Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место педагогики в системе науки о человеке



2015-11-10 558 Обсуждений (0)
Место педагогики в системе науки о человеке 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолиро-ванно от других наук о человеке. Успехи ученых в разработке педагогических инноваций чаще всего достигаются в результате межнаучного подхода к объ-ектам исследований. Именно на стыке педагогической науки с другими наука-ми о человеке чаще всего происходят открытия. Изоляция педагогики от дру-гих наук причина низкой эффективности ее разработок, неубедительности практических рекомендаций и предписаний. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефило-софских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, учении о государстве, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого.

По мере углубления и расширения научных знаний наступал период дифференциации наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль от-ражения реальной действительности. Дальше, как мы увидели ранее, происхо-дила внутринаучная дифференциация и оформление множества самостоятель-ных педагогических наук, образование их системы. Наконец, как свидетельст-вует науковедение, наступает период межнаучного синтеза. Таковы общие тенденции развития наук о человеке и природе.

Понятие и структура малой группы.

Малая группа - это немногочисленные по составу объединения людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность её членов, которая выделяет и обособляет её, придаёт её относи- тельную социально-психологическую автономию, отличает данную группу от остальных. Малые группы могут быть разными по количественному составу: от 2-3 до 30-40 человек; различными по структуре отношений, существующих между их членами; неодинаковыми по индивидуальному составу, характеру ценностей, норм и правил, которых придерживаются их члены, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Условными или номинальными называются группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. В противоположность им выделяются реальные группы. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы. Естественными называют такие группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют исходя из потребностей общества или включённых в эти группы людей. Естественные группы бывают формальными и неформальными. Формальные создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций. Также все естественные группы можно разделить на слаборазвитые и высокоразвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных отношений, сложившейся структуры взаимодействия, чёткого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы.

Типы лидерства.

Одна из первых типологий была предложена немецким социологом М. Вебером. В ее основе лежит классификация авторитета лиц, осуществляющих власть. Понимая под лидерством способность "отдавать приказы и вызывать повиновение", М. Вебер различал:

1) традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций (например, старший сын монарха после его смерти сам "законно" (или легитимно) становится монархом);

2) рационально-легальное лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его "разумность". В нем лидер-чиновник выступает не как индивид, от которого исходит власть, а как агент определенной государственной функции, рациональной с точки зрения целостности системы (вспомним годы правления Л.И. Брежнева и К.У. Черненко);

3) харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, на культе его личности. Подобный лидер обладает в глазах последователей подчас магической силой. Харизматическое лидерство, по М. Веберу, возникает в критических ситуациях. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или бюрократическое, происходит "рутинизация харизмы".

Авторитет традиционного лидера, согласно М. Веберу, опирается на многолетний обычай. Человек обладает "правом на лидерство" благодаря происхождению, принадлежности к элите. Такой тип лидерства характерен для доиндустриального общества.

Бюрократическое лидерство присуще индустриальному обществу. Оно возникает в том случае, когда лидером становятся не в силу каких-то особых качеств личности (хотя лидер должен продемонстрировать определенный уровень компетентности), а с помощью законных бюрократических структур. Бюрократическое лидерство обезличено.

Среди отмеченных типов лидерства наибольший интерес вызывает харизматический. Понятие "харизма" означает "божия благодать". Этот термин применяется к индивиду, который выделяется из среды обыкновенных людей и считается наделенным сверхъестественными, сверхчеловеческими, исключительными способностями. Они рассматриваются как исходящие из божества, и на их основе индивид признается лидером. Для этого типа лидерства характерна фанатическая преданность последователей лидеру. Всякое сомнение в его качествах рассматривается как святотатство. В этом М. Вебер усматривает важнейшие отличия этого типа лидерства от бюрократического и традиционного.

По стилю деятельности выделяются авторитарный и демократический типы лидера.

Авторитарный - это лидер, требующий монопольной власти. Связи между членами группы сведены на нет и проходят под контролем лидера. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное орудие - "железная требовательность", угроза наказания.

Демократические же лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельность групп, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди членов группы, создают атмосферу сотрудничества.

По характеру деятельности выделяются типы лидерства:

1) универсальный, т.е. постоянно проявляющий качества лидера;

2) ситуационный, проявляющий качества лидера в определенной ситуации.

По содержанию выделяются типы лидерства:

а) лидер - вдохновитель, разрабатывающий и предлагающий программу поведения;

б) лидер - исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;

в) лидер, являющийся одновременно и вдохновителем, и организатором.

По видам деятельности различают "формальное" и "неформальное" лидерство.

Формальное лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. Неформальный лидер возникает на основе личных отношений участников. Эти виды лидеров либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт, и тогда эффективность организации падает.

Политологи обычно разделяют индивидуальное лидерство - лидер и его последователи - и коллективное лидерство - элита и массы.

Политическое лидерство приписывается обычно одному человеку, но его многочисленные роли выполняют другие люди, прежде всего, ближайший штаб. Решения подготавливаются коллективами людей, профессионалами. В демократических обществах политические институты обладают высокой степенью автономии и управленческая машина работает независимо от смены лидеров. Например, в Италии с 1945 г. сменилось более пятидесяти глав правительств, но стабильность общества сохранилась.

 



2015-11-10 558 Обсуждений (0)
Место педагогики в системе науки о человеке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место педагогики в системе науки о человеке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (558)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)