Групповые влияния на индивидуальное поведение (социальная фасилитация; социальное расслабление; деиндивидуализация)
Соц. Фасилитация: эксперименты В. Мёде, Фл. Олпорта (1920), В.М. Бехтерева (1923) показали, что в присутствии других людей повышается скорость выполнения простых математических задач, вычеркивание в тексте заданных букв, выполнение простых заданий на моторику и т.д. В 20-х годах эффект социальной фасилитации интерпретировался учеными как изменение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии значимых для него людей. Так, Н. Катрелл на основе своего исследования сделал вывод о том, что посторонние, случайные люди не влияют на успешность работы человека. В наибольшей степени воздействие других обнаруживается в тех случаях, когда они воспринимаются человеком как значимые другие. Причем присутствие значимых других влияло на продуктивность индивидуальной работы не прямо, а косвенно, посредством изменения в мотивации. Люди реагируют на присутствие друг друга бессознательно. Согласно Д. Майерсу, факторами, определяющими степень реакции, являются: · количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей. Массовидность повышает возбуждение, которое обостряет доминирующую реакцию; · взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы; · значимость окружающих людей для человека; · степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди. Д. Майерс также указывает три причины возникновения эффекта социальной фасилитации: · социальное возбуждение, т.е. возбуждение нервной системы от присутствия других людей, является врожденным и присуще большинству общественных животных; · боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают другие люди. Доминантная реакция усиливается, если человек думает, что его оценивают; · отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. Это перегружает когнитивную систему и вызывает возбуждение. Итак, социальную фасилитацию можно понимать в широком узком смыслах. В широком смысле социальная фасилитация – усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реакций человека в присутствии других. Социальная фасилитация в узком смысле понимается как усиление мотивации человека разрешить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей. Уменьшение мотивации называется социальной ингибицией.
Деиндивидуализация: «В определенных групповых ситуациях люди склонны к тому, чтобы отбросить нормативное ограничение, утратить чувство индивидуальной ответственности, ощутить то, что психолог Леон Фестингер с коллегами назвали «деиндивидуализацией». Таким образом, под феноменом деиндивидуализации понимается утрата самосознания и боязни оценки, когда нормативное сдерживание значительно ослабевает. К условиям, определяющим вероятность и интенсивность проявления деиндивидуализации, относят следующие. Во-первых, размер группы. Чем больше группа, тем больше ее члены утрачивают чувство самоосознания и тем с большей готовностью соглашаются пойти на нарушение нормативного поведения. Во-вторых, физическая анонимность и обезличенность. Психолог Ф. Зимбардо предположил, что обезличенность в больших городах сама по себе означает анонимность и предусматривает нормы поведения, разрешающие вандализм. В-третьих, возбуждающие и отвлекающие действия группы, подготавливающие почву для деиндивидуализации (аплодисменты и хлопки, пение хором, различные ритуальные мероприятия и церемонии и др.). «Есть усиливающее само себя удовольствие в том, — пишет Д. Майерс, — чтобы совершать импульсивный акт, наблюдая, как окружающие заняты тем же самым. Когда мы видим, что другие делают то же, что и мы, то полагаем, что они и чувствуют то же самое, и, таким образом, укрепляемся в своих чувствах». Иной раз мы сами ищем возможности деиндивидуализироваться в группе, потому что можем предаться сильным позитивным эмоциям и ощутить нашу общность с окружающими. В-четвертых, ослабленное самоосознание. Групповое бытие, ослабляющее самоосознание, имеет тенденцию рассогласовывать поведение и установки личности. Не осознающие себя менее заторможены, меньше себя контролируют, более склонны действовать, не задумываясь о своих ценностях, более восприимчивы к ситуации. Фактором, повышающим деиндивидуализацию, является алкогольное опьянение. Напротив, деиндивидуализация снижается в обстоятельствах, повышающих самоосознание: перед зеркалами, фотоаппаратами, кино- и видеокамерами, в маленьких поселках, на ярком свете, при ношении именных табличек или нестандартной одежды, в необычной обстановке». Социальная леность(Social loafing) — тенденция людей работать менее усердно тогда, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, по сравнению с тем, когда они несут за свою работу личную ответственность. Политолог Джон Суини (John Sweeney, 1973), заинтересовавшись политическими последствиями социальной лености, получил сходные экспериментальные результаты в Техасском университете. Он обнаружил, что студенты крутили педали велотренажера интенсивнее (судя по выходной электрической мощности), если думали, что экспериментаторы за каждым из них наблюдают индивидуально, а не просто суммируют мощность, развиваемую всеми «велосипедистами». В условиях групповых действий люди обычно склонны увиливать от работы. Люди в группе меньше бездельничают, если задача вызывающе сложна, притягательна и увлекательна Коллективно решая трудную и интересную задачу, люди могут воспринимать собственный вклад как незаменимый. Когда люди считают других членов своей группы ненадежными и неспособными к продуктивной деятельности, они работают интенсивнее. Дополнительные стимулы или необходимость стремиться к определенным стандартам также способствуют коллективным усилиям группы Группы намного меньше бездельничают, если их члены — друзья, а не чужие друг другу люди.
В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. Руководитель должен обладать сильным стремлением к реализации своих творческих способностей, должен постоянно изучать запросы людей, стремится завоевать их доверие высоким качеством товара и обслуживания, должен быть совестлив и порядочен, показывать личный пример непрерывного духовного и профессионального совершенствования и деловой порядочности, должен быть способен сотрудничать без конфликтов. Только подобный человек способен стать истинным бизнесменом, принести пользу себе, людям и своей стране.
Причины возникновения конфликтов:
- объективные и субъективные причины, вызванные, например, трудовым процессом; - психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической коммуникацией и т.д.; - личностным своеобразием членов группы, например неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью. Динамика конфликта Можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта: 1) латентную стадию (предконфликтная ситуация), 2) стадию открытого конфликта, 3) стадию разрешения (завершения) конфликта.
Способы разрешения конфликта:
1. Избегание, уклонение (слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью). При выборе этой стратегии действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции, переводя разговор в ответ на предъявленные требования или обвинения в другое русло, на другую тему. Такая стратегия предполагает также тенденцию не брать на себя ответственность за решение проблем, не видеть спорных вопросов, не придавать значения разногласиям, отрицать наличие конфликта, считать его бесполезным. Важно не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт. 2. Принуждение (противоборство) - высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. При данной стратегии действия направлены на то, чтобы настоять на своем пути открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения. Противоборство предполагает восприятие ситуации как победу или поражение, занятие жесткой позиции и проявление непримиримого антагонизма в случае сопротивления партнера. Заставить принять свою точку зрения любой ценой. 3. Сглаживание (уступчивость) - слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия, которые предпринимаются при такой стратегии, направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений, на обеспечение удовлетворенности другого путем сглаживания разногласий, с готовностью ради этого уступить, пренебрегая своими интересами. Эта стратегия предполагает стремление поддерживать другого, не задевать его чувств, учитывать его аргументы Девиз "Не стоит ссориться, так как все мы одна счастливая команда, находящаяся в одной лодке, которую не следует раскачивать". 4. Компромисс, сотрудничество (высокая напористость сочетается с высокой корпоративностью). Здесь действия направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как свои интересы, так и пожелания другого в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме. Действия направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны, на поиск и выработку в ходе переговоров промежуточных "средних" решений, устраивающих обе стороны, при которых никто особенно не теряет, но и не выигрывает. 5. Решение проблемы. Предполагает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется данным стилем, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации. Приведем некоторые предложения по использованию этого стиля при разрешении конфликтов.
Под командообразованием следует понимать целенаправленное формирование особого способа взаимодействия людей в команде, позволяющего эффективно реализовывать их энергетический, интеллектуальный и творческий потенциал сообразно стратегическим целям команды. Команда проходит эволюцию от рабочей группы, которая создается для выполнения того или иного вида деятельности, до команды высшего качества. Не все команды достигают этого уровня - когда они превосходят все ожидания и обладают высоким уровнем влиятельности на окружение. Такая команда характеризуется высоким уровнем навыков командной работы, разделением лидерства, ротацией ролей, высоким уровнем энергетики, своими собственными правилами и нормами, заинтересованностью в личностном росте и успехе друг друга. Командный дух в коллективе, благоприятный социально-психологический климат, творческая атмосфера, взаимопонимание, доверие, согласие и взаимопомощь достигаются при выполнении ряда условий. Составляющие процесса командообразование конструктивное взаимодействие и самоуправление;·
Существенный вклад в исследование психологии больших социальных групп внесен концепцией «социальных представлений», разработанной во французской психологической школе (С. Московией). Она в значительной мере претендует на то, чтобы предложить одновременно и метод исследования больших групп. Под социальным представлением в этой концепции понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Социальные представления — инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку «представление» вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. По существу через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик (Донцов, Емельянова, 1987). Механизм связи группы и выработанного ею социального представления выступает в таком виде: группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности, влияет на их оценку, использует далее свое представление о социальном явлении в выработке отношения к нему. С другой стороны, уже созданное группой социальное представление способствует интеграции группы, как бы «воспитывая» сознание ее членов, доводя до них типичные, привычные интерпретации событий, т. е. способствуя формированию групповой идентичности. Социальные представления, порожденные группой, достаточно долговременны, они могут передаваться из поколения в поколение, хотя при определенных обстоятельствах могут, конечно, и меняться со временем. Эта концепция помогает более точному определению такого понятия как менталитет. Обычно под менталитетом понимается интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира. Представители определенной культуры усваивают сходные способы восприятия мира, формируют сходный образ мыслей, что и выражается в специфических образцах поведения. С полным правом такое понимание менталитета может быть отнесено и к характеристикам большой социальной группы. Типичный для нее набор социальных представлений и соответствующих им образцов поведения и определяют менталитет группы. Не случайно в обыденной речи упоминают «менталитет интеллигенции», «менталитет предпринимателя» и т.п. Анализ методологических принципов изучения психологии больших групп можно теперь подкрепить примерами, полученными в исследованиях характеристик отдельных конкретных групп.
§ Понятие «социальное представление» обозначает специфическую форму знания - знание здравого смысла, содержание которого свидетельствует о действии социально маркированных порождающих и функциональных процессов. В более широком понимании оно обозначает форму социального мышления (С. Московичи).
§ Социальное представление — это разновидность практического мышления, направленная на общение, на понимание и освоение социального окружения, материального и идеального. Как таковое оно обнаруживает специфические свойства в плане организации содержания, а также мыслительных операций и логики (С. Московичи) § С одной стороны, социальное представление определяется содержанием, которое относится к объекту. С другой стороны, это социальное представление субъекта, связанного с другим субъектом. Следовательно, представление зависит от позиции, занимаемой субъектами в обществе, экономике, культуре. § Всякое социальное представление — это представление о чем-то и о ком-то. Следовательно, оно не дублирует ни реальное (объект), ни идеальное (субъект). Социальное представление — это процесс, устанавливающий отношение между ними. § В основе всякого представления мы должны искать это отношение к миру и объектам. § Социальное представление о здоровом и болезненном состоянии человеческого тела § Социальное представление о психических заболеваниях § Социальные представления о профессиональной жизни Социальные представления выполняют двоякую функцию: § делать привычным то, что кажется странным, § и делать невидимое воспринимаемым. Соотношение социальных представлений и научного знания § Человек непосвященный может получить доступ в мир научного знания только в том случае, если ключевые понятия, выраженные в форме символов и математических уравнений, будут переданы знакомыми словами. § Наука часто черпает предпосылки в здравом смысле и делает его более утонченным в ходе своего развития. Но чем больше новая наука отдаляется от повседневной жизни, тем больше она нуждается в том, чтобы ее «представили» вновь, дав возможность стать социальным знанием. § Имплицитные теории личности и теория атрибуции— это преимущественно когнитивный подход, четко направленный на индивида. § Изучение социальных представлений носит другой характер — более эксплицитно социальный.
Европейская социальная психология как научная дисциплина началась в 1895г. с француза Г.Либона. Толчком к изучению толпы стала социальная действительность, т.к. толпа вызывала страх. За прошедшие более чем 100 лет понятие толпы изменилось, но многое из того, что написал Либон, до сих пор актуально. Про 20 век Либон писал: «Эра, в которую мы входим – это эра масс». Об этом говорили и следующие примеры: 1. массовая концентрация людей в быстро растущих городских центрах, что ведет к загромождению улиц транспортом и к пробкам на дорогах; 2. Массовые движения, выступления, войны 3. Массовая безработица и бедность 4. Массовое потребление материальной и нематериальной продукции массового производства; 5. Само массовое общество 6. Массовый туризм который достиг в конце XX в. масштабов, доходящих до предела экологически допустимого Категории и параметры масс, толпы Несоциальные характеристики толпы: 1. Численность. Толпой может считаться не только тысячная масса людей, но 7-10 человек, собравшихся у музыканта в метро, тоже могут быть толпой. Самого по себе количества людей еще недостаточно, чтобы образовалась толпа. Но с другой стороны только число может иметь и политическое, и психологическое значение. 2. Плотность, распределение в пространстве. Толпа различается по плотности на трибунах стадиона, в метро в часы пик. Болельщики в городе после победы сборной РФ по футболу – рассредоточены по всему городу, но тоже толпа. 3. Временные параметры: - длительность. Массы могут возникать на один момент (бунтующая толпа), а могут существовать длительное время. - частота. Есть толпы, собирающиеся редко и толпы, возникающие часто. - скорость создания и рассеивания толпы. Толпы могут собираться резко и внезапно, а могут медленно 4. Экологические (имеют архитектурный или технический характер). Т.е. созданию масс могут способствовать: - Плотнонаселенное жилье. Человеку необходимо где-то уединяться, но в современных мегаполисах такой возможности почти нет. - Спортивные площадки - Транспорт Существуют места, не предназначенные для масс, но привлекающие их: - склады оружия - атомные станции и пр. 5. Естественные условия тоже могут породить толпу: - Пляжи - Горные склоны «Туризм иногда разрушает то, для чего предназначен, порождая толпу» Социальные характеристики толпы: 1. Общественная значимость толпы (социетальная характеристика). Самые распространенные толпы – это проявления социальных движений. Есть объединения в защиту мира, гражданских прав, движение «грин-пис», движения в защиту религиозных идей (секты), бунты черни и пр. Следует учитывать, что толпы с большим коэффициентом социальной значимости сильно отличаются от публики, например собравшейся на стадионе. 2. Институциональные характеристики. Институциональная толпа – специально организованная социальными институтами (армия, церковь, промышленность, партии, профсоюзы). Толпы могут собираться на парады, есть и другие варианты мобилизации. Цели таких собраний также могут быть разными (пример – демонстрация власти). Неконституциональная толпа – толпа, у которой нет сознательного импульса собраться. 3. Исторический характер. Иногда у толпы есть видение прошлого, будущего, такая толпа связана общей историей, традициями. Она собирается на 7 ноября, 9 мая, 1 мая. Другая толпа может не иметь общей истории, они существуют только сегодня. Как бы между этими полярными видами толпы находится обычная толпа – например когда люди каждый день о одно и то же время собираются и едут на работу. Со временем они начинают друг друга узнавать. Их история складывается из рутины. 4. Нормативность, следование, неследование нормам. Есть нормы всеобщие (не лезть вне очереди), а есть нормы, характерные для каждой толпы (нормы в толпе фанатов, нормы бунтующей толпы). Это параметры, которым противостоит индивидуальность. 5. Коллективность. Коллективная толпа: фанаты, массовые демонстрации, массовые самоубийства. Неколлективная толпа: массы в час-пик на улицах, в пробках и пр. На первый взгляд в последних примерах есть единообразие в поведении, но это неколлективная толпа, т.к. нет единого осмысления действий. 6. Структурность. Пример хорошо структурированной толпы – стадион на открытии олимпийских игр, где толпа создает зрелище. Структурирована была и толпа нацистских сборищ. С другой стороны – толпа, охваченная паникой не структурирована совсем. 7. Отсутствие, наличие лидера. У толп организованных, институциональных обычно есть лидер. Даже когда его не видно, он наверняка существует – это могут быть подстрекатели, провокаторы толпы. Психологические параметры толпы: Все предыдущие параметры не учитывают индивидов. Психологические характеристики толпы связаны с тем, кто входит в толпу. 1. Существует мнение, что массы больше поддаются эмоциям и менее рациональны, чем отдельные индивиды. Можно предположить, что существуют эмоциональные толпы (фанаты, бунтующая чернь) и рациональные (дремлющие в аэропорту пассажиры) Т.е. с точки зрения психологических параметров мы можем охарактеризовать толпу по параметру эмоциональности\когнитивности, мотивации и проч. С точки зрения этих параметров мы можем описать толпу как целое и дифференцировать по психологическим характеристикам.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1493)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |