Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Требования к структуре и содержанию ВКР



2015-11-10 2968 Обсуждений (0)
Требования к структуре и содержанию ВКР 4.33 из 5.00 3 оценки




Структура выпускной квалификационной работы включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения:

Титульный лист (приложение 1);

Оглавление (приложение 2);

Введение;

Главы основной части с обязательными выводами по каждой из них (при необходимости – параграфы внутри глав);

Заключение;

Список использованной литературы, информационных источников;

Приложения (при необходимости).

Во введении обосновывается актуальность темы (ее соответствие социальному заказу, степень разработанности в теории и практике, определяются проблема, объект и предмет исследования, цель и задачи ВКР, выдвигается гипотеза, дается обоснование теории, гипотезы, определяются методы (теоретические и эмпирические) исследования, называется база, на основе которой проводилась опытно-экспериментальная работа. Если исследование вносит определенный вклад в развитие педагогической науки, то указывается новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость.

Основная часть ВКР,как правило, состоит из двух глав: теоретической и опытно-экспериментальной. Допускается выполнение исследования на теоретическом уровне, без ссылок на эмпирический материал, получаемый обычно в результате наблюдений, опытным или экспериментальным методом. Однако выпускник здесь должен ориентироваться не на примитивную компиляцию источников, а на глубокий, подлинно научный анализ вопросов обучения и воспитания, с использованием общеметодологических, философских идей, с созданием теоретических моделей и схем, что позволяет по-новому, оригинально подойти к предмету исследования и внести какие-либо конструктивные положения в решение поставленных задач.

Предпочтительным вариантом ВКР считается такой, где в основной части сочетаются теоретическое рассмотрение вопроса и практика (наблюдения, опыт, эксперимент). В первой главе дается теоретический анализ проблемы. Недопустим простой реферативный обзор в виде пересказа выводов по тому или иному источнику без попытки определить преемственность, взаимосвязь, развитие научных идей. Возможны следующие виды анализа литературы:

1. Реферативный анализ (с элементами сопоставления точек зрения) с целью выявления, какая из них более полно, разносторонне раскрывает явление, интересующее студента;

2. Теоретико-конструирующий анализ, в котором развитие научного знания прослеживается с каких-либо теоретических позиций;

3. Теоретико-методологический анализ, его цель – оценить имеющиеся в науке знания по проблеме с точки зрения полноты реализации в нем определенных методологических идей. Это самый высокий уровень теоретического анализа проблемы.

Схема анализа теоретических источников должна строиться в определенной логике: выявление состояния проблемы – определение нерешенных вопросов – методологическая характеристика изучаемого педагогического явления (его структура, функции и пр.). В целом теоретическая глава должна представлять обоснование необходимости опытной или экспериментальной работы.

Вторая глава посвящается описанию и анализу разработанной и проверенной опытным и экспериментальным путем системы работы по избранной теме. Материал данной главы может быть представлен в следующей логике:

1) определение исходного состояния изучаемого явления (комплекс достоверных диагностик, системы критериев, признаков, показателей, методик замера);

2) постановка цели опытной или экспериментальной работы;

3) определение ее этапов, т.е. программы действий;

4) описание средств, с помощью которых будут достигнуты цели;

5) описание фрагментов опытной или экспериментальной работы;

6) результаты итоговых «срезов» (комплекс диагностик);

7) анализ данных и формулирование убедительных выводов на его основе.

В заключении делаются выводы и обобщение проведенного исследования, кратко формулируются основные практические рекомендации.

Перечень литературы оформляется в соответствии с библиографическими требованиями.

В приложении приводятся графики, рисунки, эскизы, схемы, различного рода расчеты, варианты работ обследуемых, респондентов, участников ОЭР, анкеты и другие материалы.

Объем ВКР зависит от темы и цели педагогического исследования, но не менее 50 страниц машинописного текста. Примерное постраничное распределение:

введение – 2-3 страницы;

1 глава – 20 страниц;

2 глава – 20 страниц;

заключение – 1-2 страницы.

список литературы – не менее 40 источников.

Текст работы представляется в виде рукописи в машинописном варианте.

К основным характеристикам выпускной квалификационной работы, которые формулируются во введении и являются одной из важнейших частей исследования, относятся:

-актуальность;

-объект и предмет исследования;

-цель;

-гипотеза;

-задачи исследования;

-методологические основы и методы исследования;

-научная новизна;

-практическая значимость.

Содержание введения

Введение – наиболее важная часть научно-исследовательской работы, так как оно не только раскрывает дальнейшее содержание работы, но и содержит важные квалификационные характеристики. Текст введения не должен превышать четырех-пяти страниц.

Содержание введения должно соответствовать определенному, принятому в науке стандарту и обязательно включать ряд формулировок:

-актуальность;

-объект и предмет исследования;

-цель;

-гипотеза;

-задачи исследования;

-методологические основы и методы исследования;

-научная новизна;

-практическая значимость;

-описание структуры работы.

1. Актуальность. При описании актуальности исследования желательно придерживаться следующей логики:

1) обосновать актуальность направления исследования;

2) определить специфику, показать необходимость исследования темы;

3) охарактеризовать актуальность как для науки, так и для практики;

4) показать задачи, стоящие перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества;

5) сформулировать, что сделано учеными и практиками в разработке темы (в самом общем, конспективном изложении, указывая ФИО ученых и практиков);

6) указать, что осталось нераскрытым, что необходимо решить;

7) сформулировать противоречие, обнаруженное в описании сложившейся ситуации.

Противоречие – это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояния.


 

Примеры Правильно: а) противоречие между необходимостью превращения школы в центр образования и культуры на селе и неподготовленностью учительских кадров к работе в сельском социуме в современных условиях; б) противоречие между актуальной для современного образования необходимостью в целенаправленном развитии способностей школьников к осознанному и мотивированному профессиональному самоопределению и недостаточной разработанностью научно обоснованных содержания, форм и методов реализации педагогической поддержки этого процесса. Неправильно в) противоречие между общественной потребностью в осуществлении педагогического влияния на процесс развития творческой личности школьника и ее недостаточной научной разработкой. Здесь одна часть противоречия относится к практике, другая – к теории; г) противоречие между необходимостью становления предпринимательской активности школьников и отсутствием педагогических условий, обеспечивающих этот процесс.

 

Обратите внимание: противоположные стороны выявленного вами противоречия относятся либо к практике, либо к теории (только в одном каком-то аспекте).

Это могут быть противоречия между научными выводами и практикой, противоречия между потребностями практики и недостаточной теоретической проработкой, противоречия в самой науке и так далее.

 

8) сформулировать проблему исследования.

 

Философско-энциклопедический словарь трактует проблему как объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (Философско-энциклопедический словарь). Проблема логически вытекает из противоречия, из которого вычленяется то, что имеет отношение только к науке. Поставить проблему – значит ответить на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса. Например: “Каковы условия, необходимые и достаточные для ...?”

Объект исследования – это часть практики, которую вы исследуете, те феномены, явления, факты, предметные области, области социальной практики, внутри которых сосредоточено внимание исследователя. Для того чтобы определить объект исследования, необходимо ответить на вопрос: «Что рассматривается?».

В педагогике объектами исследования могут быть:

- процессы: педагогический, учебно-воспитательный, процесс управления развитием учебным заведением, процесс социализации детей и подростков, процесс формирования познавательного интереса (например, при обучении физике), процессы развития личности в определенных условиях, процессы становления новых образовательных и воспитательных систем, процессы формирования определенных качеств личности и т.п.;

- идеи (например, ведущие идеи развития российского образования второй половины XIX-начала XX вв.);

- методы (например, метод ретроспективного анализа в педагогике);

- формы, методы и приемы деятельности учащихся (например, самостоятельная работа учащихся в ходе их теоретического и производственного обучения в профессиональном лицее) и др.;

- формы, методы и приемы деятельности воспитателей и учителей и др.

 

Однако в рамках одного исследования рассмотреть объект исследования во всей полноте его аспектов и проявлений невозможно. Необходимо выделить предмет исследования – определенный «угол зрения», аспект рассмотрения объекта, отвечающий на вопрос «Что именно нас интересует в объекте».

 

Предмет исследования – это часть объекта, та сторона, тот аспект, с которой рассматривается объект, т.е. конкретные особенности, свойства, процессы внутри объекта исследования, которые собственно и изучаются. Грамотно сформулированный предмет исследования чаще всего коррелирует с его темой.

 

Сущностные характеристики объекта и предмета:

- объект и предмет соотносятся как общее и частное;

- один и тот же объект может быть предметом разных исследований;

- предмет находится в границах объекта исследования;

- предмет определяет тему исследования (формулировка предмета близка к теме исследования и может с ней совпадать).

 

Типичные ошибки в определении объекта и предмета исследования:

- «размытость», неопределенность, неоправданное расширение границ объекта;

- «соскальзывание» объекта в сферу другой науки;

- «сужение» границ объекта исследования;

- совпадение объекта и предмета исследования, что часто встречается в студенческих работах – курсовых и дипломных;

- «выход» предмета за пределы объекта.

Основной ошибкой при определении объекта и предмета исследования является выделение в качестве объекта исследования учащихся или студентов, что неверно и не соответствует определению объекта педагогического исследования.

Например, если объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в старшем звене средней школы, то предметом исследования может быть взаимодействие учащихся в малой группе в процессе решения познавательной задачи или дидактические средства, обеспечивающие формирование положительной мотивации достижений у учащихся.

 

Пример: Тема ВКР – «Эстетическое воспитание подростков в условиях общеобразовательной школы». Объект исследования: процесс эстетического воспитания подростков. Предмет исследования: методы и приемы эстетического воспитания подростков.

2. Цель исследования – это то, чего вы в самом общем виде хотите достичь в итоге работы над выпускной квалификационной работой. Цель исследования обычно коррелирует с его проблемой.

Наиболее употребимы следующие формулировки цели:

разработать педагогические (научно-методические, организационно-педагогические и т.д.) основания формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;

выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические (дидактические, методические, организационно-педагогические ...) условия формирования (воспитания, развития)...;

обосновать содержание, формы, методы и средства...;

разработать методику (методическую систему) формирования чего-либо...;

определить и разработать педагогические средства...;

разработать теоретическую модель...;

педагогически обосновать что-либо...

Нежелательно использовать в формулировке цели исследования термины «меры», «пути» (пути совершенствования, обосновать пути эффективности и т.д.), это делает цель расплывчатой, неконкретной.

Гипотеза исследования

Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, вы строите предположение о том, каким образом вы намерены достичь поставленной цели исследования. Выделяют различные типы научных гипотез. Представим некоторые из них:

· научное предположение (теоретически обоснованное предсказание);

· эмпирическое предположение (связь между воздействием и результатом, если..., то...);

· рабочая гипотеза (первоначальный план, который мы намечаем, чтобы сделать то-то и то-то);

· нулевая гипотеза (что-то делаю, но не знаю, что получится) и др.

 

Гипотезы бывают описательные и объяснительные.

В описательной гипотезе связь между причиной и следствием описывается, при этом условия, факторы, диктующие обязательность наступления следствия, не раскрываются. Такая гипотеза не обладает свойством прогностичности.

В объяснительной гипотезе раскрываются те условия, факторы, при соблюдении которых следствие наступит обязательно. Такая гипотеза носит прогностический характер.

Свойства научной гипотезы:

- гипотеза должна соответствовать осмысленным фактам;

- гипотеза должна быть эмпирически проверяемой;

- гипотеза должна соответствовать существующему достоверному знанию;

- гипотеза должна быть принципиально опровергаемой.

Проверка гипотезы:

- с помощью теоретического обоснования;

- на основе передового педагогического опыта;

- экспериментально.

 

Всякая гипотеза нуждается в доказательстве.

Приведем примеры удачно выстроенной гипотезы.

Пример удачно сформулированной гипотезы Подготовка школьников к осознанному выбору профессии будет результативной, если: - организовать профессионально-ориентированное консультирование учащихся с использованием методик психологической диагностики; - включать школьников в творческую деятельность по решению реальных социально значимых задач в предпочитаемых ими сферах производства и обслуживания.

Основной ошибкой неудачной формулировки гипотез является их очевидный характер, т.е. авторы работ утверждают, что если хорошо учить и воспитывать, то и результаты будут хорошими.

 

Пример неудачно сформулированной гипотезы социализация подростков будет более эффективна, если: организовано взаимодействие школы со спортивным клубом и структурными подразделениями учреждений дополнительного образования детей (театральная студия, поэтическая студия, изо-студия, хореографический кружок и пр.).

Эти утверждения носят очевидный характер и не нуждаются в доказательстве, вряд ли против них что-то можно возразить.

4. Сформулированные цель и гипотеза исследования логическиопределяют его задачи.

Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.

Задачи представляют собой подпроблемы общей проблемы исследования и являются частными целями по отношению к общей цели ВКР.

Поскольку задача – это диагностично и операционально поставленная цель, то вся последующая логика исследования и его результатов концентрируется вокруг них. Текст во введении примерно таков:

Для доказательства данной гипотезы (достижения данной цели) необходимо решить следующие задачи исследования.

1. Формулировка первой задачи.

2. Формулировка второй задачи.

3. Формулировка третьей задачи.

Не следует путать задачи и методы исследования. Например, не надо писать задачу «Проанализировать литературу по...». Анализ – это метод для решения какой-то другой задачи, например, «Выявить тенденции развития...».

 

Пример тема “Формирование готовности школьников к выбору профессии”. Задачи: 1) охарактеризовать сущность понятия готовности к выбору профессии, выявить ее критерии и уровни сформированности у учащихся 8-9 классов; 2) определить и экспериментально проверить возможности элективного курса “Я выбираю” в формировании у школьников готовности к выбору профессии; 3) обосновать содержание профориентационной работы.

Методы исследования

От правильно выбранных методов исследования зависит результат работы.

Ниже приведен перечень методов, наиболее распространенных в педагогических исследованиях.

Теоретические: деятельностный, личностный и системный подходы, моделирование, сравнительный и исторический анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, операции с понятиями, конкретизация, аналогия, моделирование. Эти методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных.

Эмпирические (служат сбору данных, получению и фиксированию научных фактов): методы педагогических измерений (регистрация, ранжирование, шкалирование, тестирование и др.), наблюдение, изучение продуктов деятельности и документов, опросные методы (анкеты, беседы и интервью, социометрия, метод независимых характеристик), педагогический консилиум.

Для получения комплекса результатов служит эксперимент, в котором проверяется гипотеза – обоснованное предположение об эффективности каких-либо нововведений.

Методы математической статистики предназначены для установления количественных зависимостей между явлениями или объектами.



2015-11-10 2968 Обсуждений (0)
Требования к структуре и содержанию ВКР 4.33 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Требования к структуре и содержанию ВКР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2968)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)