Требования к структуре и содержанию ВКР
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения: Титульный лист (приложение 1); Оглавление (приложение 2); Введение; Главы основной части с обязательными выводами по каждой из них (при необходимости – параграфы внутри глав); Заключение; Список использованной литературы, информационных источников; Приложения (при необходимости). Во введении обосновывается актуальность темы (ее соответствие социальному заказу, степень разработанности в теории и практике, определяются проблема, объект и предмет исследования, цель и задачи ВКР, выдвигается гипотеза, дается обоснование теории, гипотезы, определяются методы (теоретические и эмпирические) исследования, называется база, на основе которой проводилась опытно-экспериментальная работа. Если исследование вносит определенный вклад в развитие педагогической науки, то указывается новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость. Основная часть ВКР,как правило, состоит из двух глав: теоретической и опытно-экспериментальной. Допускается выполнение исследования на теоретическом уровне, без ссылок на эмпирический материал, получаемый обычно в результате наблюдений, опытным или экспериментальным методом. Однако выпускник здесь должен ориентироваться не на примитивную компиляцию источников, а на глубокий, подлинно научный анализ вопросов обучения и воспитания, с использованием общеметодологических, философских идей, с созданием теоретических моделей и схем, что позволяет по-новому, оригинально подойти к предмету исследования и внести какие-либо конструктивные положения в решение поставленных задач. Предпочтительным вариантом ВКР считается такой, где в основной части сочетаются теоретическое рассмотрение вопроса и практика (наблюдения, опыт, эксперимент). В первой главе дается теоретический анализ проблемы. Недопустим простой реферативный обзор в виде пересказа выводов по тому или иному источнику без попытки определить преемственность, взаимосвязь, развитие научных идей. Возможны следующие виды анализа литературы: 1. Реферативный анализ (с элементами сопоставления точек зрения) с целью выявления, какая из них более полно, разносторонне раскрывает явление, интересующее студента; 2. Теоретико-конструирующий анализ, в котором развитие научного знания прослеживается с каких-либо теоретических позиций; 3. Теоретико-методологический анализ, его цель – оценить имеющиеся в науке знания по проблеме с точки зрения полноты реализации в нем определенных методологических идей. Это самый высокий уровень теоретического анализа проблемы. Схема анализа теоретических источников должна строиться в определенной логике: выявление состояния проблемы – определение нерешенных вопросов – методологическая характеристика изучаемого педагогического явления (его структура, функции и пр.). В целом теоретическая глава должна представлять обоснование необходимости опытной или экспериментальной работы. Вторая глава посвящается описанию и анализу разработанной и проверенной опытным и экспериментальным путем системы работы по избранной теме. Материал данной главы может быть представлен в следующей логике: 1) определение исходного состояния изучаемого явления (комплекс достоверных диагностик, системы критериев, признаков, показателей, методик замера); 2) постановка цели опытной или экспериментальной работы; 3) определение ее этапов, т.е. программы действий; 4) описание средств, с помощью которых будут достигнуты цели; 5) описание фрагментов опытной или экспериментальной работы; 6) результаты итоговых «срезов» (комплекс диагностик); 7) анализ данных и формулирование убедительных выводов на его основе. В заключении делаются выводы и обобщение проведенного исследования, кратко формулируются основные практические рекомендации. Перечень литературы оформляется в соответствии с библиографическими требованиями. В приложении приводятся графики, рисунки, эскизы, схемы, различного рода расчеты, варианты работ обследуемых, респондентов, участников ОЭР, анкеты и другие материалы. Объем ВКР зависит от темы и цели педагогического исследования, но не менее 50 страниц машинописного текста. Примерное постраничное распределение: введение – 2-3 страницы; 1 глава – 20 страниц; 2 глава – 20 страниц; заключение – 1-2 страницы. список литературы – не менее 40 источников. Текст работы представляется в виде рукописи в машинописном варианте. К основным характеристикам выпускной квалификационной работы, которые формулируются во введении и являются одной из важнейших частей исследования, относятся: -актуальность; -объект и предмет исследования; -цель; -гипотеза; -задачи исследования; -методологические основы и методы исследования; -научная новизна; -практическая значимость. Содержание введения Введение – наиболее важная часть научно-исследовательской работы, так как оно не только раскрывает дальнейшее содержание работы, но и содержит важные квалификационные характеристики. Текст введения не должен превышать четырех-пяти страниц. Содержание введения должно соответствовать определенному, принятому в науке стандарту и обязательно включать ряд формулировок: -актуальность; -объект и предмет исследования; -цель; -гипотеза; -задачи исследования; -методологические основы и методы исследования; -научная новизна; -практическая значимость; -описание структуры работы. 1. Актуальность. При описании актуальности исследования желательно придерживаться следующей логики: 1) обосновать актуальность направления исследования; 2) определить специфику, показать необходимость исследования темы; 3) охарактеризовать актуальность как для науки, так и для практики; 4) показать задачи, стоящие перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества; 5) сформулировать, что сделано учеными и практиками в разработке темы (в самом общем, конспективном изложении, указывая ФИО ученых и практиков); 6) указать, что осталось нераскрытым, что необходимо решить; 7) сформулировать противоречие, обнаруженное в описании сложившейся ситуации. Противоречие – это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояния.
Обратите внимание: противоположные стороны выявленного вами противоречия относятся либо к практике, либо к теории (только в одном каком-то аспекте). Это могут быть противоречия между научными выводами и практикой, противоречия между потребностями практики и недостаточной теоретической проработкой, противоречия в самой науке и так далее.
8) сформулировать проблему исследования.
Философско-энциклопедический словарь трактует проблему как объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (Философско-энциклопедический словарь). Проблема логически вытекает из противоречия, из которого вычленяется то, что имеет отношение только к науке. Поставить проблему – значит ответить на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса. Например: “Каковы условия, необходимые и достаточные для ...?” Объект исследования – это часть практики, которую вы исследуете, те феномены, явления, факты, предметные области, области социальной практики, внутри которых сосредоточено внимание исследователя. Для того чтобы определить объект исследования, необходимо ответить на вопрос: «Что рассматривается?». В педагогике объектами исследования могут быть: - процессы: педагогический, учебно-воспитательный, процесс управления развитием учебным заведением, процесс социализации детей и подростков, процесс формирования познавательного интереса (например, при обучении физике), процессы развития личности в определенных условиях, процессы становления новых образовательных и воспитательных систем, процессы формирования определенных качеств личности и т.п.; - идеи (например, ведущие идеи развития российского образования второй половины XIX-начала XX вв.); - методы (например, метод ретроспективного анализа в педагогике); - формы, методы и приемы деятельности учащихся (например, самостоятельная работа учащихся в ходе их теоретического и производственного обучения в профессиональном лицее) и др.; - формы, методы и приемы деятельности воспитателей и учителей и др.
Однако в рамках одного исследования рассмотреть объект исследования во всей полноте его аспектов и проявлений невозможно. Необходимо выделить предмет исследования – определенный «угол зрения», аспект рассмотрения объекта, отвечающий на вопрос «Что именно нас интересует в объекте».
Предмет исследования – это часть объекта, та сторона, тот аспект, с которой рассматривается объект, т.е. конкретные особенности, свойства, процессы внутри объекта исследования, которые собственно и изучаются. Грамотно сформулированный предмет исследования чаще всего коррелирует с его темой.
Сущностные характеристики объекта и предмета: - объект и предмет соотносятся как общее и частное; - один и тот же объект может быть предметом разных исследований; - предмет находится в границах объекта исследования; - предмет определяет тему исследования (формулировка предмета близка к теме исследования и может с ней совпадать).
Типичные ошибки в определении объекта и предмета исследования: - «размытость», неопределенность, неоправданное расширение границ объекта; - «соскальзывание» объекта в сферу другой науки; - «сужение» границ объекта исследования; - совпадение объекта и предмета исследования, что часто встречается в студенческих работах – курсовых и дипломных; - «выход» предмета за пределы объекта. Основной ошибкой при определении объекта и предмета исследования является выделение в качестве объекта исследования учащихся или студентов, что неверно и не соответствует определению объекта педагогического исследования. Например, если объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в старшем звене средней школы, то предметом исследования может быть взаимодействие учащихся в малой группе в процессе решения познавательной задачи или дидактические средства, обеспечивающие формирование положительной мотивации достижений у учащихся.
2. Цель исследования – это то, чего вы в самом общем виде хотите достичь в итоге работы над выпускной квалификационной работой. Цель исследования обычно коррелирует с его проблемой. Наиболее употребимы следующие формулировки цели: разработать педагогические (научно-методические, организационно-педагогические и т.д.) основания формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо; выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические (дидактические, методические, организационно-педагогические ...) условия формирования (воспитания, развития)...; обосновать содержание, формы, методы и средства...; разработать методику (методическую систему) формирования чего-либо...; определить и разработать педагогические средства...; разработать теоретическую модель...; педагогически обосновать что-либо... Нежелательно использовать в формулировке цели исследования термины «меры», «пути» (пути совершенствования, обосновать пути эффективности и т.д.), это делает цель расплывчатой, неконкретной. Гипотеза исследования Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, вы строите предположение о том, каким образом вы намерены достичь поставленной цели исследования. Выделяют различные типы научных гипотез. Представим некоторые из них: · научное предположение (теоретически обоснованное предсказание); · эмпирическое предположение (связь между воздействием и результатом, если..., то...); · рабочая гипотеза (первоначальный план, который мы намечаем, чтобы сделать то-то и то-то); · нулевая гипотеза (что-то делаю, но не знаю, что получится) и др.
Гипотезы бывают описательные и объяснительные. В описательной гипотезе связь между причиной и следствием описывается, при этом условия, факторы, диктующие обязательность наступления следствия, не раскрываются. Такая гипотеза не обладает свойством прогностичности. В объяснительной гипотезе раскрываются те условия, факторы, при соблюдении которых следствие наступит обязательно. Такая гипотеза носит прогностический характер. Свойства научной гипотезы: - гипотеза должна соответствовать осмысленным фактам; - гипотеза должна быть эмпирически проверяемой; - гипотеза должна соответствовать существующему достоверному знанию; - гипотеза должна быть принципиально опровергаемой. Проверка гипотезы: - с помощью теоретического обоснования; - на основе передового педагогического опыта; - экспериментально.
Всякая гипотеза нуждается в доказательстве. Приведем примеры удачно выстроенной гипотезы.
Основной ошибкой неудачной формулировки гипотез является их очевидный характер, т.е. авторы работ утверждают, что если хорошо учить и воспитывать, то и результаты будут хорошими.
Эти утверждения носят очевидный характер и не нуждаются в доказательстве, вряд ли против них что-то можно возразить. 4. Сформулированные цель и гипотеза исследования логическиопределяют его задачи. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. Задачи представляют собой подпроблемы общей проблемы исследования и являются частными целями по отношению к общей цели ВКР. Поскольку задача – это диагностично и операционально поставленная цель, то вся последующая логика исследования и его результатов концентрируется вокруг них. Текст во введении примерно таков: Для доказательства данной гипотезы (достижения данной цели) необходимо решить следующие задачи исследования. 1. Формулировка первой задачи. 2. Формулировка второй задачи. 3. Формулировка третьей задачи. Не следует путать задачи и методы исследования. Например, не надо писать задачу «Проанализировать литературу по...». Анализ – это метод для решения какой-то другой задачи, например, «Выявить тенденции развития...».
Методы исследования От правильно выбранных методов исследования зависит результат работы. Ниже приведен перечень методов, наиболее распространенных в педагогических исследованиях. Теоретические: деятельностный, личностный и системный подходы, моделирование, сравнительный и исторический анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, операции с понятиями, конкретизация, аналогия, моделирование. Эти методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных. Эмпирические (служат сбору данных, получению и фиксированию научных фактов): методы педагогических измерений (регистрация, ранжирование, шкалирование, тестирование и др.), наблюдение, изучение продуктов деятельности и документов, опросные методы (анкеты, беседы и интервью, социометрия, метод независимых характеристик), педагогический консилиум. Для получения комплекса результатов служит эксперимент, в котором проверяется гипотеза – обоснованное предположение об эффективности каких-либо нововведений. Методы математической статистики предназначены для установления количественных зависимостей между явлениями или объектами.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2968)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |