Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Альтернативная стоимость или издержки




Упущенных возможностей

 

С помощью кривой производственных возможностей можно показать, от какого количества блага А надо отказаться, чтобы произвести еще одну единицу блага В. Получается, что цена блага В выражается в единицах блага А, а не в денежных единицах, и выступает в качестве альтернативной стоимости. Обыденные представления сводят цену к определенной сумме денег, которую нужно заплатить за приобретение товара. Однако цена блага не обязательно выражается в деньгах. Экономическое понимание категории цены связано с понятием альтернативной стоимости или издержек упущенных возможностей. Издержки упущенных возможностей какого-либо блага – это количество других благ, от производства которых нужно отказаться.

Таким образом, ценаможет выражаться как в благах, от производства или потребления которых необходимо отказаться, так и в деньгах. И не только в них. Цену можно выразить и в часах рабочего времени (очереди, например). Человек всегда должен выбирать между различными вариантами использования суточного запаса часов.

В табл. 3.1 показано, что цена есть не что иное, как издержки упущенных возможностей.



Чтобы произвести благо В в количестве 1 единицы, надо отказаться от производства1единицы блага А и т.д. Наконец, последнее приращение в производствеблагаВс4до 5единицпотребуетотказаот5 единиц блага А (5 – 0). Налицо возрастающие издержки упущенных возможностей. Это можно объяснить следующим образом.

Таблица 3.1

Альтернативные возможности производства

блага А и блага В

 

Возможности Благо А Благо В Цена альтернативной стоимости
C
D
E
F
G
H

 

Переходя от производства одного блага к производству другого, перебрасываются имеющиеся ограниченные ресурсы из одной отрасли в другую. Такое переключение ресурсов по мере наращивания производства блага В будет обходиться обществу все дороже. Дело в том, что ресурсы не обладают свойством полной взаимозаменяемости (например, труд специалиста). Следовательно, переход от производства одного блага к производству другого будет обходиться обществу все дороже и дороже.

При полной взаимозаменяемости ресурсов издержки упущенных возможностей будут постоянными.

Таким образом, каким бы видом деятельности ни занимался экономический субъект, он всегда несет издержки упущенных возможностей. Поэтому необходимо уметь оперировать понятием альтернативной стоимости.

 

Экономический выбор

 

Недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того объема благ, который люди хотели бы получить, называется ограниченностью. Ограниченность, свойственная всем разновидностям ресурсов, вынуждает людей делать экономический выбор: что, как и для кого производить, в каких количествах и в какие периоды времени. В рыночных условиях каждый производитель обособленно решает эти вопросы. Ограниченность ресурсовне позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди.

Ограниченность свойственна ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Так, ограниченность ресурса труда проявляется в том, что человек как работник способен производить только какой-либо один вид продукта, работать только в одной отрасли. Однако его потребности не могут быть удовлетворены одной разновидностью продукта, который он производит. Его потребности, как и потребности всех людей, исчисляются множеством потребительских благ. Но занятость каждого человека в одной отрасли исключает возможность его одновременной занятости во всех остальных отраслях.

В каждый данный момент времени количество любых ресурсов представляет собой величину фиксированную. Применение всех ресурсов в какой-либо одной отрасли исключает возможность их применения в какой-либо другой.

Из одного и того же ограниченного сырьевого ресурса также может быть произведена только какая-то одна разновидность экономического блага, но не две и не три, хотя потребность в этом существует. Следовательно, решение вопроса о том, что, как и для кого производить, связано с альтернативой, т.е. с выбором в пользу выпуска одних благ и отказа от выпуска других, не менее необходимых людям благ. Издержки такого выбора называют альтернативными издержками. Из-за ограниченности ресурсов отвергнутые варианты решения просто невозможно воплотить: необходимые для этого ресурсы уже потрачены на реализацию выбранного варианта.

Помимо указания на проблемы редкости и выбора важно еще раз напомнить о рациональном поведении человека в процессе хозяйственной деятельности. Минимизация затрат и максимизация выгоды – вот суть рационального экономического поведения. Отношение выгод к затратам есть не что иное, как показатель эффективности. Поэтому в центр исследования хозяйственной деятельности становится проблема эффективности.

Основные экономические проблемы, стоящие

Перед обществом

 

Общество не может получить все необходимые блага в требуемых объемах и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться. Поэтому главной экономической задачей общества является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью его ресурсов. Располагая информацией о своих производственных возможностях, любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса:

1. Что из благ должно быть произведено и в каком количестве?

2. Как эти блага надо производить?

3. Кто купит и сможет потребить (использовать) эти блага?

Иногда выбор может быть очень трудным. Например, ориентация общества на экономический рост неизбежно приведет к временному снижению жизненного уровня, потому что основная часть ресурсов будет направлена не на потребление, а на наращивание производства. Для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами общество вынуждено эффективно развивать производство ограниченного круга благ, а потому значительная часть ресурсов будет переключена с производства одних благ на производство других.

Существуют также и различные варианты производства как всего набора благ, так и каждого блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии производства, посредством какой организации производства они должны быть произведены.

Поскольку количество созданных благ ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими благами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю или должны быть бедные и богатые? Какова должна быть доля тех и других? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Что такое блага и как они классифицируются?

2. Предпочтительнее развивать более ускоренными темпами материальное производство или сферу услуг?

3. Как Вы понимаете термины «взаимозаменяемость» и «взаимодополняемость» благ?

4. Какова конечная цель функционирования экономики?

5. Раскройте сущность следующих видов потребностей: первичные и вторичные, материальные и нематериальные, производственные и личные?

6. Какие элементы производства относят к экономическим ресурсам?

7. Что подразумевается под предельной нормой технологического замещения?

8. Почему знания и информацию относят к экономическим ресурсам?

9. Дайте характеристику категории «производство».

10. Какова основная цель производителя в системе рыночного хозяйства?

11. Дайте экономическую интерпретацию кривой производственных возможностей.

12. Охарактеризуйте альтернативную стоимость или издержки упущенных возможностей.

13. В чем выражается цена блага?

14. Почему перед людьми так остро стоит проблема экономического выбора?

15. Сформулируйте экономические проблемы, стоящие перед обществом.

 

Т Е С Т Ы

1. Частные блага отличаются от общественных тем, что они:

1) делимы;

2) потребляются совместно;

3) могут быть предоставлены даже тем, кто неплатёжеспособен;

4) ограничены.

 

2. Какие из перечисленных благ являются экономическими:

1) алмазы, используемыe в производстве ювелирных украшений;

2) родниковая вода;

3) воздух, которым Вы дышите;

4) все ответы верны.

 

3. Какое из перечисленных благ является неэкономическим:

1) освещение в развлекательных центрах;

2) солнечный свет;

3) транспортные перевозки;

4) пищевой лёд.

 

4. Блага могут подразделяться на:

1) материальные, нематериальные;

2) экономические, неэкономические;

3) частные, общественные;

4) все ответы верны.

 

5. Общественное благо – это категория, которая:

1) позволяет обеспечить стабильность общества, создать равновесие в реализации интересов различных уровней и различных социальных групп;

2) позволяет выразить государственные интересы;

3) определяет физиологические потребности человека;

4) выражает интересы преимущественно сотрудников государственной службы.

 

 

6. Нормальные блага – это:

1) блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния потребителей;

2) блага, потребление которых уменьшается с ростом доходов потребителей;

 

3) блага, потребление которых увеличивается при уменьшении дохода;

4) верны ответы 2) и 3).

 

7. Потребность – это:

1) объективная, осознанная, требующая удовлетворения нужда;

2) предмет потребления;

3) благо, предоставляемое природой;

4) всё то, чем располагает общество.

 

8. Пирамида потребностей была представлена:

1) А. Смитом;

2) Ф. Кенэ;

3) А. Маршаллом;

4) А. Маслоу.

 

9. Первичные потребности – это:

1) потребности, удовлетворяющие жизненно-важные потребности человека;

2) потребности в реализации способностей;

3) потребности в достижении целей;

4) потребности в социальных связях.

 

10. Закон возвышения потребностей означает:

1) увеличение человеком объёма потребляемых благ;

2) необходимость зарабатывать людьми всё больше и больше;

3) количественные и качественные изменения потребностей;

4) качественные изменения потребностей.

 

11. Экономические ресурсы – это:

1) финансовые ресурсы;

2) естественные (природно-климатические) ресурсы;

3) всё, что используется или может быть использовано для процесса производства;

4) все позиции неверны.

 

12. Естественные ресурсы – это:

1) сырьё, материалы, оборудование;

2) рабочая сила, средства производства;

3) здания, сооружения, газ;

4) природные ископаемые, лесные массивы, вода.

 

13. Какие из перечисленных факторов производства можно отнести к факторам производства:

1) естественные ресурсы;

2) способы производства товаров и услуг (технология);

3) информационный фактор;

4) все варианты верны.

 

14. В экономической науке факторов производства выделяют:

1) три;

2) четыре;

3) пять;

4) множество.

 

15. Максимальное использование факторов производства в обществе приводит к:

1) изменению демографической ситуации в стране;

2) повышению занятости населения;

3) увеличению производства благ;

4) технологическому «прорыву».

16. Капитал как фактор производства есть:

1) денежные сбережения юридических и физических лиц;

2) акции и другие ценные бумаги;

3) полезные ископаемые;

4) машины, оборудование, материалы и другие средства производства.

 

17. Земля, труд, капитал – базовая классификация факторов производства. Можно ли отнести к капиталу:

1) деньги, акции, облигации;

2) только облигации;

3) деньги и акции, но не облигации;

4) ни деньги, ни акции, ни облигации.

 

18. Предельная норма технологического замещения капитала трудом – это:

1) количество капитала, которое может заменить дополнительная единица труда без изменения выпуска продукции;

2) количество капитала, на которое должен быть увеличен трудовой ресурс;

3) количество капитала, на которое должен быть уменьшен трудовой ресурс;

4) норма процента, которая уравнивает издержки, связанные с инвестициями в оборудование, и ожидаемую на них выручку.

 

19. Фермеру нужно увеличить производство зерна. Отметить факторы, за счёт которых он может повысить своё производство:

1) расширение посевных площадей;

2) увеличение использования труда;

3) улучшение организации труда на ферме;

4) всё перечисленное верно.

 

20. Отметить взаимозаменяемые ресурсы:

1) автомобиль, водитель;

2) нефть, газ;

3) гидро-, тепловые электростанции;

4) верно 2) и 3).

 

21. Отметить, какие блага не являются комплементарными:

1) автомобиль, бензин:

2) лыжи, лыжные крепления;

3) капитал, труд;

4) услуги авиационного, железнодорожного транспорта.

 

22. Взаимозаменяемость факторов производства обусловлена:

1) взаимозаменяемостью потребностей;

2) конструктивными особенностями производимого продукта;

3) необходимостью повышения эффективности использования ресурсов;

4) ограниченностью ресурсов.

 

23. Производство – это:

1) регулируемый людьми процесс создания видов экономического продукта;

2) регулируемый людьми процесс создания преимущественно материальных благ;

3) производственное предприятие;

4) процесс использования благ в процессе удовлетворения потребностей.

 

24. Производство эффективно, если:

1) в нём обеспечено полное использование трудовых ресурсов;

2) полное использование всех имеющихся ресурсов;

3) полное использование производственных ресурсов;

4) в нём не действует закон убывающей производительности факторов производства.

 

25. Под полным объёмом производства понимают:

1) весь объём имеющихся в экономической системе ресурсов;

2) наиболее эффективное использование ресурсов;

3) применение наилучших из имеющихся технологий;

4) максимальное использование имеющихся ресурсов.

 

26. Отметить стадии развития производства:

1) доиндустриальная;

2) индустриальная;

3) постиндустриальная;

4) все ответы верны.

 

27. Отметить особенности, не характерные для постиндустриальной стадии:

1) основной формой организации труда является натуральное хозяйство;

2) преобладающую роль в экономике занимает сфера услуг, в которой занята большая часть населения;

3) на базе высоких технологий осваивается производство благ, ранее не существовавших в природе;

4) массовая информация и автоматизация всех отраслей народного хозяйства.

 

28. Индустриальная стадия производства имеет следующие черты:

1) преобладающую роль в экономике играет промышленное производство с массовым использованием машин и оборудования;

2) основная часть трудоспособного населения занята в индустриальных отраслях производства;

3) активизация процесса общественного разделения труда;

4) все варианты верны,

 

29. Доиндустриальная стадия производства имеет следующие черты:

1) основная роль в экономике принадлежит сельскому хозяйству;

2) во всех сферах деятельности преобладает ручной труд;

3) основная форма организации труда – натуральное хозяйство;

4) все варианты верны.

 

30. К альтернативной стоимости путешествия за границу нельзя отнести:

1) коттедж, строительство которого пришлось отложить;

2) оплата курсов по подготовке менеджеров, от посещения которых пришлось отказаться;

3) стоимость путёвки;

4) деньги, которые получает Ваша помощница по хозяйству.

 

31. Альтернативные издержки – это:

1) дополнительные издержки;

2) издержки, обозначающие упущенную выгоду в результате выбора одного из вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей;

 

3) экономия на издержках производства;

4) синонимичны бухгалтерским расходам.

 

32. Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух благ при:

1) полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной технологии;

2) изменении качества применяемых ресурсов;

3) неполном использовании капитальных ресурсов;

4) изменении количества применяемых ресурсов.

 

33. Состояние современной экономики России можно изобразить точкой, находящейся:

1) ниже кривой производственных возможностей;

2) на кривой производственных возможностей;

3) выше кривой производственных возможностей;

4) верны ответы 1) и 2).

 

34. Экономическая модель – это:

1) мысленное или условное изображение экономических объектов, процессов, явлений;

2) графическое отображение спроса и предложения на рынке;

3) кривая производственных возможностей;

4) все ответы верны.

 

35. Если в модели производственных возможностей экономика находится за границей производственных возможностей то, она показывает, что:

1) в экономике достигнут уровень полной занятости;

2) в экономике достигнут уровень полного объёма производства;

3) недостаточно эффективно использует свои ресурсы;

4) нет верного варианта.

 

36. Отметить характеристики кривой производственных возможностей:

1) ресурсы, используемые в производстве – ограничены;

2) увеличение выпуска одного блага невозможно без уменьшения выпуска другого блага;

3) имеет отрицательный наклон;

4) все ответы верны.

 

37. Если экономика движется по выпуклой кривой производственных возможностей вправо и вниз, это означает, что:

1) альтернативные издержки увеличиваются;

2) альтернативные издержки снижаются;

3) альтернативные издержки постоянны;

4) нет правильного варианта.

 

38. Основная проблема, решаемая экономической системой:

1) проблема ограниченности;

2) проблема выбора;

3) проблема перераспределения собственности;

4) что, как и для кого производить.

 

39. Ограниченность – это:

1) характеристика только индустриальных систем;

2) концепция, отражающая невозможность полного удовлетворения человеческих потребностей;

3) характеристика только доиндустриальных систем;

4) характеристика постиндустриальных систем.

 

40. Проблема ограниченности ресурсов может быть решена, если:

1) общество откажется от конкуренции в пользу сотрудничества и партнёрства;

2) будут открыты практически неисчерпаемые источники природных ископаемых;

3) страны мира станут постиндустриальными системами;

4) все ответы неверны.

 

41. Проблема ограниченности ресурсов возникает потому, что:

1) для удовлетворения неограниченных потребностей ресурсов всегда не хватает;

2) продавцы удерживают товары, чтобы вызвать повышение цен;

3) прибыль недостаточно высока, чтобы заинтересовать производителей расширять производство;

4) при торговле стран друг с другом устанавливают таможенные барьеры, чтобы не допустить ввоза дешёвых товаров.

 

42. Проблема того, «что, как и для кого производить» может иметь отношение:

1) только к обществам, где господствует централизованное планирование;

2) только к рыночной экономике;

3) только к переходной экономике;

4) к любой системе безотносительно её социально-экономической и политической организации.

 

43. Отметить основные экономические задачи, стоящие перед обществом:

1) обеспечение достаточного экономического роста;

2) определение распределения собственности на ресурсы;

3) рост численности населения с доходами выше прожиточного минимума;

4) все варианты верны.

 

44. Всякая функция полезности представляет собой:

1) связь между составом набора благ и расходами на его приобретение;

2) совокупность всех наборов благ, которые в состоянии приобрести данные потребители в рамках своего бюджета;

3) связь между количеством потребляемых благ и величиной влияния каждого последующего блага на полезность, которую они приносят потребителю;

4) связь между количеством потребляемого блага и величиной полезности, позволяющая определить, насколько один набор благ лучше другого.

 

45. Самый дефицитный ресурс современной российской экономики - это:

1) труд;

2) земля;

3) капитал;

4) предпринимательские способности.

 

46. Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно только сокращая производство другого. Экономист назовёт такую ситуацию:

1) эффективной;

2) неэффективной;

3) административно-командной системой;

4) экономическим кризисом.

 

 

З А Д А Ч И

 

Задача 1.

Фермер на своём поле может выращивать картофель и пшеницу. Если он засеет всё поле картофелем, то соберёт 400 тонн, А если пшеницей - 100 тонн. Какова альтернативная стоимость одной тонны пшеницы?

1) 4 тонны картофеля;

2) альтернативную стоимость точно установить нельзя, поскольку неизвестно, сколько посеяно пшеницы, а сколько картофеля;

3) 400 тонн картофеля

4) 100 тонн картофеля.

 

Задача 2.

Перед Вамистоит выбор: пойти работатьсекретарём иполучать 20 тысяч рублей вгод или поступитьна платный юридическийфакультет университета, заплатив заэто 12 тысяч рублей в год, За год вы можетепотратить - 9 тысяч рублей наодежду, 14 тысяч рублей на питание, 3 тысячи рублей на проезд в транспорте,8 тысяч рублей на учебники. Подсчитайте альтернативную стоимость вашего решения учиться на юридическом факультете университета:

1)12 тысяч рублей;

2) 32 тысячи рублей;

3) 20 тысяч рублей;

4) 40 тысяч рублей.

 

Задача 3.

Перед Вами стоит выбор: пойти работать юристом и получать 5 тысяч рублей в месяц или пройти стажировку за границей заплатив за это 10 тысяч рублей в месяц. За месяц Вы тратите 3 тысячи на одежду и 4 тысяч на питание. Альтернативная стоимость Вашего решения учиться за границей:

1)5 тысяч рублей;

2) 15 тысяч рублей;

3) 17 тысяч рублей;

4) нет верного ответа.

 

Задача 4.

Альтернативные издержки платной стажировки за границей не включают в себя:

1) плату за обучение;

2) расходы на учебные пособия;

3) расходы на жильё;

4) зарплату, которую можно было бы получить, работая вместо того, чтобы стажироваться.

 

 

Задача 5.

Учеловека, который имеет возможность получить работу с оплатой от 40 до 60 рублей в час, альтернативные издержки одного часа досуга равны, руб./час:

1) 0,6;

2) 40;

3) 60;

4) 50.

 

Задача 6.

Для студентов альтернативную стоимость обучения в университете отражает:

1) размер стипендии;

2) максимальный заработок, который можно получать, бросив учёбу;

3) затраты государства на образование специалиста;

4) верны ответы 1) и 2).

 

Тема 4

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2121)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.087 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7