Черты эмоциональной устойчивости
Черты эмоциональной устойчивости характеризуют то, насколько сильное эмоциональное напряжение испытывает человек или насколько он склонен совершать неприемлемые поступки. В таком состоянии нередко страдает здоровье человека. Хотя упоминания об этих чертах содержатся во многих литературных источниках, наиболее подробно рассматривается один из них, имеющих особую важность в ОП – ориентация на тип А или Б (см. Приложение № 3 Тест «Ориентация по типу А и Б»). Индивиды, обладающие ориентацией по типу А, отличаются нетерпеливостью, желанием добиться успеха и перфекционизмом. Напротив, индивиды, ориентированные по типу Б, обладают более легким характером и склонны меньше конкурировать в повседневной жизни. Люди типа А стремятся выполнять свою работу быстро и при этом могут быть резкими, неуживчивыми, раздражительными и агрессивными. Эти тенденции указывают на «одержимое» поведение, широко распространенные среди менеджеров, хотя далеко не всегда им полезное. Многие менеджеры обладают устойчивыми внутренними побуждениями, ориентированы на детали, обладают высокими стандартами качества исполнения и преуспевают в рутинной деятельностью. Но если эта одержимость работой принимает крайние формы, то внимание к деталям может возобладать над озабоченностью результатом работы, возникают сопротивление любым изменениям, чрезмерный контроль над действиями подчиненных и разного рода межличностные проблемы, которые могут вылиться и в угрозы, а иногда и физическое насилие. Напротив, менеджеры типа Б склонны быть более расслабленными и терпеливыми в отношениях с коллегами и подчиненными.
Ценности и установки
Ценности– составляющие социальной системы.Они регулируют общественное поведение. Ценность – значимость, важность чего-либо. Это субъективное восприятие предмета/явления. Ценности проявляются в нормах, которыми руководствуется человек в своем поведении, и в продуктах деятельности человека (предметах материального мира). Норма – узаконенный порядок; границы, в которых вещи, явления, деятельность Все многообразие предметов и явлений действительности может выступать в качестве объектов ценностного отношения, т.е. оцениваться как «правильное» или «неправильное», «доброе» или «злое», «справедливое» или «несправедливое». Человек живёт в мире больших возможностей, в котором всегда приходится делать выбор из множества альтернативных вариантов. Критерием выбора выступает ценность. Существует иерархия системы ценностей. - система ценностей личности; - система ценностей организации; - система национальной культуры.
Табл. 2.5.1. Ценности и альтернативные варианты, с которыми приходиться сталкиваться сотрудникам компании
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации Милтона Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик. М. Рокич различает два класса ценностей: · терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; · инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства (см. Приложение № 4 Тест Рокича «Ценностные ориентации»). Часто система ценностей проявляется через установки. Установка — неосознанное психологическое состояние индивида, которое основано на его опыте. Установки могут быть разделены на три основных компонента: 1. Эмоциональный компонент (чувства, эмоции людей относительно объекта) 2. Информационный компонент (знания, информация, которыми обладает человек относительно объекта) 3. Поведенческий компонент (склонность индивида вести себя соответствующим образом по отношению к объекту) При изучении организационного поведения необходимо понимать функции установок. Функция приспособления. Установки зачастую оказывают помощь человеку приспосабливаться к работе, коллективу, обстановке. Они позволяют экономить их нервную систему. Функция защиты собственного «Я». Установки помогают в защите собственного образа индивида. Функция выражения ценностных ориентаций. Установки являются той основной, которая помогает людям выражать свои ценностные ориентации. Познавательная функция. Установки помогают людям обрести те нормы и точки отсчета, в соответствии с которыми они организуют и объясняют окружающий их мир. Установки в отношении людей, событий и предметов помогают ему осмысливать то, что происходит вокруг. Формирование установок происходит под воздействием 4 факторов: - поведенческие интенции - намерения относительно человека или объекта; - поведение (опыт, который формирует установки); - когниции (информация о человеке или объекте); - эмоциональная оценка события или явления (аффективная реакция) (рис 2.5.1). Чтобы изменить поведение человека необходимо: 1) понять какие элементы создают установочную систему, которая определяет поведение человека; 2) определить, как структурирована установочная система для воздействия на один или несколько элементов.
Рис. 2.5.1 Установочная система
Среди методов изменения установок необходимо выделить следующие: · устранение несоответствий – эффект когнитивного диссонанса; · социальное обучение – система поощрений и наказаний; · воздействие страхом; · влияние друзей или коллег; · привлечение людей, которым что-либо не нравится, к работе с целью изменения сложившейся ситуации
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (778)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |