ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (№27/901-6 от 27.03.2000) 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ • Примерное положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (в дальнейшем ПМПк) как структурного подразделения психолого-медико-педагогической службы (далее ПМПС) в системе образования в качестве ее низового звена, оказывающего помощь детям со специальными образовательными потребностями. ■ ПМПк представляет собой объединение специалистов данного образовательного учреждения, составляющее ядро психолого-медико-педагогической службы образовательного учреждения, организуемое при необходимости комплексного, всестороннего, динамического диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности в адаптации к условиям данного образовательного учреждения в связи с отклонениями в развитии. • ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на участке в работе консилиума. При наличии в образовательном учреждении трех и более классов, групп специалистов, коррекционно-развивающего (компенсирующего) типа постоянные специалисты ПМПк имеют право на 20%-ную надбавку к заработной плате. • ПМПк в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Примерным положением, уставом общеобразовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании». 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПС^ОЛОГОуМЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО Целью ПМПк является определение и опгани-гяпча „ л. разовательного учреждения адекватнь.х УслГ^Гр^ити^^^ГиГспи" тания в соответствии со специальными образовательными потребностями возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными*™' можностями ребенка в зависимости от состояния соматического и нервно психического здоровья. В задачи ПМПк образовательных учреждений входит: - выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей; - выявление актуальных и резервных возможностей ребенка; - разработка рекомендаций учителю, воспитателю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения; - отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ; - определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью вычленения «группы риска»; - решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка. При необходимости - перевод в специальный (коррекционно-развивающий, компенсирующий и т.п.) класс, выбор соответствующей формы обучения (индивидуальное, на дому; смешанное; экстернат; домашнее и др.); - при положительной динамике и компенсации отклонений в развитии -определение путей интеграции ребенка в классы, работающие по основным образовательным программам; - профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды; - подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности; - организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе психолого-меди ко-педагоги чес кого консилиума, при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализаций рекомендаций ПМПк более высокого уровня. 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОСТАВ ПМПк • ПМПк организуется на базе образовательного учреждения независимо от типа и вида. • ПМПк утверждается приказом директора образовательного учреждения. • Общее руководство ПМПк возлагается на директора образовательного учреждения. • ПМПк работает во взаимодействии с вышестоящими структурными подразделениями Психолого-медико-педагогической службы. • Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей или сотрудников образовательного учреждения. В случае инициативы сотрудников образовательного учреждения должно быть получено согласие на обследование родителей (иных законных представителей). При несогласии родителей (иных законных представителей) специалистами ПМПк должна проводиться работа по формированию у них адекватного понимания проблемы, исходя из интересов ребенка. Во всех случаях согласие родителей должно быть подтверждено их заявлением. Прием подростков старше 12 лет, обратившихся к специалистам ПМПк, допускается без сопровождения родителей. • Обследование ребенка должно осуществляться с учетом требований профессиональной этики. Специалисты ПМПк обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в заключении. • Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально, при необходимости - в присутствии родителей (иных законных представителей). • ПМПк имеет право затребовать следующие документы: - свидетельство о рождении ребенка; - подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда (в зависимости от имеющихся отклонений в развитии ребенка). При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медсестра ПМПк направляет запрос соответствующим медицинским специалистам; - педагогическое представление (характеристику); - письменные работы по русскому (родному языку), математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка. • Результаты обследования ребенка протоколируются, отражаются в заключении, которое составляется коллегиально и является основанием для реализации соответствующих рекомендаций по обучению, воспитанию, лечению, при необходимости - по профориентации и трудоустройству, а также социальной и трудовой адаптации. Все сведения вносятся в журнал регистрации консилиумов и Карту развития ребенка. • В диагностически сложных или конфликтных случаях специалисты ПМПк направляют ребенка в муниципальную ПМПК либо в другие диагно-стико-коррекционные учреждения. Возможна также организация пробного диагностического обучения на базе уже существующих, а также вновь создаваемых специальных классов данного образовательного учреждения. • В ПМПк ведется следующая документация: - журнал предварительной записи детей на ПМПк; - журнал регистрации плановых и внеплановых консилиумов; - карта развития ребенка с краткими обобщенными заключениями специалистов, окончательным коллегиальным заключением ПМПк, дневником (листом-вкладышем) динамического наблюдения, листами кор- рекционной работы специалистов; - список специалистов ПМПк; - график плановых консилиумов (не реже одного раза в четверть); - списки классов (групп) коррекционно-развивающей, иной специальной образовательной направленности, находящихся под динамическим наблюдением специалистов ПМПк; - нормативные и методические документы, регулирующие деятельность специалистов ПМПк. • Рекомендуемый состав ПМПк: заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), прошедший спецподготовку; учитель (классный руководитель) или другой специалист, представляющий ребенка на ПМПк; учителя с большим опытом работы; учителя классов коррекционно-развивающего обучения; учитель-логопед (и/или учи-тель-дефектолог); педагог-психолог, врач (педиатр, невропатолог или детский психиатр); медсестра. При отсутствии специалистов они привлекаются к работе консилиума на договорной основе. • Дети, направленные классным руководителем на обследование в ПМПк, а также все учащиеся специальных классов (коррекционно-развивающих, компенсирующих) находятся под наблюдением специалистов ПМПк в течение всего периода пребывания в данном образовательном учреждении. Все изменения формы или вида обучения в рамках одного и того же образовательного учреждения фиксируются в Карте развития ребенка. • Председатель и специалисты, участвующие в работе ПМПк, несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование на ПМПк или находящихся на коррекционно-диагностическом и коррекционно-развивающем, ином социальном обучении. 4. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПМПк • ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые. • Периодичность ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное обследование детей с отклонениями в развитии, но не реже одного раза в четверть проводятся плановые ПМПк, на которых осуществляется анализ состава, количества и динамики развития учащихся, нуждающихся в психолого-медико-педагогической коррекцион-ной помощи. • Деятельность плановых консилиумов направлена на: - анализ процесса выявления детей «группы риска», а также ее количественного и качественного состава (учащиеся классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения, дети с признаками школьной дезадаптации, неуспевающие и слабоуспевающие дети); - определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации в данных образовательных условиях; - профессиональную квалификацию динамики развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу. • Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (в первую очередь - учителей), непосредственно работающих с ребенком. Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях. Задачи внепланового консилиума следующие: - решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам; - внесение изменений в индивидуализированные коррекционно-развивающие программы при их неэффективности. • В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагностическое обследование ребенка председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с родителями (иными законными представителями) и при отсутствии возражений с их стороны, представленных в письменном виде, организует проведение планового или внепланового ПМПк (в соответствии с графиком плановых ПМПк). • ПМПк проводится не позже 10 дней с момента согласования вопроса с родителями (иными законными представителями). • Председатель включает в состав ПМПк кроме постоянных специалистов сотрудников образовательного учреждения, непосредственно работающих с ребенком, направивших ребенка на ПМПк, и др. Председатель ставит в известность специалистов ПМПк о необходимости обследования ребенка. • В период с момента поступления запроса и до ПМПк каждый специалист ПМПк проводит индивидуальное обследование ребенка, планируя время этого обследования с учетом реальной возрастной и психофизической нагрузки. • Каждый специалист ПМПк составляет заключение по данным соответствующего обследования и разрабатывает рекомендации. • На период реализации рекомендаций, разработанных специалистами ПМПк, ребенку назначается ведущий специалист, отслеживающий эффективность и адекватность индивидуальной коррекционно-развивающей программы и выступающий с инициативой повторных обсуждений динамики развития ребенка на ПМПк. • Решением ПМПк ведущим специалистом назначается в первую очередь педагог (классный руководитель) класса, в котором обучается ребенок, но может быть назначен и другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу. • ПМПк проводится под руководством председателя, а в его отсутствие - заместителя председателя, назначаемого председателем или руководителем образовательного учреждения. • Ведущий специалист докладывает свое заключение о ребенке на ПМПк и оформляет протокол. Каждый специалист, участвующий в обследовании и/или коррекционно-развивающей работе с ребенком, в устной форме дает свое заключение на ребенка. Последовательность представлений специалистов определяется представителем ПМПк. Заключение каждого специалиста вкладывается в Карту развития ребенка. Окончательное коллеги- альное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку также фиксируется в Карте развития ребенка и подписывается представителем и всеми членами ПМПк. • Результаты ПМПк доводятся до сведения родителей (иных законных представителей). Предложенные рекомендации реализуются только при отсутствии возражений со стороны родителей (иных законных представителей). • Не реже одного раза в четверть (плановые ПМПк) на основании устных представлений специалистов, непосредственно работающих с ребенком, в дневник динамического наблюдения Карты развития ребенка вносятся сведения об изменениях в его состоянии в процессе реализации рекомендаций, составляется краткое обобщенное письменное заключение и перечень корректировок, внесенных в рекомендации. • При направлении ребенка на муниципальную или региональную ПМПК заключение, составленное на основании сведений, содержащихся в его Карте развития, представляется одним из специалистов ПМПк, сопровождающих ребенка вместе с родителями, или отправляется по почте. Таким образом, ПМПк - это первая помощь ребенку в условиях учреждения, где он находится. С 1994 года в Москве, а затем и в других городах страны, начали образовываться Психолого-медико-социальные центры (ПМСЦ). Эта новая организационная форма помощи детям возникла в связи с развитием психологической службы в системе образования. На первом месте в ее работе обозначены психологические мероприятия и психологическая помощь ребенку. Существенно важными оказываются аспекты социальной помощи ребенку и социально-психологической направленности этой помощи. Основными задачами Центра являются: раннее выявление детей и подростков с явлениями социальной и школьной дезадаптации; - комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика психического здоровья детей и подростков, испытывающих трудности адаптации в образовательном учреждении; - индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая работа с несовершеннолетними; - внедрение в деятельность образовательных учреждений психолого-педагогических технологий по обучению и воспитанию учащихся с трудностями школьной адаптации; - методическая работа с педагогическими кадрами образовательных учреждений по основным направлениям деятельности Центра; - консультирование родителей и педагогов по вопросам воспитания детей. Таким образом, в этих центрах обеспечивается диагностическая, коррекционно-развивающая, реабилитационная и консультативная работа. В целом процесс развития психологической службы в образовании оказал значительное влияние на структурирование, расширение и конкретизацию помощи детям с отклонениями развития. Это способствовало внедрению
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1383)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |