Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система педагогических наук. 1. Педагогика как наука (объект изучения, предмет, задачи)



2015-11-10 1230 Обсуждений (0)
Система педагогических наук. 1. Педагогика как наука (объект изучения, предмет, задачи) 0.00 из 5.00 0 оценок




Билет № 1.

1. Педагогика как наука (объект изучения, предмет, задачи), основные понятия педагогики.

Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Педагогика как особая наука из системы философских знаний была выделена английским естествоиспытателем Ф. Бэконом (1561–1626) в трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623).

Педагогика представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Официальная педагогика формируется под влиянием официальных кругов общества, господствующей идеологии и политики.

Научная педагогика связывается с углубленным исследованием теоретических и методических проблем воспитания, с обоснованием его сущности и закономерностей.

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является образование.

Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Предметом педагогики является исследование сущности и закономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитания как специально организованного педагогического процесса (И.Ф. Харламов).

Задачи педагогики:

1. Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

2. Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

3. Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

4. Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.

6. Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.

7. Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

 

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими катего­риями. К основным педагогическим категориям относятся вос­питание, обучение, образование. Наша наука широко опериру­ет также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.

Воспитание— целенаправленный и организованный про­цесс формирования личности. В педагогике понятие «воспита­ние» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание — это пе­редача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нор­мы — словом, все созданное в процессе исторического разви­тия духовное наследие человечества.

В узком социальном смысле под воспитанием понима­ется направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определен­ных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание — это спе­циально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Следующая основная категория педагогики — обучение.Это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможно­стей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соот­ветствии с поставленными целями. Основу обучения составля­ют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов со­держания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усво­ения. Знания — это отражение человеком объективной дей­ствительности в форме фактов, представлений, понятий и за­конов науки. Они представляют собой коллективный опыт че­ловечества, результат познания объективной действительно­сти. Умения — готовность сознательно и самостоятельно вы­полнять практические и теоретические действия на основе ус­военных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются.

Образование— результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представле­ний об изучаемых предметах. Образование — это объем систе­матизированных знаний, умений, навыков, способов мышле­ния, которыми овладел обучаемый. В XIX в. получение образо­вания отождествлялось с формированием человека. Сейчас ог­ромный объем знаний, накопленных человечеством, не позво­ляет утверждать, что человек когда-нибудь овладеет всеми ими в полном объеме даже после очень длительного обучения.

Формирование— процесс становле­ния человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — экологических, социальных, эко­номических, идеологических, психологических и т. д. Воспита­ние — один из важнейших, но не единственный фактор фор­мирования личности. Формирование подразумевает некую за­конченность человеческой личности, достижение уровня зре­лости, устойчивости.

Понятие «формирование» считается еще не установив­шейся педагогической категорией, несмотря на очень широкое его применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расши­ряется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие «формирование» нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность.

2. Методы обучения по источнику получения знаний: общая характеристика, критерии выбора и условия эффективности.

По источнику получения знаний (Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский, Д.О. Лордкипанидзе), где в основу классификации положено существование трех источников знаний: слово, наглядность, практика. Соот­ветственно выделяют словесные методы (источником знания является уст­ное или печатное слово); наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические мето­ды (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).


Словесные методы занимают центральное место в системе методов обу­чения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, рабо­та с книгой.

Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения, при которых усвоение учебного материала находится в существен­ной зависимости от применяемых наглядных пособий, схем, таблиц, рисун­ков, моделей, приборов, технических средств. Наглядные методы условно подразделяются на две группы: метод демонстраций и метод иллюстрации.

Практические методы обучения основаны на практической деятельно­сти студентов. Главное назначение этой группы методов — формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся уп­ражнения, практические и лабораторные работы.

 

Билет № 2.

1. Дидактика как наука. Связь дидактики с другими науками. Основные категории дидактики.

Дидактика – наука об образовании и обучении, их целях, содержании, методах,

средствах, организации, достигаемых результатах.

Впервые – Ратке – искусство обучать.

Коменский «Великая дидактика» - искусство обучать всех всему.

Основные вопросы дидактики:

- чему учить?

- как учить?

- когда учить?

- зачем учить?

- кого учить?

- где учить?

Объект дидактики – это обучение.

Обучение – целенаправленный двусторонний педагогический процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого учащиеся овладевают ЗУН, осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся.

Образование – процесс и результат усвоения систематизированных умений и навыков.

Предмет дидактики рассматривается в системе отношений: «учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – учебный материал».

Предмет дидактики – связь преподавания (деятельности учителя) и учения

(познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.

Основные проблемы, которые разрабатывает дидактика:

1) Определение педагогической основы содержания образования.

2) Исследование закономерностей и принципов обучения.

3) Изучение закономерности учебно-познавательной деятельности детей.

4) Разрабатывает систему общепедагогических методов обучения.

5) Разрабатывает активные методы обучения и организационные формы учебной работы.

Общая задача (для педагогических наук): приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям посредством овладения наиболее значимыми достижениями человеческой цивилизации с целью приобретения прочных и истинных знаний об основных явлениях и закономерностях природы, общества и человека и их осознан­ной и активной реализации в собственной практической деятель­ности.

^ Специфические задачи дидактики как теории обучения: опре­деление объема и содержания научного знания, т.е. выявление онтологических основ процесса обучения; формирование техно­логического инструментария, ориентированного на функции ди­дактики; выявление прогностически-целевых позиций дидакти­ки, т. е. создание оптимальных условий организации учебного про­цесса и их коррекция.

 

Дидактика связана:

с философией; с гносеологией (теорией познания), что позволяет найти методологическоеобоснование дидактическимявлениям и исследованиям);

с физиологией (позволяет понять механизмы управления физическим и психическим разви­тием учащихся);

с педагогической, возраст­ной, социальной психологией, с психологией личности (объясняют основные подходы к развитию личности в процессе обучения);

с психологией познания (усвоения, творчества, познавательных процессов и др.);

с историей (общей и историей образования);

с лингвистикой (посредством общих законо­мерностей обучения языкам в зависимости от учебных целей, за­дач и характера изучаемого материала в условиях моно- и билинг­визма);

с математикой (используются математические методы исследования);

с кибернетикой (наукой об управле­нии сложными динамическими системами по восприятию, хра­нению и переработке информации с целью моделирования и ис­следования психолого-педагогических процессов);

с социологией (используются социологические методы исследования) и др.

Дидактика связана с частными методиками, так как является основой для формирования предметных методик (частных дидактик), так как содержит конк­ретные технологии их практической реализации.

О соотношении категорий «педагогика» и «дидактика» (по мнению М. Гераскова и И. Марева):

  • педагогика и дидактика — перекрещивающиеся (родствен­ные) понятия;
  • педагогика и дидактика находятся в соотношениях целого и части;
  • «дидактика» — более широкое по объему понятие, чем «педа­гогика»;
  • педагогика и дидактика являются отдельными самостоятель­ными дисциплинами.


В большинстве современных работ (М.А.Данилов, В.Оконь, М.Н.Скаткин, Г.И. Щукина и др.) дидактика рассматривается как часть педагогики, имеющая свой предмет исследования.

К основным категориям дидактики относятся:

1) преподавание – упорядоченная деятельность педагога по передаче ЗУНов, их осознании и практическом применении;

2) учение – процесс, в ходе которого на основе ЗУНов, упражнений и социального опыта возникают новые формы поведения и деятельности;

3) обучение – систематический целенаправленный специальноорганизованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на передачу ЗУНов и развитие творческих способностей;

4) образование – результат обучения, система объема ЗУНов полученных в процессе обучения;

5) знания – понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения;

6) умения – овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности;

7) навык – автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия);

8) учебный предмет – область научных знаний;

9) учебный материал – содержание учебного предмета, которое определяется ГОСТом;

10) цель обучения – то, к чему стремится обучение и на что направлены его усилия;

11) содержание обучения – система научных знаний, практических умений и навыков, способов мышления и деятельности, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения;

12) метод обучения – способ достижения цели;

13) средства обучения – предметная поддержка учебного процесса (голос учителя, классное оборудование, ТСО);

14) результаты обучения – то к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей.

 

2. Права и обязанности ребенка. Содержание основных документов (Декларация и Конвенция ООН о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании»).

Права и обязанности ребёнка охраняются конвенцией ООН о праве ребёнка,

действующим Законодательством РФ.

Учащиеся имеют право:

1. Свободно высказывать свою точку зрения.

2. Одинаковое отношение, понимание со стороны учителей.

3. На получение бесплатного образования.

4. Не испытывать давление со стороны учителей.

5. Не быть униженным и оскорблённым.

6. На свободу мыслей.

7. Быть выслушанным учителем, классным руководителем, администрацией.

8. Получить защиту в случае унижения (физического, морального).

9. На получение оценки в соответствии со своими знаниями и умениями.

10. На отдых на перемене.

11. На условия пригодные для учёбы: горячую воду в туалетах.

12. На отдельные кабины в туалетах, с предметами туалетного обихода и гигиены (мыло, салфетки, туалетная бумага).

13. На удобные стулья и парты.

14. На ежегодный ремонт школы специалистами.

15. На закрытую раздевалку.

16. Не задерживаться учителями после уроков, на перемены. На полную перемену.

17. На личную собственность.

18. На получение медицинской помощи.

19. На спокойную жизнь в школе.

20. На личную неприкосновенность.

21. Заблаговременно знать о сроках и объёме контрольных работ (одна контрольная работа в неделю для 5-х,6-х классов; не более 2-х работ в 7-11 классах).

22. Объём времени на выполнение домашнего задания не должен превышать 50% от аудиторной нагрузки по предмету.

23. По заявлению родителей и решению педсовета ввести освобождение обучающихся 11-х классов от посещения во втором полугодии занятий по отдельным предметам, либо предоставление одного свободного дня в неделю.

24. Отсутствие домашнего задания на понедельник в классах с 1-го по 5 включительно, а также отсутствие задания на каникулы для всех учащихся школы.

Обязанности учащихся:

1. Приходить в школу за 10-15 минут до начала занятий.

2. Переобувать сменную обувь.

3. Выполнять домашнее задание.

4. Приносить на занятия все необходимые учебные принадлежности, дневник.

5. Нельзя курить, употреблять алкогольные напитки на территории школы.

6. Нельзя приносить в школу ножи, спички, газовые баллоны, огнеопасные вещества.

7. Нельзя жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.

8. Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.

9. Нельзя обижать маленьких.

10. Нельзя ходить в столовую с рюкзаками и ранцами.

11. Нельзя портить школьное имущество.

12. Нельзя нарушать устав школы.

13. Уважать учителей и родителей.

14. Уважать права других.

15. Принимать участие в мероприятиях по благоустройству школы, школьной территории.

16. Уважать право собственности.

17. Нельзя без разрешения дежурного администратора или медицинской сестры уходить из школы в урочное время.

18. В случае пропуска занятий до трёх дней, учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку от родителей. В случае пропуска занятий более трёх дней, учащиеся обязаны представить справку из поликлиники.

Билет № 3.

1. Педагогический процесс и его структура. Общие свойства, движущие силы и закономерности педагогического процесса.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействиестаршего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и трудав обществе.

Основные компоненты педагогического процесса

Наиболее крупными компонентами педагогического процесса как раз и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности.

 

Процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов:

 преподавания;

 учения;

Процесс воспитания состоит из:

 процесса воспитательных воздействий,

 процесса принятия их личностью;

 возникающего процесса самовоспитания.

 

Педагогический процесс рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение задач образования, воспитания и общего развития воспитуемых. Отсюда процессуальными компонентами являются:

1. цель,

2. задачи,

3. содержание,

4. методы,

5. средства,

6. формы взаимодействия педагогов и воспитуемых,

7. достигаемые результаты.

Это универсальные характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые полностью присущи и педагогическому процессу. Их можно именовать как целевой, содержательный, организационно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты педагогического процесса. Единство компонентов педагогического процесса, их взаимосвязей и целостных свойств представляет его структуру. Таким образом, понятия «система, в которой протекает процесс» и «процесс как система» являются неидентичными, хотя и не могут рассматриваться изолированно, так как система, в которой протекает процесс, является как бы материализованной основой самого процесса.

Движущие силы педагогического процесса

Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями воспитуемых по их реализации. Это противоречие становится источником движения системы к общей цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей воспитуемых и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи оказываются чрезмерно трудными или легкими, т. е. не соответствуют возможностям воспитуемых, не находятся в зоне их ближайшего развития. Следовательно, задача педагогов состоит в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать ученический и педагогический коллективы, а также его отдельных членов, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в постоянно зовущие вперед конкретные учебно-воспитательные задачи, т. е. создавать проблемные ситуации воспитательного характера в его широком смысле. Таким образом, не любое противоречие между требованиями, задачами и возможностями по их реализации, а противоречие определенного характера, соответствующей степени проявления становится источником развития процесса. Педагогический (учебно-воспитательный) процесс — это не механическая сумма процессов обучения, воспитания, образования и развития, а самостоятельное целостное явление, которое имеет свои особые закономерности.

Закономерности педагогического процесса

Ведущим методологическим основанием для описания закономерностей в педагогике является диалектический системно-структурный подход, позволяющий последовательно выявлять существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся, т. е. закономерные связи педагогической системы. Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать следующие связи: Связи педагогического процесса с более широкими общественными процессами и условиями. Связи внутри педагогического процесса; связи между процессами обучения, образования, воспитания и развития; между процессами воспитания и самовоспитания; процессами педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых; между процессами воспитательных влияний всех субъектов воспитания (воспитателей, детских организаций, семьи, общественности и др.). Связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации педагогического процесса. Из анализа всех этих видов связей вытекают следующие закономерности педагогического процесса:

1. Педагогический процесс в целом закономерно обусловлен потребностями и все возрастающими возможностями общества развитого социализма в формировании всесторонне, гармонически развитой личности и социалистических коллективов.

2. Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и эстетических).

3. В педагогическом процессе закономерно взаимосвязаны процессы обучения, образования, воспитания (в узком смысле) и развития, а также процессы воспитания и самовоспитания, процессы педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых.

4. Эффективное функционирование педагогического процесса закономерно зависит от единства действий всех субъектов воспитания.

5. Общественно обусловленные задачи воспитания закономерно зависят также от возрастных и других особенностей воспитуемых, уровня развития коллектива.

6. Содержание конкретного воспитательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами.

7. Методы и средства воспитания закономерно обусловлены его задачами и содержанием в конкретной ситуации.

8. Формы организации педагогического процесса закономерно обусловлены его задачами, содержанием, избранными методами и средствами воспитания.

9. Только целостный учет всех внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса закономерно обеспечивает достижение максимально возможных в данных условиях результатов воспитания за отведенное время.

10. В процессе обучения существует закономерная связь между преподаванием и учением.

11. Задачи преподавания и учения закономерно вытекают из общих задач обучения, которые в свою очередь обусловлены общественными потребностями и реальными учебными возможностями обучаемых.

12. Содержание обучения закономерно зависит от его задач.

13. Методы и средства обучения закономерно зависят от задач и его содержания.

14. Формы организации обучения закономерно зависят от задач, содержания и методов.

15. Только взаимосвязь всех компонентов обучения обеспечивает достижение результатов, соответствующих поставленным целям.

В последней закономерности как бы соединяются в систему все предшествующие. Если педагог правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации учебно-познавательной деятельности и контроля, учтет имеющиеся условия и примет меры к их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты. Закономерности педагогического процесса в социалистическом обществе имеют принципиальное отличие от аналогичных закономерностей в буржуазном обществе. Это проявляется в коммунистической направленности задач и содержания воспитания, в отсутствии какой-либо дискриминации в воспитании, в диалектическом сочетании методов педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых, в умелом учете возрастных (биологических) и социальных факторов при определяющей роли последних, в опоре на коллектив в воспитании, в единстве действий всех субъектов воспитания и др. Из этих закономерностей вытекают основные принципы обучения и воспитания, которые будут охарактеризованы в соответствующих главах.

 

2. Детский воспитательный коллектив. А.С. Макаренко о значении коллектива, этапах и путях его формирования.

Детский коллектив - это объединение детей на основе общей полезной деятельности (например, обучение общественной деятельности, спорта, туризма)

Важнейшие признаки, присущие любому коллективу - единство цели, определенная организация совместной деятельности - характерны также и для детского коллектива и отличают его от дружной компании В отличие от коллектива взрослых, детский коллектив находится под руководством педагогав.

В современной педагогической литературе дается такое определение детского воспитательного коллектива: \" воспитательный коллектив - это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором эффективно функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются выс сокой организованностью, соответствующей зависимостью, Как отмечает академик БТ Лихачев, детский воспитательный коллектив, при умелой его организации, характеризуется богатством и разнообразием содержания, видов, форм общественно-полезной деятельности в Общественно льства С помощью воспитательного коллектива ребенок входит в жизнь общества Содержательно коллектив может быть охарактеризован в различных аспектактах.

Экономический аспект В трудовой жизнедеятельности коллектива дети узнают об общегосударственной, коллективную, кооперативную и частную собственность, об экономических проблемах хозрасчетных предприятий, арендных и подрядных к коллективов Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в кооперативных коллективах, обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к трудуці.

Политический аспект С помощью коллектива дети привлекаются к школьного самоуправления, борьбы за мир, проведения политических кампаний, которыми являются выборы в органы власти, перепись населения, всенародный референдум, подгот товка к праздников и фестивалей Благодаря коллектива, школьники приобщаются к общественно-политической жизни народа, ценностей гласности, открытости, плюрализма и демократии или наоборотки.

Общество Если детский коллектив постоянно заботится о жизни, всестороннее развитие и бытовые условия каждого ребенка, то это способствует выработке у детей таких качеств, как стремление к социальной справедливости, злаго оды, гражданственность, гуманизм, инициативность и ответственность Каждому школьном коллектива необходимо чувствовать себя звеном в социальном развитии общества Если коллектив интересуется условиями жизни с воих членов в семье, их потребностями, отношениями и делами, если детский коллектив способствует созданию для школьников условий для развития их способностей и дарований, то дети привыкают видеть в коллективе ист ело получения социальных благ, работать для него, развивать в себе понимание важности сочетания интересов - коллективных и личностныхних.

Моральный аспект В воспитательном коллективе возникают условия для понимания ребенком морали как общественного явления В процессе коллективного труда, организованных взаимозависимостей, дружеских отношений между школьниками они осознают ь общественную мораль как ответственность друг перед другом, перед самим собой, коллективом и обществом Практика реальных отношений в коллективе убеждает их в необходимости честного товарищества, добросо осной труда, охраны общего имущества и общественного порядкадку. Общественно-ценностный аспект Коллектив - идейная, ценностно-ориентированная общность людей, для которых организована структура является средством достижения общей цели Духовное единство выражается сегодня в стремлении к обновлению суспильног го жизненнотя. Культурно-эстетический аспект Организованное и свободное общение детей в коллективе стимулирует каждого ребенка к накоплению знаний, умений, навыков, впечатлений, образов, переживаний, к содержательному обмена духовными ценностями, к повышению я эстетического уровня повседневных отношений, к эстетической организации всей жизни и деятельности Особое внимание уделяется художественному творчеству школьников в коллективе как средства содержательного использования в ильного времени детей и их развитияку. Юридический аспект Отношения в детском коллективе касаются и правовых аспектов жизни В различных ситуациях ребенок учится осознавать не только сущность морального или аморального поступка, но и различие морал ных правил от правовых В отдельных случаях, нарушая моральные нормы, он нарушает закон и может быть наказана Правовое образование, соединенная с практическим усвоением детьми в коллективе прав и обязанностей, является важным фактором формирования и укрепления их правового сознанияості. Психологический аспект Детский воспитательный коллектив является организованным социальной средой, целью которого является формирование коллективистских-направленной личности Целеустремленность коллектива способствует формированию здорового морального кл лимату, мажорного тона отношений Каждый ребенок, добровольно участвует в общественных стремлениях и делах, нуждается в коллективном общении, психологической совместимости с другими детьми, в д илов и дружеском общении Детей стимулирует то, что в коллективе интересно жить и работать, радостно ощущать свою защищенность и доброжелательность товарищей, получать помощь, поддержку инициативы и т ворчать начинанийнань. Организационный аспект Организация, как средство подчинения, при отсутствии духовно-нравственного содержания, всегда вырождается в бюрократию и мертвлячий формализм Однако, духовно-нравственной жизни людей, их цель и стремление вне организации остаются нереализованными Дети интуитивно стремятся к организации В их педагогически неорганизованном среде стихийно возникают свои лидеры и иерархия отношений, благодаря которым бы ильшисть детей попадает в тяжелое подчиненное положение Потому педагогическая организация, наполнена глубоким идейным содержанием, что способствует привлечению детей к деловых отношений руководства и пидпорядкув Ання, взаимной требовательности и взаимопомощи, обогащая свободное общение, является ведущим воспитательным воздействиемливом. Индивидуально-личностный аспект Психическое развитие, становление духовного мира ребенка требует периодического обособления, одиночества ей необходимо побыть одной, чтобы оглядеться вокруг, заглянуть в себя, осмыслить свои отношения с учебно прежних миром Это способствует формированию самосознания, внутреннего нравственного мира личности Духовное богатство - всегда результат творчества, огромной внутренней духовной работы, направленной на ан Ализе и оценку впечатлений жизни и искусства Обособленисть, самостоятельность - одно из важнейших условий творчества Педагогический аспект Воспитательное воздействие и взаимодействие в коллективе организуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей Педагогически организованный коллектив создает возможности для формирования общественно ценной с сущности личности и яркой индивидуальноститі.АС Макаренко выделял стадии развития коллектива в зависимости от степени социальной ценности его цели и задач, содержания деятельности и отношений, уровня дисциплины, организованности и межличностных стопку ношенияів.Первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что объединительным средством служит требование педагога к ученикам: \"Требование, высказанное в форме, которая не допускает возражений\"Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда вокруг вас организуется группа мальчиков и девочек, которые осознанно хотят соблюдать дисциплинуИ, наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив Это тот результат, который награждает вас за нервную труд первого периода Когда требует коллектив, когда он сплотился в определенном тоне и стиле, работа воспитателя ля становится математически точной, организованной работой \", - писал АС Макаренко [274 - Т 5, 151 -152] Эти стадии или уровни в психологической теории, называются мають назву казнят. Воспитательный коллектив - это не просто группа людей, а педагогически организованная система взаимоотношений Он, по утверждению АС Макаренко, имеет органы самоуправления и координации, которые уполномочены представлять и интересы всех детей и общества; объединяет школьников общей целью и организацией труда Он неразрывно связан с другими, прежде всего, трудовыми коллективамвами. В процессе общественной жизни между людьми существуют такие взаимоотношения, которые требуют от каждого проявления коллективистских качеств Чтобы воспитывать коллективизм, необходимо систематически привлекать ребенка к колет ективно жизни и коллективной деятельности Педагогический процесс необходимо сделать процессом глубоко содержательной гуманистической организации всего детской жизни в коллективві. Коллектив необходим и как среда взаимодействия, средство эффективного воздействия на детей Он является формой целостной организации детской жизни, позволяет осуществлять воспитательное воздействие на всех детей вместе и каждого лица истисть частности, имеет полезные традиции, развитую общественное мнение, возможности активного воспитательного воздействия детей друг на друга Организация воспитательного коллектива в школе и классе, как единой целостности в су частных условиях системы образования и воспитания в Украине, является первоочередной задачей воспитателиів.

Билет № 4.

1. Понятие о методологии в педагогике. Методы педагогического исследования: понятие, классификации, общая характеристика.

В широком смысле методологию трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Соответственно методологию педагогической науки рассматривают как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области педагогическо



2015-11-10 1230 Обсуждений (0)
Система педагогических наук. 1. Педагогика как наука (объект изучения, предмет, задачи) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система педагогических наук. 1. Педагогика как наука (объект изучения, предмет, задачи)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)