Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальное воспитание с позиции государства



2015-11-10 892 Обсуждений (0)
Социальное воспитание с позиции государства 0.00 из 5.00 0 оценок




(общества)

Социальный смысл воспитания заключается в том, что ребенок го-

товится для жизни, а не для какой-то искусственной, оранжерейной

среды, это диктует необходимость прежде всего способствовать разви-

тию социальных сил ребенка и потенциалов его души, подготовки к

жизни в обществе. С позиции государства (общества) проблема соци-

ального воспитания направлена на формирование гражданина. Она

известна с платоновских времен. Каждое государство на разных исто-

рических этапах своего развития преднамеренно или непреднамерен-

но осуществляет направленное (социальное) воспитание, которое оно

считало необходимым для подготовки подрастающего поколения.

В разные периоды философские и педагогические течения, от-

дельные педагоги и философы выдвигали идеи социального воспита-

ния. Они легли в основу разработки теории социальной педагогики и

были признаны лишь в конце XIX в. В начале XX в. в России они

получили развитие в виде социального воспитания.

Выделяются следующие типичные подходы к пониманию сущнос-

ти и содержания (направления, раскрывающие содержание) социаль-

ного воспитания.

Глава 8. Социальное воспитание: сущность и содержание 97

Воспитание гражданина (гражданское воспитание), характерное

для любого общества, осуществляется под влиянием и контролем го-

сударства (В.В. Зеньковский, А.В. Луначарский, Н.Н. Иорданский

и др.). Оно ориентируется на потребности государства в воспитании

подрастающего поколения, подготовке его к жизни в обществе. Госу-

дарство определяет цели, содержание и пути реализации воспитания,

создает для этого институты, а также обеспечивает контроль за их вос-

питательной деятельностью. Именно через эти институты реализует-

ся социально-воспитательная миссия государства.

Под воздействием гражданского воспитания формируется лич-

ность с развитым чувством патриотизма и активной позицией по его

осуществлению. Подобного рода задачи социального воспитания вы-

двигались еще Платоном (428 или 427 до н. э. — 348 или 347 до н.э.).

В работах ≪Государство≫ и ≪Законы≫ он обосновал свое видение роли

государства в определении содержания воспитания подрастающего

поколения и путей его осуществления. Оно заключалось в том, что

государство, думающее о своем благополучии, предусматривает на-

правленную воспитательную деятельность, обеспечивающую разви-

тие социальности молодежи. ≪Законодатель, — писал Платон, — не

должен допускать, чтобы воспитание детей было чем-то второстепен-

ным и шло как попало. Напротив, это первое, с чего должен начать

законодатель≫. К таким идеям он пришел, анализируя источники бла-

гополучия государств своего времени.

Общественное воспитание, воспитание человека для данного об-

щества (Зеньковский, Иорданский и др.). Данное направление сле-

дует назвать общественно-государственным, так как ведущая роль в

его реализации принадлежит государству и школе. Оно является

средством совершенствования общественной жизни и самого госу-

дарства. Улучшая систему воспитания подрастающего поколения,

оно обеспечивает и соответствующее изменение общества. Более

культурное и воспитанное поколение способствует позитивному из-

менению общества, в котором оно живет. Общество стремится к

тому, чтобы дети стояли на более высокой ступени культурного раз-

вития, чем их родители. Каждое новое поколение должно быть

лучше предыдущего. Как писал Зеньковский: ≪Воспитание должно

отвечать на запросы времени, должно пойти навстречу нуждам

жизни и подготовлять людей нового склада, с иными навыками, с

иными понятиями≫.

Ведущая роль в социальном (общественном) воспитании принад-

лежит прежде всего школе. ≪Школа (как и другие органы воспитания,

конечно), —писал Зеньковский, —должна взять на себя задачи соци-

ального воспитания, должна готовить не только образованных людей,

7 - 5887

Раздел II. Социальное формирование личности

не только дельных работников, но и граждан, способных к обществен-

ной работе, воодушевленных идеалами солидарности≫.

Это нисколько не устраняет и не отодвигает задач развития инди-

видуальных способностей и особенностей ребенка, но только придает

этой задаче новый смысл.

Формирование человека в соответствии с социальным идеалом

(Иорданский). В этом виделась возможность через новое поколение

людей сформировать соответствующее общество. В основе подобно-

го социального воспитания лежало положение о направленном раз-

витии социальных сил ребенка, формировании качественно нового

человека по модели социального идеала и, таким образом, измене-

нии общества.

Такой подход существовал в педагогике вообще и в России в част-

ности. Еще в XVIII в. Руссо провозгласил в своих произведениях

идею создания нового ≪человека≫ вне влияния окружающей среды во

всей целостности его неразрушенной природы, что дало бы возмож-

ность сформировать ≪новую породу≫ людей. Главный недостаток кон-

цепции Руссо в том, что он не смог соединить личный опыт ребенка

с имевшимся (накопленным) социальным опытом. Он предлагал

≪урезанное≫ (ограниченное) социальное воспитание.

Во времена Екатерины II был приглашен И.И. Бецкой (1704—

1795), который разработал проект, предусматривающий с помощью

воспитания дворянской молодежи сформировать качественно новое

общество. Для чего предполагалось создание закрытых учебных заве-

дений, изолированных от влияния семьи и общества. Такие учебные

заведения были открыты. Бецкой разработал организационные осно-

вы их существования, специальные учебные программы. Они имели

выпускников, однако число их было не так значительно, чтобы ока-

зать существенное влияние на развитие российского общества. В то

же время определенное воздействие на общество они оказали. Этот

проект был обречен, так как в условиях сохранения крепостничества

невозможно было добиться качественных общественных изменений.

В 1920-е и последующие годы также ставилась задача с помощью

социального воспитания формировать людей нового типа — строите-

лей нового общества. Такое воспитание имело классовый, партийный

характер, идеалом его являлось всестороннее гармоничное развитие

человека. Оно предусматривало как направленное воспитание подрас-

тающего поколения, становление определенного типа человека, так и

перевоспитание взрослых людей (членов семьи, членов трудовых и

ученических коллективов и пр.). Для реализации идеи социального

воспитания в Советской России стали действовать соответствующий

институт и академия. Государство через институты социального вос-

Глава 8. Социальное воспитание: сущность и содержание 99

питания обеспечивало активное влияние на формирование различных

категорий людей.

В рамках данного подхода социальное воспитание предусматривало

также создание социально активной личности, приоритетом жизнедея-

тельности которой является общественное (Зеньковский, Иорданский

и др.). Основная задача социального воспитания заключалась в разви-

тии социальной активности, ≪вкуса≫ к социальной деятельности, духа

солидарности, способности подниматься над личными, эгоистическими

замыслами.

Основным средством социального воспитания в государстве была

образовательная система, представлявшая собой орудие государствен-

ной власти для достижения социальных целей. Была образована Ака-

демия социального воспитания. Она стала научно-педагогическим

центром, обосновав содержание и пути реализации идеи социального

воспитания. Образовательные учреждения (дошкольные, массовая

школа, высшая школа) осуществляли ту цель в воспитании подраста-

ющего поколения, которую ставила перед ними государственная

власть. В учебных заведениях изучалась теория и практика социаль-

ного воспитания. В 1923 г. вышло первое учебное пособие, подготов-

ленное Иорданским.

Навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных

ценностей, идеалов, образа жизни народам других стран. Такой подход

ориентирован преимущественно на детей, подростков, молодежную

среду, отдельные личности. Он осуществлялся и осуществляется

через средства массовой информации, негосударственные учрежде-

ния, организации, отдельных личностей — эмиссаров, принявших

предлагаемые идеалы, ценности и образ жизни. Истоки такого подхо-

да надо искать в Средних веках. В тот период практиковалась актив-

ная деятельность эмиссаров христианства по пропаганде и активному

внедрению учения Христа в сознание масс, расширению числа веру-

ющих и распространению его учения в различных странах мира. Она

реализовывалась не только словом, но и оружием. С этой целью со-

здавались и специальные объединения, сообщества. В 1534 г., напри-

мер, был создан иезуитский орден — воинов Христа.

В современных условиях это направление находит выражение в

деятельности средств массовой информации, различных эмиссаров,

общественных движений и организаций по пропаганде и утвержде-

нию американских идеалов, ценностей и образа жизни, религиозных

учений в разных странах мира, в том числе и в России. Примером

такой деятельности является вовлечение людей различного возраста

в систему ценностей и образ жизни сект. Подобные секты нередко

имели деформирующий, зомбирующий характер, негативно сказыва-

100 Раздел II. Социальное формирование личности

ющийся на здоровье, поведении и материальном положении людей.

Во многих странах мира деятельность таких религиозных организа-

ций поставлена вне закона (запрещена).

Данный подход как одно из направлений социального воспитания

в литературе не раскрывается. Он представлен как культурная, идео-

логическая или религиозная экспансия.

Таково содержание социального воспитания с позиции государст-

ва. Государство (общество) создает институты, призванные обеспе-

чить реализацию социальных установок в воспитании подрастающего

поколения.



2015-11-10 892 Обсуждений (0)
Социальное воспитание с позиции государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальное воспитание с позиции государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (892)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)