Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Черты эмоциональной устойчивости



2015-11-10 778 Обсуждений (0)
Черты эмоциональной устойчивости 0.00 из 5.00 0 оценок




Черты эмоциональной устойчивости характеризуют то, насколько сильное эмоциональное напряжение испытывает человек или насколько он склонен совершать неприемлемые поступки. В таком состоянии нередко страдает здоровье человека. Хотя упоминания об этих чертах содержатся во многих литературных источниках, наиболее подробно рассматривается один из них, имеющих особую важность в ОП – ориентация на тип А или Б (см. Приложение № 3 Тест «Ориентация по типу А и Б»).

Индивиды, обладающие ориентацией по типу А, отличаются нетерпеливостью, желанием добиться успеха и перфекционизмом. Напротив, индивиды, ориентированные по типу Б, обладают более легким характером и склонны меньше конкурировать в повседневной жизни.

Люди типа А стремятся выполнять свою работу быстро и при этом могут быть резкими, неуживчивыми, раздражительными и агрессивными. Эти тенденции указывают на «одержимое» поведение, широко распространенные среди менеджеров, хотя далеко не всегда им полезное. Многие менеджеры обладают устойчивыми внутренними побуждениями, ориентированы на детали, обладают высокими стандартами качества исполнения и преуспевают в рутинной деятельностью. Но если эта одержимость работой принимает крайние формы, то внимание к деталям может возобладать над озабоченностью результатом работы, возникают сопротивление любым изменениям, чрезмерный контроль над действиями подчиненных и разного рода межличностные проблемы, которые могут вылиться и в угрозы, а иногда и физическое насилие. Напротив, менеджеры типа Б склонны быть более расслабленными и терпеливыми в отношениях с коллегами и подчиненными.

 

Ценности и установки

 

Ценности– составляющие социальной системы.Они регулируют общественное поведение.

Ценность – значимость, важность чего-либо. Это субъективное восприятие предмета/явления.

Ценности проявляются в нормах, которыми руководствуется человек в своем поведении, и в продуктах деятельности человека (предметах материального мира).

Норма – узаконенный порядок; границы, в которых вещи, явления, деятельность
сохраняют свои качества, функции, формы воспроизводства.

Все многообразие предметов и явлений действительности может выступать в качестве объектов ценностного отношения, т.е. оцениваться как «правильное» или «неправильное», «доброе» или «злое», «справедливое» или «несправедливое».

Человек живёт в мире больших возможностей, в котором всегда приходится делать выбор из множества альтернативных вариантов. Критерием выбора выступает ценность.

Существует иерархия системы ценностей.

- система ценностей личности;

- система ценностей организации;

- система национальной культуры.

 

Табл. 2.5.1.

Ценности и альтернативные варианты, с которыми приходиться сталкиваться сотрудникам компании

Власть Необходимо ли выполнять любой приказ/указание, полученное руководством? Могу ли я испытывать сомнения по поводу власти? Нужно ли подчиняться только при условии возможного наказания?
Закон Следует ли всегда соблюдать закон?  
Работа Занимает ли работа первое место в жизни человека? Возможно ли быть хорошим сотрудником на «нелюбимой работе»? Стоит ли жертвовать здоровьем, личной жизнью ради работы?
Результат Существует ли цель, ради достижения которой можно использовать любые средства? Каким образом определяется удовлетворительный/достойный результат?
Возраст Можно ли считать возраст человека основанием для того, что его уважали в коллективе?
Образование Можно ли доверять мнению экспертов? Что является наиболее важным: полученное образование, накопленный опыт или природные данные? Следует ли складывать мнение о человеке, исходя из его образовательного уровня?
Равенство людей Влияет ли национальность на отношения между людьми? Стоит ли одинаково относиться как к мужчинам, так и к женщинам? Имеет ли женщина какие-либо привилегии?
Отношению к риску Исключает ли жизнь человека риск? Стоит ли рисковать, если неудача окажет влияние на других людей?
Помощь другим Необходимо ли помогать бездомным, безработным, малоимущим, старикам? Нужно ли помогать людям безвозмездно? Стоит ли осуществлять свою работу с чувствами и эмоциями, или следует быть рациональным?
Поощрение или наказание Что оказывает влияние на поведение людей: поощрение или наказание? Каким образом можно заинтересовать людей? Будут ли сотрудники качественно выполнять свою работу, если над ними будет угроза наказания?
Удовольствие Может ли работа быть в радость, а не в тягость? Способна ли она приносить удовольствие?

 

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации Милтона Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.

М. Рокич различает два класса ценностей:

· терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

· инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства (см. Приложение № 4 Тест Рокича «Ценностные ориентации»).

Часто система ценностей проявляется через установки.

Установка — неосознанное психологическое состояние индивида, которое основано на его опыте. Установки могут быть разделены на три основных компонента:

1. Эмоциональный компонент (чувства, эмоции людей относительно объекта)

2. Информационный компонент (знания, информация, которыми обладает человек относительно объекта)

3. Поведенческий компонент (склонность индивида вести себя соответствующим образом по отношению к объекту)

При изучении организационного поведения необходимо понимать функции установок.

Функция приспособления. Установки зачастую оказывают помощь человеку приспосабливаться к работе, коллективу, обстановке. Они позволяют экономить их нервную систему.

Функция защиты собственного «Я». Установки помогают в защите собственного образа индивида.

Функция выражения ценностных ориентаций. Установки являются той основной, которая помогает людям выражать свои ценностные ориентации.

Познавательная функция. Установки помогают людям обрести те нормы и точки отсчета, в соответствии с которыми они организуют и объясняют окружающий их мир. Установки в отношении людей, событий и предметов помогают ему осмысливать то, что происходит вокруг.

Формирование установок происходит под воздействием 4 факторов:

- поведенческие интенции - намерения относительно человека или объекта;

- поведение (опыт, который формирует установки);

- когниции (информация о человеке или объекте);

- эмоциональная оценка события или явления (аффективная реакция) (рис 2.5.1).

Чтобы изменить поведение человека необходимо:

1) понять какие элементы создают установочную систему, которая определяет поведение человека;

2) определить, как структурирована установочная система для воздействия на один или несколько элементов.

 

 

Рис. 2.5.1 Установочная система

 

Среди методов изменения установок необходимо выделить следующие:

· устранение несоответствий – эффект когнитивного диссонанса;

· социальное обучение – система поощрений и наказаний;

· воздействие страхом;

· влияние друзей или коллег;

· привлечение людей, которым что-либо не нравится, к работе с целью изменения сложившейся ситуации

 

 



2015-11-10 778 Обсуждений (0)
Черты эмоциональной устойчивости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Черты эмоциональной устойчивости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (778)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)