Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

В. 4. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА (предмет, функции, отрасли педагогики). ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ





Формы посижения бытия:мифологическая, религиозная, художественная, научная форма.

Педагогика — это наука.

"Наука — сфера человеческой деятельности , направленной на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.".

Особенности науки как формы постижения бытия:

ñ познание мира в его объективном существовании

ñ опытная достоверность

ñ логическая обоснованность

ñ наличие предмета и объекта

ñ всеобщность выводов

ñ рационально-теоретический способ постижения бытия

ñ наличие системы методов исследования

ñ систематизированное знание

ñ наличие категориального аппарата: словесно-понятийная форма категорий, принципов, концепций, теорий

 

Педагогика как наука последовательно воспринимала и аккумулировала все достижения мифологической, религиозной и художественной форм постижения бытия, обобщая опыт практики воспитания.

 

Она развивается как теоретическаяобласть, но одновременно представляет собой некоторую область педагогического искусства: знание, в полной мере отвечающее критериям научного, может быть получено лишь в результате живой практики воспитания и обучения, в общении с участниками педагогического процесса, в анализе продуктивной и творческой деятельности детей.

 

Определение: педагогика – (греч. paidagogike от pais (paidos) – дитя , ago – веду) – наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

 

Источники развития педагогики:

А. Многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;



Б. философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды,

В. текущая мировая и отечественная практика воспитания;

Г. данные специально организованных педагогических исследований;

Д. опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания в современных быстроизменяющихся условиях.

 

 

СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ. МЫ ИСХОДИМ ИЗ ТОГО, ЧТО

ОБЪЕКТ педагогикиэто явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

ПРЕДМЕТ педагогикицеленаправленный целостный педагогический процесс.

 

ФУНКЦИИ педагогической науки

*Общетеоретическая – анализ закономерностей педагогического процесса.

*Прогностическая. практическая, преобразовательная.

*Прикладная – разработка новых методов, технологий…

 

Другой вариант

*описание педагогических явлений,

*их объяснение и, наконец,

*преобразование педагогической действительности.

 

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК.

Общие основы педагогики (предмет, методология педагогического исследования, цель и структура целостного процесса образования);

теория обучения или дидактика (закономерности процесса обучения);

частные дидактики (методики обучения тому или иному предмету);

теория воспитания (закономерности процесса воспитания);

управление образовательными системами (теоретические основы педагогического менеджмента), история педагогики (история образования)

 

ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ.

Возрастная педагогика:

ñ преддошкольная педагогика (до 3-х лет);

ñ дошкольная педагогика,

ñ педагогика школы,

ñ андрогогика - обучение и воспитание взрослых.

 

Специальная педагогика

ñ сурдопедагогика,

ñ тифлопедагогика,

ñ олигофренопедагогика,

ñ логопедия.

 

Другие отрасли:

ñ военная педагогика,

ñ спортивная педагогика,

ñ театральная педагогика,

ñ музейная педагогика,

ñ производственная педагогика,

ñ педагогика исправительно-трудовых учреждений (пенитенциарная педагогика, педагогика перевоспитания правонарушителей).

 

СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.

Связь с философией - философия образования.

С психологией – педагогическая психология.

С социологией - социология образования.

С экономикой - экономика образования.

С культурологией – педагогическая аксиология.

С этикой — нравственное воспитание.

С естественными науками естественнонаучная база педагогики и психологии.

С физиологией - возрастная физиология.

С гигиеной школьная гигиена.

С медициной - коррекционная педагогика.

С этнографией и фольклористикой – народная педагогика.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ.

ОБРАЗОВАНИЕ.

Образование – общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности /ИЗ ПРОЕКТА ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ/

 

Образование – (калька с немецкого слова Bildung; Bild – образ) обретение совершенного образа, Божьего образа. В рус. яз.: Н.И.Новиков, журналист и просветитель, 2 пол. 18 века.

Образование – в современных европейских и североамериканских психолого-педагогических науках – education. Термин, объединяющий понятия «педагогика», «образование», «воспитание». Смысл: самосовершенствование, самодвижение на пути к знанию.

Образование – путь и результат обучения. (советская педагогика середины 20 века).

Современная педагогическая теория рассматривает, по меньшей мере, четыре аспекта содержательной трактовки образования: образование как ценность, как система, как процесс и как результат. (Б.С.Гершунский).

а. Образование как ценность: государственная ценность, общественная ценность, ценность личности.

б. Образование как система: Закон об Образовании»: «Система образования в Российской федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов…; сети реализующих их образовательных учреждений…; органов управления образованием…»

в. Образование как процесс: «Закон РФ об образовании»: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов)». Образование как процесс предполагает качественные изменения, движение от незнания к знанию, от неумения к мастерству, от непросвещенности к культуре.

г. Образование как результат: фиксирует уровень присвоения личностью ценностей, которые реализует процесс образования. «Лестница» образовательных результатов: «Грамотность» - стартовый уровень образования. Грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность. «Компетентность» - способность человека накапливать, интегрировать знания и опыт, переносить и использовать их в различных жизненных ситуациях. «Образованность» - характеризует широкий кругозор личности в различных областях жизни, природы, общества, человека. /Голованова/.

ВОСПИТАНИЕ

Воспитание может трактоваться в нескольких смыслах:

ñ воспитание в широком социальном смыслевоздействие общества на человека в целом; фактически отождествление воспитания с социализацией; (совокупность воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.) Воспитание – это процесс целенаправленной контролируемой социализации (посредством семейного, религиозного, школьного воспитания)...

ñ воспитание в широком педагогическом смыслецеленаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;

ñ воспитание в узком педагогическом смысле — воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений, отношений;

ñ воспитание в еще более узком значениирешение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного качества и т.д.)

 

Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие – развитие их индивидуальности, самореализация личности /Маленкова/.

Воспитаниепроцесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей /Смирнов С.А./.

Воспитание – это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов /Н.И.Болдырев/.

Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем /Л.Н.Толстой/.

Воспитание есть усвоение общезначимого социального опыта /Ю.К.Бабанский/.

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности /Х.Й.Лийметс/.

Воспитаниепроцесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций /пед. словарь 1988г./.

Воспитание – это формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы.

Воспитание во всех проявлениях служит формированию нравственности. Суть воспитания – формирование отношений к окружающему миру (Маленкова).

ОБУЧЕНИЕ – специфический процесс познания, управляемый педагогом. /В.А.Сластенин/.

Обучениецеленаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей /ПРОЕКТ ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ/

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

- особый вид социальной деятельности, целью которой является передача от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта,создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. /Сластенин В.А./

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

- специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с использованием средств воспитания и обучения, направленное на решение развивающих и образовательных задач. /Сластенин/.

Из других наук:

РАЗВИТИЕпроцесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека...

ФОРМИРОВАНИЕ – процесс становления личности человека...

СОЦИАЛИЗАЦИЯусвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

 

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (813)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)