Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коллектив в системе педагогического взаимодействия. Воспитание школьника в коллективе



2015-11-10 640 Обсуждений (0)
Коллектив в системе педагогического взаимодействия. Воспитание школьника в коллективе 0.00 из 5.00 0 оценок




Коллектив - объединение людей, их определённая общественная совокупность, существование между ними связующих отношений. В этой связи можно выделить деловые (основанные на совместной деятельности) и личные (основанные на личных привязанностях) отношения. Сущность коллектива по Макаренко: "Коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива.".

Таким образом, воспитательный коллектив - это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищённость каждой личности.

Исходя из этого понятно, что создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время. В связи с этим обычно выделяют 3 стадии в развитии коллектива:

1 В качестве сплачивающего средства коллектива выступают требования педагога к учащимся

2 Когда на вашу сторону перешло часть активистов, сплачивается группа, которая сознательно хочет поддержать дисциплину

3 Когда требует коллектив. Это результат - когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой

Известный исследователь коллектива Л. И. Новикова выделяет стадии: сплочения коллектива; превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся; стадию, когда важнейшей заботой коллектива должно быть воспитание каждого ученика, забота о благополучии позиции каждого, правильная регуляция отношений между всеми членами коллектива.

Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на 2-х условиях:

1 Нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность

2 Необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив

Отсюда следует 2 существенных вывода:

¨ В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся;

¨ В процессе организации указанных выше видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание и воспитание сплочённого коллектива

Педагогическую основу этой методики составляют:

· Умелое предъявление требований к учащимся

· Организация ученического самоуправления и воспитания актива

· Организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности

· Формирование здорового общественного мнения

· Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни

Наиболее стабильное звено в школьной структуре -- коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность -- учение. Именно тут между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. Ученический коллектив -- это группа учеников, объеденённая общей социально значимой целью, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях. Процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически управляемый. Управление осуществляется как два взаимосвязанных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе; 2) организация адекватных его состоянию воздействий, с целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать его влияние на личность каждого отдельного ученика. При управлении коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила: 1) Сочетать педагогическое руководство со стремлением учеников к самостоятельности. Умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Добиваться, чтобы цели, задачи которые нужно решить, ставили сами ребята. 2) Педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, самоуправление, общественное мнение. 3) Высокой эффективности классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опираетс на коллектив учителей, работающих в этом классе, держит тесную и постоянную связь с семьёй. 4) При разработке индивидуальных поручений следует учитывать не только потребности коллектива, но и от возможностей и интересов самих школьников. Тогда положение каждого в системе коллективных отношений окажется наиболее благоприятным. 5) Исследования показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе школьники занимают уже в начальный период, в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Для того чтобы руководство этим процессом было эффективным, необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ученика в внутраколлективных отношений. К этим факторам относятся: Особенности школьника (сдержанность, общительность, внешняя привлекательность); черты, характеризующие его нровственный облик (внимательное отношение к товарищам, справедливость); физические данные (сила, красота, ловкость). 6) Положение ученика в коллективе зависит также от норм и стандартов принятых в коллективе отношений, коллективных ценностных ориентаций. Ученик в одном и том же коллективе может оказаться в благоприятном положении, и в неблагоприятном. Поэтому надо создавать временные перспективы, переводить неблагополучных учеников в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус. 7) На положении школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу и намного повышая свой престиж. Вдумчивый классный руководитель заботится об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.

 



2015-11-10 640 Обсуждений (0)
Коллектив в системе педагогического взаимодействия. Воспитание школьника в коллективе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Коллектив в системе педагогического взаимодействия. Воспитание школьника в коллективе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (640)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)