с детьми 5—10 лет___ 391

Занятие 18

«Плетение кос». Дети плетут косы из веревки.

Занятие 19

«Пересчет денег». Каждому ребенку раздается пачка нарезанной бумаги («деньги»). Задача ребенка — пересчитать листы бумаги, пере­листывая их.

Занятие 20

«Общий рисунок». Дети вместе рисуют один рисунок на листе обоев.

Раздел 10. СОМАТОГНОЗИС, ТАКТИЛЬНЫЕ

И КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

_______________________________ 5—6 лет

Занятие 1

«Повтори позу-1». Дети повторяют за психологом позу (важно, чтобы при этом было задействовано все тело).

Занятие 2

«Повтори позу-2». Дети повторяют за психологом последователь­но сменяющие друг друга положения рук.

Занятие 3

«Части тела-1». Дети разбиваются на пары. Один ребенок стоит с закрытыми глазами, а другой дотрагивается до какой-либо части тела первого (например, локтя). Задача первого — с закрытыми гла­зами показать на себе то место, до которого дотронулись, потом от­крыть глаза, показать на партнере это же место и назвать его. Затем дети меняются местами.

Занятие 4

# Части тела-2». Один ребенок дотрагивается до какой-либо ча­сти своего тела, а его партнер повторяет действие, дотрагиваясь до той же точки на своем теле, и называет часть тела.


392 Часть III. Дидактические материалу

Занятие 5

«Части тела-3». Один ребенок дотрагивается до какой-либо точки тела своего партнера с одной стороны, а партнер показывает эту же точ­ку с другой стороны на себе (если один ребенок дотронулся до точки справа, то второй показывает ее слева, если спереди — то сзади и т.п.).

Занятие 6

«Части тела-4». По команде взрослого дети дотрагиваются сра­зу до двух точек на себе (например, до локтей, до глаз, до коленок и т.п.).

Занятие 7

«Телесные буквы-1». Дети со взрослым придумывают, как можно изобразить буквы всем телом.

Занятие 8

«Телесные буквы-2». Дети со взрослым придумывают, как можно изобразить буквы при помощи пальцев.

Занятие 9

«Рисуем на спине». Взрослый рисует на спине ребенка геометри­ческую фигуру, букву, цифру. Задача ребенка — назвать, что нарисо­вано у него на спине, и повторить рисунок в воздухе.

Занятие 10

«Рисуем на спине» (см. занятие 9).

«Рисуем на ладошках». Упражнение аналогично предыдущему, но в этом случае рисунки выполняются на ладони ребенка.

Занятие 11

«Рисуем на ладошках» (см. занятие 10).

«Исследование предметов». Психолог с детьми ощупывает раз­личные находящиеся в комнате предметы и обсуждает их свойства.

Занятие 12

«Найди такой же предмет». Психолог предлагает ребенку какой-то предмет определенной фактуры. Ребенок берет его в правую руку. Затем левой рукой выбирает предмет такой же фактуры из заранее подготовленного набора.


Программа 2 Курс занятий с детьми 5—10 лет___ 393

Занятия 13—14

«Волшебный мешочек». Ребенку предлагается мешочек с различ­ными предметами. Задача ребенка — на ощупь определить, что за предмет он нашел в мешочке.

Занятие 15

«Найди такую же фигурку». Детям предлагается с закрытыми глазами ощупать фигурку из плотной (наждачной) бумаги и найти ее изображение в ряду нарисованных фигур.

Занятие 16

«Найди такую же букву-1». Детям предлагается с закрытыми гла­зами ощупать букву, вырезанную из плотной (наждачной) бумаги, и найти ее в ряду нарисованных букв.

Занятие 17

«Найди такую же букву-2». Детям предлагается с закрытыми гла­зами на ощупь опознать букву из плотной (наждачной) бумаги и, не глядя, найти ее среди других бумажных букв сначала одной, потом другой рукой.

Занятия 18—19

«Найди такую же цифру». Детям предлагается с закрытыми гла­зами одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.

Занятие 20

«Найди фигурку, букву, цифру». Детям предлагается любым из вышеописанных способов найти букву (фигурку, цифру) из переме­шанных между собой вырезанных из бумаги фигурок, букв и цифр.

________________________________ 7—8 лет

Занятие 1

«Повтори позу-1». Дети повторяют за психологом позу (важно, чтобы при этом было задействовано все тело).

Занятие 2

«Повтори позу-2». Дети повторяют за психологом последователь­но сменяющие друг друга положения рук.


394 Часть III. Дидактические материалы

Занятие 3

«Части тела-1». Дети разбиваются на пары. Один ребенок стоит с закрытыми глазами, а другой дотрагивается до какой-либо части тела первого (например, локтя). Задача первого — с закрытыми гла­зами показать на себе то место, до которого дотронулись, потом от­крыть глаза, показать на партнере это же место и назвать его. Затем дети меняются местами.

Занятие 4

«Части тела-2». Один ребенок дотрагивается до какой-либо точки тела своего партнера с одной стороны, а партнер показывает эту же точку с другой на себе. Затем дети дотрагиваются сразу до двух точек.

Занятие 5

«Телесные буквы-1». Дети вместе со взрослым придумывают, как можно изобразить буквы всем телом.

«Язык глухих-1». Дети показывают слова, составленные из «телес­ных букв».

Занятие 6

«Телесные буквы-2». Дети вместе со взрослым придумывают, как можно изобразить буквы при помощи пальцев.

«Язык глухих-2». Дети показывают слова, составленные из «паль­чиковых букв».

Занятия 7—8

«Язык глухих-3». Дети показывают по кругу предложения, пользуясь «телесным алфавитом» (каждый показывает по одному сло­ву, точка и заглавная буква обозначаются).

«Рисуем на спине». Психолог рисует на спине ребенка геометри­ческую фигуру, букву, цифру. Задача ребенка — назвать, что нарисо­вано у него на спине, и повторить рисунок в воздухе.

Занятие 9

«Рисуем на ладошках». Аналогично упражнению «Рисуем на спи­не», но рисунок выполняется на ладони ребенка.

«Язык глухих-3». (см. занятия 7—8).


Программа 2 Курс занятий с детьми 5—10 лет___ 395

Занятие 10

«Рисуем на ладошках» (см. занятие 9).

«Исследование предметов». Дети вместе со взрослыми ощупы­вают различные предметы, находящиеся в комнате, и обсуждают их свойства.

Занятие 11

«Зашифрованное слово». Дети становятся в ряд. Взрослый загады­вает слово, проходит вдоль ряда и рисует у каждого на спине по од­ной букве. Затем все дети по порядку называют свою букву. Задача — узнать, какое слово было загадано.

«Найди такой же предмет». Взрослый предлагает ребенку пред­мет определенной фактуры. Ребенок берет его в правую руку. Затем левой рукой выбирает предмет такой же фактуры из подготовленного заранее набора.

Занятия 12—13

«Волшебный мешочек». Ребенку предлагается мешочек с различ­ными предметами. Задача ребенка — на ощупь определить, что за предмет он нашел в мешочке.

Занятие 14

«Найди такую же фигурку». Детям предлагается с закрытыми глазами ощупать фигурку из плотной (наждачной) бумаги и найти ее изображение в ряду нарисованных фигур.

Занятие 15

«Найди такую же букву-1». Детям предлагается с закрытыми гла­зами ощупать вырезанную из плотной (наждачной) бумаги букву и найти ее в ряду нарисованных букв.

Занятие 16

«Найди такую же букву-2». Детям предлагается с закрытыми гла­зами на ощупь опознать вырезанную из плотной (наждачной) бумаги букву и не глядя найти ее среди других вырезанных из бумаги букв сначала одной, потом другой рукой.

Занятия 17—18

«Найди такую же цифру». Детям предлагается с закрытыми гла­зами одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.


396 Часть III. Дидактические материалы

Занятия 19—20

«Чтение на ощупь». Дети сидят в ряд. Перед каждым ребенком лежат вырезанные из картона, плотной или наждачной бумаги бук­вы, образующие слово. Дети с закрытыми глазами ощупывают буквы по порядку (слева направо) и таким образом прочитывают свое сло­во. Затем каждый по очереди называет свое слово, в результате полу­чается предложение.

_______________________________ 9—10 лет

Занятие 1

«Повтори позу-1». Дети повторяют за взрослым позу, в которой участвует все тело.

Занятие 2

«Повтори позу-2». Дети повторяют за взрослым последовательно
сменяющие друг друга положения рук. t

Занятие 3

«Части тела-1». Дети разбиваются на пары. Один ребенок стоит с закрытыми глазами, а другой дотрагивается до какой-либо части тела первого (например, локтя). Задача первого — с закрытыми гла­зами показать на себе то место, до которого дотронулись, потом от­крыть глаза, показать на партнере это же место и назвать его. Затем дети меняются местами.

Занятие 4

«Части тела-2». Один ребенок дотрагивается до какой-либо точ­ки тела своего партнера с одной стороны, а партнер показывает эту же точку с другой. Затем дети дотрагиваются сразу до двух точек.

Занятие 5

«Телесные буквы-1». Дети вместе со взрослым придумывают, как можно изобразить буквы всем телом.

«Язык глухих-1». Дети показывают слова, составленные из «телес­ных букв».


Занятие 6

«Телесные буквы-2». Дети с педагогом придумывают, как можно изобразить буквы при помощи пальцев.

«Язык глухих-2». Дети показывают слова, составленные из «паль­чиковых букв».

Занятия 7—8

«Язык глухих-3». Дети показывают по кругу предложения, пользуясь «телесным алфавитом» (каждый показывает по одному сло­ву, точка и заглавная буква обозначаются особо).

«Рисуем на спине». Психолог рисует на спине ребенка геометри­ческую фигуру, букву, цифру. Задача ребенка — назвать, что нарисо­вано у него на спине, и нарисовать это в воздухе.

Занятие 9

«Рисуем на ладошках». Упражнение выполняется так же, как «Ри­суем на спине», но рисунок выполняется на ладони ребенка. «Язык глухих-2» (см. занятие 6).

Занятие 10

«Составляем слово вместе». Дети сидят в кругу. Первый задумы­вает слово и пишет первую букву у соседа на ладошке. Сосед произ­носит букву, додумывает слово дальше и пишет у следующего на ла­дошке очередную букву, тот называет получившийся слог и т.д., пока не получится слово.

Занятие 11

«Исследование предметов». Дети совместно со взрослым ощупы­вают различные предметы, находящиеся в комнате, и обсуждают их свойства.

«Зашифрованное слово». Дети становятся в ряд. Взрослый загады­вает слово, проходит вдоль ряда и рисует у каждого на спине по од­ной букве. Затем все дети по порядку называют свою букву. Задача — узнать, какое слово было загадано.

Занятие 12

«Найди такой же предмет». Психолог предлагает ребенку какой-то предмет определенной фактуры. Ребенок берет его в правую руку. Затем левой рукой выбирает предмет такой же фактуры из заранее подготовленного набора.


398 Часть III. Дидактические материалу

Занятие 13

«Волшебный мешочек». Ребенку предлагается мешочек с различ­ными предметами. Задача ребенка — на ощупь определить, что за предмет он нашел в мешочке.

Занятие 14

«Найди такую же фигурку». Детям предлагается с закрытыми глазами ощупать фигурку из плотной (наждачной) бумаги и найти ее изображение в ряду нарисованных фигур.

Занятие 15

«Найди такую же букву». Детям предлагается с закрытыми гла­зами на ощупь опознать букву, вырезанную из плотной (наждачной) бумаги, и, не глядя, сначала одной, потом другой рукой найти ее среди других бумажных букв.

Занятие 16

«Найди такую же цифру». Детям предлагается одной рукой ощу­пать цифру вырезанную из плотной (наждачной) бумаги, а затем на­рисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.

Занятия 17, 18, 19, 20

«Чтение на ощупь». Дети сидят в ряд. Перед каждым ребенком лежат вырезанные из бумаги буквы, образующие слово. Дети с за­крытыми глазами ощупывают буквы по порядку (слева направо) и таким образом прочитывают свое слово. Затем каждый по очереди на­зывает свое слово, и получается предложение.

Раздел 11. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС
__ 5—10 лет

Этот блок состоит из следующих подблоков:

1.«Разрезные картинки». Ребенок собирает картинку из кусочков. В течение занятий необходимо увеличивать количество фрагментов, из которых состоит картинка, и усложнять сам сюжет картинки.



Рис. 48

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___ 999


Рис. 49

400 Часть Ш. Дидактические материалы

Рис. 50


Программа 2. Курс занятий с детьми 5—Шлет____ 401




 


 


Рис. 51


Рис. 52


2. «Дорисуй предмет до целого». Ребенку предлагается картинка с
недорисованными фрагментами. Задача ребенка дорисовать картинку
(примеры приведены на рис. 47—48).

3. «Наложенные изображения». Ребенку предлагаются наложен­
ные друг на друга изображения предмета. Задача ребенка обвести
изображение сначала правой рукой, затем левой (см. рис. 49—50).

4. «Зашумленные изображения». Ребенку предлагается изобра­
жение, спрятанное в каком-то фоне, или наложенные друг на друга
изображения. Задача ребенка найти их, обвести и раскрасить (см.
рис. 51-52).

5. «Спрятанная буква». Ребенку предлагается рисунок с буквами,
цифрами, написанными разным шрифтом, стилем и по-разному по­
вернутыми. Задача ребенка — ответить, что за буквы и цифры нари­
сованы (см. рис. 53—54).


Часть Ш. Дидактические матернал»|
Часть Ш. Дидактические матернал»|

402 Часть 111. Дидактические материалы


 


Рис. 53




Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___ *ЮЗ

Рис. 54

6. «На что похожа буква?» Ребенок придумывает, на что может
быть похожа та или иная буква или цифра, и дорисовывает ее до это­
го предмета.

7. «Письмо в воздухе». Психолог рисует перед ребенком в воздухе
буквы, а ребенок их повторяет. Затем то же самое надо сделать со сло­
гами, словами и в конце концов с предложениями.

8. «Учитель». Ребенок исправляет «ошибки»: неправильно напи­
санные слова, буквы, ставит недостающие точки, большую букву в
начале предложения и т.д.


404Часть III. Дидактические материалы}

Раздел 12. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ

И «КВАЗИПРОСТРАНСТВЕННЫЕ» ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

________________________________ 5—6 лет

Занятие 1

«Посвящение». Торжественное посвящение в почетные члены тайного клуба «Пространство» сопровождается повязыванием ленточ­ки на левую руку ребенка. На левую руку ребенка надевается ленточ­ка, резинка или браслетик, который он не должен снимать ни днем, ни ночью. Ребенок с этой повязкой моется, спит, играет. Родитель время от времени должен спрашивать у ребенка: «А где твоя левая рука?»

Занятие 2

«Над—под». Ребенок и взрослый встают рядом лицом к зеркалу и выполняют одни и те же действия, называя их: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком», «между ногами» и т.д.

Занятие 3

«Выше — ниже». Стоя перед зеркалом, ребенок и взрослый вмес­те находят, показывают и называют то, что «выше всего» (голова, макушка), что «ниже всего» (ноги, стопы), «выше, чем...», «ниже, чем...», «выше, чем..., но ниже, чем...». Затем ребенок повторяет все эти действия без зеркала, а потом с закрытыми глазами.

«Спереди — сзади». Глядя в зеркало и ощупывая находящиеся спе­реди части тела, ребенок называет их. Аналогично — с частями тела, находящимися сзади. Затем он с закрытыми глазами ощупывает пе­реднюю (заднюю) поверхности своего тела и называет соответствую­щие части тела.

Занятие 4

«Право — лево». Взрослый говорит, например: «Потри левой ру­кой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым лок­тем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т.д.».


Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___ 405

«Путаница». Взрослый намеренно показывает не те места на теле, которые называет. Затем взрослый называет не те места на теле, которые показывает. Ребенок должен исправить ошибки взрослого.

Занятие 5

Освоение внешнего пространства.

«Царство зверей и птиц». Поговорите с ребенком о том, кто жи­вет наверху (птички, бабочки, облачка, солнышко), кто живет вни­зу, под землей (кузнечики, змеи, ящерицы, скорпионы, мышки и т.д.), кто живет посередине, на земле (зайцы, тигры, медведи, соба­ки и т.д.). Пускай ребенок покажет какое-нибудь животное каждого из этих трех царств, расскажет о нем, покажет, где это — внизу, на­верху, посередине.

Занятие 6

«Кто где стоит, что где лежит?» Дети встают в круг. Взрослый спрашивает, где находятся остальные дети относительно какого-то одного ребенка, где находится конкретный ребенок относительно стоящих в кругу детей.

Затем каждый ребенок отвечает на вопросы: что лежит справа от тебя, слева, сзади, спереди?

Дома взрослый в любой момент времени может спросить ребен­ка, где находится взрослый, остальные члены семьи относительно ре­бенка (справа, слева, впереди или сзади). Те же вопросы можно зада­вать и о предметах: где мячик (например, справа от меня), стол (сле­ва от меня), окно (впереди меня), диван (сзади) и т.д.

Занятие 7

«Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно выпол­няющего следующие команды: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, повернуть направо, еще раз напра­во, повернуть налево, вниз (присесть)». Затем дети играют в непос­лушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево.

После того как ребенок начнет быстро и правильно выполнять все команды, усложните задание: «Шаг налево правой ногой; два шага вперед начиная с левой ноги, три шага назад с правой ноги...». Дети выполняют упражнения все вместе и по одному.


406 Часть III. Дидактические материалы

Занятие 8 «Машина».

1. Ребенок представляет, что он находится в машине за рулем.
Взрослый спрашивает его, где находятся по отношению к нему
фары, капот, багажник, дверцы (правая и левая), руль, сиденье, пас­
сажиры и т.д. Затем взрослый просит ребенка выйти из машины, и
спрашивает о том, где теперь машина относительно ребенка. После
этого он просит его встать сзади машины, спереди от машины и спра­
шивает, где машина. '

2. Взрослый садится в машину, а ребенок рассказывает, где рас­
полагаются части машины относительно взрослого.

3. Затем ребенок и взрослый встают друг напротив друга, и взрос­
лый просит ребенка сначала рассказать, что находится справа, слева,
вверху, внизу от ребенка, а затем от взрослого. После этого, остава­
ясь в том же положении, взрослый называет любой предмет в комна­
те и спрашивает, где он находится сначала относительно ребенка,
затем относительно взрослого.

Занятие 9 '"

«Полоса препятствий». По комнате разбрасываются вещи (иг­рушки), расставляются стулья и т.д. Один ребенок закрывает глаза, а другой руководит его действиями, говоря ему, куда идти. Задача — добраться из одного конца комнаты в другой, ни разу не задев пре­пятствия. Даются четкие инструкции. Например: «Сделай два шага влево, стоп, теперь один шаг вправо, стоп, возьми еще правее (по­вернись еще больше направо) и т.д.».

«Поверни направо...». Эта игра может предназначаться и для ра­боты родителей с детьми. Играть можно на детской площадке, по до­роге в школу, в квартире (путешествуя по комнатам). Ребенок гово­рит: «Мама, поверни направо». Мама: «Поворачиваю, иду». — «Теперь налево». — «Слушаюсь, поворачиваю». Если он не сообразил, какую команду дать следующей, то должен остановить маму командой «Стой!». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препят­ствие, то дается команда: «Возьми правее (левее)».

Занятие 10

«Моя комната». В знакомом ребенку пространстве следует обсу­дить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет что?... а слева (и т.д.)? Ребенку дается инструкция: «Покажи верхний пра­вый угол впереди» и т.д. Затем ему предлагают составить план своей комнаты (схематично).


Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___ 407

«Двигательный диктант-1». Ребенок выполняет действия под диктовку взрослого.

Занятие 11

Переходим к определению ориентации предметов относительно друг друга и себя относительно других объектов

«Капризный фотограф». Взрослый становится фотографом, кото­рый хочет сделать снимок зверей. Его помощнику — ребенку нужно разместить: корову — справа от зайца, мишку — слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей. Затем фотографом становится ребе­нок: он говорит, как посадить зверей, и контролирует правильность выполнения задания.

Занятие 12

Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей затруднения. Необходимо убедить детей на практи­ке, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот»: «Право — где у меня лево, а лево — где право».

1. Двое детей, стоящих друг за другом, берутся за правые руки и
убеждаются, что у обоих правая рука с одной и той же стороны. За­
тем, не разнимая рук, они поворачиваются лицом друг к другу и
убеждаются, что правые руки находятся наперекрест.

2.Дети встают в колонну друг за другом. Первый ребенок подни­
мает правую руку, остальные поднимают свои правые руки и прове­
ряют, все ли сделали это правильно. Не опуская руки, первый ребе­
нок поворачивается лицом к остальным. Дети, сопоставив положение
его поднятой руки с положением своих, делают вывод о противопо­
ложном расположении правых и левых частей тела у людей, стоящих
напротив друг друга.

Занятие 13

«Правильное зеркало». И.п. — взрослый и ребенок стоят или сидят друг напротив друга. Один делает движение, а второй его копирует. Например, взрослый левой рукой почесал правый глаз, ребенок пра­вой рукой почесал левый глаз и т.д.

«Неправильное зеркало». И.п. то же, но инструкция изменяется: «То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой (оба поднимают левые руки), а то, что я буду делать правой рукой, ты — правой (поднимаются правые руки)».


408 Часть III. Дидактические материалы

«Запрещенные движения». Ребенок повторяет за взрослым все движения, кроме одного запретного.

Занятие 14

«Двигательный диктант-2». Ребенок выполняет команды взрос­лого:

- сделай два шага влево и повернись направо,

—сделай поворот направо, а потом шаг влево,





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.062 сек.)