Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Структура культурологии....27



2015-11-10 570 Обсуждений (0)
Глава 2. Структура культурологии....27 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1. История культуры.....30

2.2. История культурологических учений......30

2.3. Социология культуры......32

2.4. Культурная антропология......34

2.5. Прикладная культурология....35

Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи.....37

3.1. Культурология и философия культуры......39

3.2. Культурология и философия истории.....47

3.3. Культурология и культурная антропология.....54

3.4. Культурология и социология культуры......57

3.5. Подходы к изучению культуры......60

Контрольные вопросы.......66

Литература......66

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Глава 4. Культура и цивилизация......69

4.1. Культура......69

4.2. Цивилизация.....74

Глава 5. Субъект культуры....82

5.1. Субъект культуры — человек культуры....:....82

5.2. Культурная самоидентичность......91

5.3. Инкультурация и социализация......100

Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды (семиотика культуры).....110

6.1. Информационно-семиотический подход к культуре.....110

6.2. Основные типы знаковых систем культуры......117

6.3. Вторичные моделирующие системы......127

4 Оглавление

Глава 7. Культурные ценности и нормы....134

7.1. Ценности......134

7.2. Регулятивы и нормы.......142

7.3. Ментальное поле культуры.....154

Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур.....163

8.1. Коммуникация......163

8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация .......164

8.3. Социокультурная коммуникация.....170

8.4. Культурные традиции и инновации....173

Глава 9. Культура в социальном пространстве.....183

9.1. Социальные институты культуры.......183

9.2. Дисциплинарно-символические пространства культуры....188

9.3. Культурная модернизация......193

Контрольные вопросы.......201

Литература.......202

Раздел III. ОНТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза....... 205

10.1. От биологической формы бытия — к антропо-социо-культурной.......205

10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение....211

10.3. Культура и натура (природа, космос)....222

Глава 11. Антропологические аспекты культуры.......227

11.1. Культура и человек.......227

11.2. Культура и общество.....239

11.3. Функционирование культуры....246

11.4. Историческая динамика бытия культуры......252

Контрольные вопросы.......257

Литература.......258

Раздел IV. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Глава 12. Типологические характеристики культур......261

12.1. Культура и культуры. Проблема типологии......261

12.2. Традиционная и инновационная культуры....263

12.3. М. Мид: постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культуры....267

12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур....270

12.5. Субкультура и контркультура .......278

12.6. Массовая и немассовая культуры.....286

Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур....... 296

13.1. Народ, этнос, нация.....296

13.4. Региональная типологизация культуры.....302

Глава 14. Историческая типологизация культуры....315

14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход......315

14.2. Локальные социокультурные миры.......332

14.3. Законы истории и развитие культуры.....333

Оглавление 5

Глава 15. Исторические особенности русской культуры.....338

15.1. «Востоко-Запад».....338

15.2. Христианско-православное начало культуры .......340

15.3. Византийско-имперские амбиции и мессианское сознание......341

15.4. Из культурной изоляции — к интеграции с европейской культурой .....343

15.5. Разрыв между этнической и национальной культурами.....346

15.6. Традиции и современность....349

Контрольные вопросы.......356

Литература.......356

Раздел V. КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Глава 16. Современная мировая культура....359

16.1. Определяющая роль европейской культурной традиции в мировой культуре.....360

16.2. Основные черты современной мировой культуры.......368

16.3. Современная культурная ситуация как переходная эпоха .......378

Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма .... 387

17.1. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе 387

17.2. Модели культурной универсализации......404

17.3. Культура и глобальные проблемы современности.......426

Контрольные вопросы.......439

Литература.......440

Раздел VI. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Глава 18. Развитие культурологической мысли от эпохи просвещения до начала ХХ в...443

18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения....444

18.2. Эволюционизм как теория культуры.....454

18.3. Проблемы культуры в «философии жизни» .......459

Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций......476

19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов ....477

19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры .....482

19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры ....492

19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры....503

Глава 20. Основные культурологические течения ХХ в.......516

20.1. Франкфуртская школа.......516

20.2. Постмодернизм ......524

Контрольные вопросы.......536

Литература .......536

Словарь терминов.....537

Персоналии.... 551

 


Авторы:

Дианова В.М., д-р филос. наук, проф. - 16.3, 17.1, 18.3 (совм. с Иконниковой С.Н.), гл. 20;

Иконникова С.Н., д-р филос. наук., проф. - гл. 2, 18.1 (совм. с Диановой В.М.), 18.2, гл. 19;

Каган М.С., д-р филос. наук, проф. - гл. 4, 10, 11;

Кармин А.С., д-р филос. наук, проф. - гл. 6, 7, 12.1-12.4,13,14,15;

Соколов Б.Г., канд. филос. наук, доц. - 16.1, 16.2, гл. 17;

Соколов ET., д-р филос. наук., доц. - гл. 5, гл. 8, 9, 12.5, 12.6, словарь терминов, персоналии;

Солонин Ю.Н., д-р филос. наук, проф., декан философского факультета СПбГУ - введение, гл. 1, 3.

 

Научные редакторы: Солонин Ю.Н., д-р филос. наук, проф., декан филос. ф-та СПбГУ, зав. кафедрой философии культуры и культурологии; Каган М.С., д-р филос. наук, проф. кафедры философии культуры и культурологии философск. ф-та СПбГУ.


Введение

Культурология прочно вошла в состав современного гуманитарного знания. Она — необходимый элемент всякого серьезного образования, и прежде всего университетского.

Хотя человек давно осознал особенность своего существования, выделившую его из природного мира в специфическую, им самим созданную среду, он долго не мог найти точные средства описания и познания этой специфичности. Необходим был целый ряд предпосылок объективного и субъективного характера, чтобы постижение особой сферы человеческого бытия и деятельности по ее созданию и развитию привело к появлению культуроведческой науки. Выделению культурологии в самостоятельную область знания предшествовали длительное развитие наук о человеке и обществе и накопление фактов и наблюдений над его духовной жизнью. В отличие от других областей знания культурология возникла совсем недавно — около ста лет назад. В системе образования нашей страны она утвердилась еще позже — в течение двух последних десятилетий.

Включение культурологии в систему учебных дисциплин явилось следствием широкого признания того, что, чем бы ни занимался человек, какому бы виду деятельности он себя ни посвятил, к какой бы профессии ни готовился, без знания основных понятий и проблем культурологии, без понимания закономерностей культурных процессов и особенно без ясных представлений о культурных перспективах человечества он будет подобен слепцу без поводыря внутри лабиринта. Жить в культуре и ничего о ней не знать — преступно, ибо в этом случае каждое действие человека может оказаться — и оказывается! — разрушительным для культуры. Поэтому в данном учебнике с настойчивостью проводится мысль о том, что культурология — фундаментальная наука, а как учебная дисциплина — базовый предмет в системе образования и подготовки кадров.

Для удовлетворения растущего интереса к проблемам истории и теории культуры, обеспечения потребностей учебного процесса в России в последнее время создана обширная база учебной литературы. Она включает в себя уже несколько поколений книг. Их

8 Введение

быстрая смена в решающей степени определяется успехами культуроведческой науки, в результате которых наше знание о культуре и тенденциях ее развития, достигнутое к началу XXI в., принципиально отличается от того, каким оно было в 1980-е гг., когда появились первые учебники по культурологии, и даже от того, что мы знали о культуре пять лет назад.

Интенсивный рост знаний о культуре получает отражение в постоянном совершенствовании учебных программ по культурологии, введении новых стандартов, содержащих все более серьезные требования к изучающим этот предмет. Авторы данного издания стремились представить учебный материал так, чтобы он, во-первых, отвечал современному уровню мировой культурологической науки по глубине знания и широте охвата проблем и тем и, во-вторых, соответствовал дидактическим требованиям, как существующим, так и прогнозируемым на ближайшее будущее. Таким образом, перед читателем — учебник самого современного типа.

Система образования является сегодня чрезвычайно сложной и многоцелевой. Учащийся средней школы может получить лишь начала культурологического знания, самое общее представление о культуре. Высшие же образовательные учреждения вне зависимости от их профиля и отраслевой принадлежности обязаны обеспечить основательную подготовку своих студентов по базовым дисциплинам, в том числе по культурологии. Это особенно касается университетов, а также институтов и академий социогуманитарного профиля. Именно студентам и учащимся такого рода заведений и предназначен данный учебник. Он свободен от односторонности в трактовке материала, сознательно не ориентирован на специфику вузов, с тем чтобы избежать упрощеного и поверхностного изложения материала. Культура рассматривается в нем во всей полноте своего проявления. Таким образом, учебник рассчитан на изучение культурологии по самым полным университетским программам и может быть использован в качестве базового для вузовских программ сокращенного объема.

Культурология как система наук о культуре и наиболее общая ее теория включают неисчислимое множество проблем и тем. Изложить их все — задача неразрешимая, да и ненужная. Знания концентрируются в понятиях, выводах, законах, принципах и других научных формах, находящихся в системном соотношении, содержательной и логической соподчиненности. Учитывая это, авторы попытались избежать распространенных ошибок в выборе учебного материала. Прежние учебники, написанные разными авторами, часто оказывались не совместимыми друг с другом и не

Введение 9

соответствовавшими требованиям учебных программ. Разноголосица нередко объяснялась неправильно понимавшимся принципом плюрализма. Но культура — это объективная данность, способ жизни людей, реализующих себя в многообразных культурных формах бытия, которые точно фиксируются наукой и не зависят от методологических и идейных принципов исследователей. Поэтому результаты научных изысканий имеют в целом объективный характер, и сами методологические принципы не столько противостоят друг другу, сколько согласуются и соотносятся между собой, представляя многомерность, многоплановость, содержательное и функциональное богатство культуры и культурной жизни человека. Таким образом, плюрализм не может оправдать произвола и тенденциозности материала многих предшествующих учебников по культурологии.

В основе данного учебника лежит системный подход к пониманию предмета культурологии. Организация содержания базируется на системообразующих понятиях, овладение которыми обеспечивает возможность самостоятельного усвоения более частного и производного материала, даже если он не входит в данную книгу. Этот же подход дает возможность избежать методологической односторонности. Будучи не столько общенаучным методом, сколько философски проработанным пониманием действительности, системный взгляд в последнее время получил новое развитие на основе синергетического истолкования динамики сверхсложных самоорганизующихся систем, к числу которых относится и культура. Синергетика позволяет не только видеть культуру в аспекте устойчиво сохраняющейся функциональной системы, но и раскрывать механизмы распада культур и последующего формирования из хаотичного многообразия их элементов новых устойчивых культурных структур. По отношению к этому методологическому, точнее, философско-методологическому подходу все другие методологии исследования культур выступают в качестве более или менее частных и взаимодополняющих. Данный учебник впервые излагает проблемы культурологии именно с этих позиций.

Материал учебника организован следующим образом. В гл. 1 содержится самое общее введение в материал, имеющее целью показать, как культура была «открыта» человеком, каким образом стала предметом его размышлений и — позднее — научных изысканий. В связи с тем что культура изучается многими науками, в этой главе дается также общее представление о специфике предмета культурологии, об особенностях культурологии, отношению к другим наукам о культуре и другим подходам к ее изучению.

10 Введение

Глава 2 имеет методико-методологический характер — она знакомит с основными понятиями культурологии, т.е. с языком этой науки, и главными аспектами видения культуры как целостной системы: таковы семиотический, деятельностный, коммуникативный, аксиологический (ценностный) и другие аспекты интерпретации культурного феномена.

В гл. 3 дается представление о культуре как об объективной данности и осуществляется ее сопоставление с другими формами бытия природы, общества и человека. Это наиболее философская из всех глав учебника. Ее изучение требует особенного внимания.

«Культура вообще» — это абстракция, она нигде не существует в своем чистом виде. В действительности мы имеем дело с конкретными культурами, принадлежавшими определенным историческим эпохам и сменявшими друг друга. В наше время мы также живем в многокультурном мире: отдельные культурные образования сосуществуют, взаимодействуют, конкурируют, сливаются и распадаются. В связи с этим возникают принципиальные вопросы типологии и классификации культур, их взаимодействия и внутреннего строения. Эти общетеоретические проблемы рассматриваются в гл. 4.

Какими бы важными и интересными ни были вопросы общетеоретического характера, их значимость определяется прежде всего тем, что они составляют платформу и необходимую предпосылку понимания того культурного мира, в котором мы живем. Он не только многообразен и противоречив — в нем заметна тенденция к культурной универсализации жизни, закрепленной понятием «глобализация». Развитие этого процесса происходит под одновременным воздействием многих факторов социогенного, техногенного, экогенного и иного характера. Очертания наступающей новой культуры, возможности управления процессом ее становления — эти темы имеют не академический характер, а вполне практический смысл, затрагивающий человека и человечество в целом. Они освещаются в гл. 5.

Заключительный раздел посвящен изложению сущности различных подходов к изучению культуры, основанных на разных философских, методологических, а порой и политических принципах. Раздел дает представление о широте диапазона научного и философского постижения культуры, без которого немыслимо полноценное человеческое существование.


 



2015-11-10 570 Обсуждений (0)
Глава 2. Структура культурологии....27 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Структура культурологии....27

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (570)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)