Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика Народной палаты и порядок ее образования



2015-11-10 599 Обсуждений (0)
Общая характеристика Народной палаты и порядок ее образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Г л а в a I

СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ ИНДИИ

(Мишин А.А. Парламент республики Индии. – М.: Изд-во МГУ, 1961. – С. 6-33)

Общая характеристика Народной палаты и порядок ее образования

Нижняя палата индийского парламента — Народная палата — является общенациональным представительным учреждением, избираемым посредством прямых выборов по территориальным избирательным округам. Однако, как это обычно бывает в федеративных государствах, избирательные округа учреждаются в пределах соответствующих членов федерации, что на практике приводит к косвенному федеральному представительству. Это фактически неизбежно, так как с точки зрения административной и политической целесообразности невозможно учредить такие округа, которые бы охватывали территории нескольких субъектов федерации.

Народная палата избирается на 5 лет и по истечении срока ее полномочий обновляется целиком. Согласно первоначальной редакции ст. 81 конституции в состав ее должно было входить не более 500 депутатов. В 1956 г. была принята седьмая поправка к конституции, которая увеличила число членов Народной палаты с 500 до 520. Названная поправка постановила, что 500 депутатов должны представлять штаты, а 20 — союзные территории (Дели, Химачал-Прадеш, Манипур, Трипура, Лаккадивские. Амандивские и Миникойские острова). Принятие этой поправки было обусловлено реформой штатов, согласно которой количество субъектов федерации было сокращено с 28 до 14 (в настоящее время в Индии 15 штатов), а сами штаты в большинстве своем были построены по лингвистическому принципу.

Избранным в Народную палатуможет быть любой гражданин Индии, как мужчина, так и женщина, достигший 25-летнего возраста и отвечающий целому ряду требований, установленных как конституцией, так и парламентскими актами (С. 6-7).

Конституция (ст. 102, п. 1, подпункт «а») исключает изчисла кандидатов на должность депутата нижней палаты (а также Совета штатов) лиц, занимающих какую-либо платную должность в правительственном аппарате Союза или штата. В категорию «платных должностей» не включаются должности министра, заместителя министра, парламентского секретаря и заместителя Парламентского секретаря. Принятый в 1954 г. Акт о предупреждении дисквалификации членов парламента исключает из круга запретных для депутатов платных должностей следующие должности: председатель либо член совещательного комитета, учрежденного при правительстве или ином государственном органе; проректор университета; заместители «главных кнутов» в парламенте; офицеры национального кадетского корпуса.

Обширный перечень дисквалифицирующих обстоятельств был установлен Актом о народном представительстве 1951 г., который исключил из числа кандидатов в парламент сле­дующих лиц: а) осужденных либо признанных виновными в коррупционной или иной незаконной деятельности на выборах; б) приговоренных индийским судом к высылке или заключению на срок не менее двух лет; в) не представивших в надлежащий срок и надлежащим образом, предусмотренным названным Актом, отчета об избирательных расходах; г) имеющих долю либо интерес в правительственных контрактах, исполнении правительственных работ или осуществлении правительственных служб; д) директоров, управителей или занимающих какие-либо платные должности в правительственных корпорациях; е) отстраненных от правительственной службы за коррупцию или нелояльность.

Акт о народном представительстве 1951 г. постановляет при этом, что ни одна из предусмотренных им дисквалификации не будет действовать более 5 лет, а сами эти дисквалификации (точнее, любая из них) могут быть отменены избирательной комиссией.

К уже перечисленным обстоятельствам, дисквалифицирующим кандидата, следует добавить еще два: избранными в парламент не могут быть душевнобольные, признанные в качестве таковых компетентным судом, и несостоятельные должники.

Конституция постановила первоначально, что один депутат Народной палаты должен избираться не более чем от 750 тысяч и не менее чем от 500 тысяч населения. Актом с второй поправке к конституции, принятым в 1952 г., верхней предел (750 тысяч) был отменен (С.7).

По букве Конституции соотношение между количеством депутатов, избираемых от каждого избирательного округа, и числом населения этого округа «должно быть, насколько это возможно, одинаковым на всей территории Индии» (ст. 81, п. 1, подпункт «с»). Но, как показала практика, достигнуть этого не всегда оказывалось возможным. Так, например, в Народной палате первого созыва один депутат от штата Кутч приходился на 283912 человек, а от штата-Мадрас — на 1 238 094 человека.

Нормы представительства отдельных избирательных округов должны по закону пересматриваться на основании опубликованных данных последней переписи, но такой пересмотр не может быть проведен до окончания срока полномочий Народной палаты, избранной по старым нормам представительства. В 1952 г. был принят DeHmitatiofl Commission Act, согласно которому учреждалась особая комиссия, в задачу которой входит «пересмотр представительства отдельных избирательных округов... за исключением Джамму и Кашмира, на основании данных последней переписи и реорганизация указанных округов».

После реформы штатов 1956 г. места в Народной палате распределяются между. штатами и союзными территориями следующим образом:

ШТАТЫ

Андхра-Прадеш - 43 Майсор - 26
Ассам - 12 Орисса - 20
Бихар - 55 Пенджаб - 22
Бомбей (в 1960г. преобразован в 2 штата) - 66 Раджастан - 22
Керала - 18 Уттар-Прадеш - 86
Мадхья-Прадеш - 36 Западная Бенгалия - 34
Мадрас - 41 Джамму и Кашмир - 6

 

СОЮЗНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Дели - 5 Манипур - 2
Химачал-Прадеш - 4 Трипур - 2

 

В подавляющем большинстве избирательных округов Индии действует униноминальная мажоритарная система относительного большинства, согласно которой от каждого округа избирается один депутат Народной палаты, а победившим считается тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, хотя бы это большинство было относительным, то есть меньше половины всех поданных голосов (С.8-9). В том случае, если в округе выдвинут только один кандидат, то голосование не проводится, и данный кандидат считается избранным. Этот прием был заимствован индийской избирательной системой у Англии, и существование его в определенной степени оправдано, так как при мажоритарной системе относительного большинства в случае выдвижения одного кандидата голосование бессмысленно, поскольку для избрания такого кандидата, не имеющего соперников, достаточно одного, даже его собственного голоса.

Полиноминальная мажоритарная система относительного большинства действует в тех округах, от которых наряду с обычным депутатом Народной палаты избирается дополнительный депутат на место, зарезервированное для отсталых каст и племен.

Индийская конституция отменила куриальную систему выборов, однако она делает некоторые изъятия из этого общего правила, резервируя места в Народной палате для:

а) поименованных в приложении к конституции каст; б) поименованных в приложении к конституции племен, за исключением тех из них, которые проживают в населенны к племенами районах Ассама; в) поименованных в приложении к Конституции племен, проживающих в автономных округах Ассама.

Само по себе резервирование мест в Народной палате для отсталых каст и племен не может вызвать каких-либо возражений. Напротив, это мероприятие по духу своему безусловно прогрессивно. Но, к сожалению, оно иногда используется реакционерами, спекулирующими на крайней отсталости и религиозной фанатичности упоминаемых конституцией каст я племен.

Президент может назначить в Народную палату до двух представителей от англо-индийской общины, если найдет, что англо-индийцы недостаточно представлены в нижней палате парламента. Это исключение является временным к действует в течение 10 лет с момента вступления конституции в силу.

Депутаты Народной палаты от штата Джамму и Кашмир, находящегося 'на особом положении, назначаются президентом по рекомендации законодательного собрания названного штата. Это положение также является временным и имеет силу лишь на срок действия соглашения, заключенного между Индией и Кашмиром (С. 9-10.).

Таким образом, в Народной палате наряду с выборными депутатами (их подавляющее большинство) имеются и назначаемые. В Народной палате первого созыва (1952—1957 гг.) было 10 таких депутатов—6 от Джамму и Кашмира, 2 от англо-индийской общины, 1 от районов, населенных племенами и 1 от Андаманских и Никобарских островов.

В ныне действующей Народной палате, избранной весной 1957г., имеется такое же количество назначенных депутатов.

Депутаты Народной палаты могут быть лишены мандата, если после их избрания окажется, что они подпадают под одну из дисквалификации, установленных ст. 102 Конституции. В этом случае вопрос о правомерности мандата передается для окончательного решения президенту. Однако президент не вправе решить этот вопрос самостоятельно, так как он связан заключением избирательной комиссии, которая назначается им самим согласно ст. 324 конституции. Депутат лишается мандата также в том случае, если он отсутствует без уважительных причин на заседаниях Народной палаты в течение 60 дней.

Индийская конституция постановляет также, что ни одно лицо не может быть одновременно депутатом обеих палат парламента или депутатом одной из палат легислатуры штата. Если кто-либо избран одновременно в обе палаты или в одну из палат и в легислатуру штата, то он должен сохранить лишь один мандат, отказавшись от всех остальных.



2015-11-10 599 Обсуждений (0)
Общая характеристика Народной палаты и порядок ее образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика Народной палаты и порядок ее образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (599)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)