Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогическое общение и критерии его эффективности



2015-11-10 2747 Обсуждений (0)
Педагогическое общение и критерии его эффективности 4.75 из 5.00 4 оценки




Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное об­щение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направлен­ное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного пси­хологического климата, а также на другого рода психологическую оптимиза­цию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А. А. Леонтьев).

А. А. Леонтьев называет четыре вида общения. Все они есть и в педагоги­ческом общении.

/. Социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевыступление). Лектор — представитель общества, он либо побуждает к непосредственной социальной активности, либо объединяет слушателей во­круг социально значимой идеи, задачи и т. п., либо обеспечивает «фон» для социального воздействия, формирует идеи, изменяет их убеждения.

2. Групповое предметно-ориентированное общение. Здесь на первом месте производственные отношения. Цель такого общения и его предмет — орга­низация коллективного взаимодействия в труде.

3. Личностно-ориентированное общение— это общение друг с другом.

4. А. А. Леонтьев вводит еще одно понятие: психологические взаимоотноше­ния, которые «субъективно для человека стоят в центре; он порой не догады­вается, что за ними скрыты отношения общественные»

Один из критериев продуктивного педагогического общения — это созда­ние благоприятного психологического климата, формирование определенных межличностных отношений в учебной группе. Межличностные отношения в учебной группе действительно должны формироваться педагогом целена­правленно. При этом на определенных — высших — стадиях основным их источником становится саморазвитие коллектива. Но на начальных этапах центральное место в формировании высокого уровня межличностных отно­шений принадлежит педагогу.

68.Основные виды деятельности учителя и ступени его профес­сионального роста.

Виды педагогической деятельности учителя:

I диагностическая;

2. ориентационно-прогностическая:

3. конструктивно-проектировочная;

4. организаторская;

5. информационно-объяснительная;

6. коммуникативно-стимулирующая;

7. исследовательско-творческая.

Диагностическая деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности.

Ориентационно-прогностическая деятельностьвыражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельно­сти, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты, т.е. то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формировании и развитии лично­сти учащегося он хочет получить.

Конструктивно-проектировочная деятельностьорганически связана с ориентационно-прогностической. Если, например, учитель jпрогнозирует укрепление коллективистских отношений между учащимися, перед ним встает задача конструирования, проектирования содержания воспитательной работы, придания ей увлекательных j форм.

Организаторская деятельность связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их актив­ности.

Информационно-объяснительная деятельность. Ее большое зна­чение обусловливается тем, что все обучение и воспитание по существу в той или иной мере основано на информационных процессах. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно- j эстетическими идеями - это важнейшее средство развития и личностного формирования учащихся. Учитель в этом случае выступает не только как организатор учебно-воспитательного процесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации.

Коммуникативно-стимулирующая деятельность связана с тем i большим влиянием учителя, которое оказывает на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и под-сдерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и ху­дожественно-эстетической деятельности. Эта деятельность включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокупности характеризует стиль гуманных взаимоотношений учителя с детьми.

Аналитика-оценочная деятельность. Учитель, осуществляя педа­гогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выяв­ляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает дости­гаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег.

Исследовательско-творческая деятельность. Применение педаго­гической теории по своему существу требует от учителя известного творчества. Вторая сторона этой деятельности связана с осмысле­нием и творческим развитием того нового, что выходит за рамки из­вестной теории и в той или иной мере обогащает ее

Ступени профессионального роста учителя: педагогическая уме­лость.мастерство, творчество и новаторство.

Педагогическая умелость - это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на доста­точной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе.

леоагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспита­тельная умелость, которая проявляется в особой оттлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории ня I практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность! учебно-воспитательного процесса.

Существенной спецификой характеризуется педагогическое твор­чество. Понятие "творчество" ассоциируется с созданием "новых по замыслу культурных и материальных ценностей", с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производитель­ного труда, науки и культуры.

Педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией методов и приемов обучения и вос­питания без какой-либо ломки педагогического процесса.

Педагогическое новаторство органически включает в себя внесе­ние и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повыша­ет их качество.



2015-11-10 2747 Обсуждений (0)
Педагогическое общение и критерии его эффективности 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Педагогическое общение и критерии его эффективности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2747)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)