Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Меры административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела



2015-11-10 1499 Обсуждений (0)
Меры административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Понятие, содержание и виды административных наказаний. Административные наказания являются установленной государством мерой ответственности за совершение административных правонарушений и применяются в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ). Административные наказания являются одной из разновидностей государственного административного принуждения, карательной санкцией за совершенное противоправное деяние. От иных мер административного принуждения их отличает то, что они преследуют специфические цели и применяются в процессуальном порядке, строго регламентированном административным законодательством. В то же время административное наказание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства делинквента или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Наказание, кара не является самоцелью. Главная задача — воспитать лицо, к которому оно применено, в духе уважения к закону и правопорядку, предупредить совершение новых деликтов и более тяжких правонарушений — преступлений. Конечной целью применения наказаний судами и органами исполнительной власти является общая и частная профилактика административных и иных правонарушений. Административными наказаниями признаются только те их виды, которые установлены законодательством Российской Федерации. Перечень видов административных наказаний и порядок их применения установлен в главах 3 и 4 КоАП РФ. За совершение административных правонарушений установлены и могут применяться наказания в виде:

— предупреждения;

— административного штрафа;

— конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— лишения специального права, предоставленного физическому лицу;

— дисквалификации;

— административного ареста;

— административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

— административного приостановления деятельности;

— обязательных работ (ст. 3.2 КоАП РФ);

— административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (ст. 3.2 КоАП РФ, вступила в силу с 20.01.2014).

Все перечисленные виды наказаний, кроме административного приостановления деятельности, могут применяться к физическим лицам, но и для этих случаев выделены специальные субъекты ответственности. Административное выдворение за пределы Российской Федерации может применяться только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Дисквалификация применяется к лицам, занимающим руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входящим в совет директоров или осуществляющим деятельность по управлению юридическим лицом.

К юридическим лицам могут быть применены наказания в виде предупреждения, штрафа, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное приостановление деятельности.

Все перечисленные виды наказаний установлены и могут применяться в качестве основных административных наказаний соответственно к физическим и юридическим лицам. Конфискация орудия совершения и предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства могут применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (ст. 3.3 КоАП РФ). Таким образом, за одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание, если эта возможность предусмотрена в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ. Например, в санкциях ст. 16.1, 16.2, 16.3 КоАП РФ за совершение правонарушений в области таможенного дела предусмотрено применение административного штрафа (в качестве основного наказания) с конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения (в качестве дополнительного). По этим же статьям устанавливается и применение конфискации предмета административного правонарушения в качестве основного наказания. Таким образом, применение основного и дополнительного административного наказания является мерой ответственности за совершение наиболее тяжкихправонарушений, наносящих серьезный вред или ущерб общественным отношениям в областях, наиболее защищаемых институтом административной ответственности (ст. 2.5, 4.5, 28.7 КоАП РФ).

Административные наказания можно классифицировать по характеру и степени административного воздействия: морального, воспитательного (предупреждение), материального, имущественного (административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения), правоограничительного (административный арест, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административное выдворение иностранцев, обязательные работы) и организационно-ограничительного воздействия (дисквалификация, административное приостановление деятельности юридического лица). Такая классификация достаточно условна, так как любой вид наказания содержит элементы морально-психологического, воспитательного воздействия, а также негативную оценку государством совершенного противоправного деяния. Правоограничительные виды наказаний имеют также и материальную подоплеку. Например, лишение специального права, дисквалификация или административное приостановление деятельности влекут за собой и материальные потери для лица, совершившего правонарушение.

Система административных наказаний относится к сложным целенаправленным системам, позволяющим установить иерархию целей, и служит средством достижения конкретных или более общих целей превенции правонарушений в конкретных областях общественных отношений. Кроме того, система административных наказаний увязывается с характером совершаемых правонарушений. Так, правонарушения в области таможенного дела, как правило, наносят вред, ущерб экономическим интересам общества и государства, поэтому и наказания в основном носят характер материального воздействия на делинквентов: довольно значительный размер административных штрафов, конфискация товаров, являющихся предметами или орудием совершения административного правонарушения. КоАП РФ устанавливает всего десять видов административных наказаний, и в статьях главы 16 предусмотрено применение нескольких из них в качестве карательных санкций: предупреждение (ст. 16.5, 16.10, 16.15; ч. 3 ст. 16.23), административный штраф (все статьи главы), конфискация орудия совершения и (или) предмета административного правонарушения либо административный штраф с конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 16.1, 16.2; ч. 2 ст. 16.3, 16.7; ст. 16.16; ч. 1 ст. 16.18; ч. 1, 2 ст. 16.19; ч. 2 ст. 16.24). Из статей Особенной части КоАП РФ, по которым составление протоколов об АП отнесено к компетенции таможенных органов (п. 12 ч. 2 ст. 28.3), санкцией ст. 6.15 предусмотрено административное приостановление деятельности юридического лица на срок до 90 суток.

Предупреждение как мера административного наказания выражается в официальном порицании физического или юридического лица, совершившего правонарушение (ст. 3.4 КоАП РФ). Предупреждение выносится в письменной форме в виде постановления по делу о нарушении таможенных правил, в котором государственным органом власти дается отрицательная оценка поведения и действий делинквента. Как правило, это наказание применяется к лицам, впервые совершившим правонарушение, не наносящее реального вреда охраняемым правоотношениям. Это самая легкая по карательному воздействию мера административной ответственности.

Предупреждение, как административное наказание, следует отличать от устных замечаний и предупреждений, которые делаются должностными лицами, представителями власти в процессе осуществления контрольно-надзорных или юрисдикционных полномочий, от направления письменных предостережений, предписаний в целях предупреждения или пресечения правонарушений, а также при освобождении лица от административной ответственности ввиду малозначительности противоправного деяния, когда можно ограничиться замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

Административный штраф является денежным взысканием, налагаемым на лицо, совершившее правонарушение (ст. 3.5 КоАП РФ). Это достаточно эффективная и наиболее распространенная мера административного воздействия, так как применяется к правонарушениям, ответственность за которые предусмотрена практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ, а также законами субъектов Российской Федерации. Размер административного штрафа устанавливается в конкретных суммах: для граждан — не более 5 тысяч рублей; для должностных лиц — не более 50 тысяч рублей; для юридических лиц — не более 1 миллиона рублей. Федеральными законами[10] предусмотрено увеличение высшего предела административных штрафов, налагаемых на физических лиц за правонарушения, посягающие на общественный порядок, до 300–600 тысяч рублей (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ). Размеры штрафов, исчисляемых в рублях, едины для всех видов правонарушений. Размер штрафа определяется в санкции каждой из статей КоАП РФ в нижнем и верхнем пределах. Минимальный размер оплаты штрафа установлен в сумме 100 рублей (ч. 2 ст. 3.5 КоАП РФ).

Административный штраф может выражаться также в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент его окончания или пресечения (п. 1 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ). В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации[11], для расчета размера штрафа за правонарушения в области таможенного дела должна использоваться таможенная стоимость товара, являющегося предметом АП. Кратность используется для исчисления штрафа исходя из: суммы неуплаченных и подлежащих уплате на момент пресечения (окончания) НТП налогов, сборов или таможенных пошлин; из суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств или стоимости ценных бумаг (внутренних и внешних), списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании; либо из суммы валютной выручки, не переданной в установленном порядке; либо из суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках или суммы валютной выручки; из суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию; либо из суммы выручки правонарушителя от реализации товаров (работ, услуг), на рынке которого совершено правонарушение (см. п. 2–4 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ). Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из перечисленных постоянных стоимостных величин, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы неуплаченных налогов или стоимости товаров, работ, услуг. Причем размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара, работ, услуг, на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение (ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ).

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с российским законодательством.

За нарушение таможенных правил Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается применение наказания в виде штрафов, размеры которых определены в конкретных суммах в рублях в санкциях почти всех статей главы 16, за исключением частей 1 и 2 статьи 16.1, частей 1 и 2 статьи 16.2, в которых размер штрафа исчисляется исходя из таможенной стоимости товаров и транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, либо суммы подлежащих уплате таможенных пошлин. Нижний предел штрафа — одна вторая, высший — трехкратный размер стоимости товаров и транспортных средств. Высший предел штрафа за совершение НТП предусмотрен санкциями ч. 1, 2 ст. 16.1 КоАП РФ. В 2007 году законом[12] были внесены уточнения в части применения штрафа к лицам рядового и сержантского состава, проходящим военную службу по призыву (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ). К этой категории военнослужащих, а также к курсантам военных образовательных учреждений до заключения с ними контракта о прохождении военной службы штраф не применяется.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как административное наказание представляет собой принудительное изъятие и безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей и предметов (ст. 3.7 КоАП РФ). В отличие от уголовного законодательства, административное законодательство ограничивает применение этого наказания только орудиями совершения либо предметами административного правонарушения. Однако в КоАП РФ количество статей, предусматривающих применение этой меры в качестве основного или дополнительного административного наказания, увеличилось до 50 по сравнению с КоАП РСФСР. Расширился и круг конфискуемых вещей и предметов: начиная от денежных средств и валютной выручки, продукции и заканчивая транспортными средствами вплоть до летательных аппаратов. Вместе с тем, конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыбной ловли не может применяться к лицам, для которых охота и рыболовство являются основным законным источником средств к существованию (ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ).

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях прямо не содержится положений о том, что может быть конфискован лишь предмет, находящийся в личной собственности правонарушителя. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации[13] отмечается, что конфискация как мера административной ответственности применяется независимо от того, кем является лицо, незаконно перемещающее товары через таможенную границу, — их собственником, владельцем либо выступает в ином качестве, достаточном для совершения с ними действий от своего имени. Соответственно и КоАП РФ допускает конфискацию орудий и предметов административного правонарушения как у собственников, так и у других лиц, владеющих данными предметами. Не рассматривается в качестве конфискации изъятие из незаконного владения лица, совершившего нарушение, орудий совершения или предметов административного правонарушения, которые:

— подлежат возвращению их законному собственнику в соответствии с федеральным законом;

— изъяты из оборота;

— находятся в противоправном владении лица, совершившего правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежат обращению в собственность государства или уничтожению.

В области таможенного дела предусмотрена конфискация в качестве меры ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных семью статьями главы 16 КоАП РФ. Причем эта мера ответственности может применяться как в качестве основной, так и дополнительной, когда в качестве основной назначается административный штраф.

С учетом положения Конституции Российской Федерации о том, что лишение имущества возможно только по решению суда, наказание в виде конфискации назначается только судьей (ч. 1, 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Анализ практической реализации института административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела показывает, что санкции статей главы 16 КоАП РФ (в частности, конфискация) не всегда адекватны и не[A2] корреспондируют с признаками составов нарушений таможенных правил, объективной и субъективной сторонами этих правонарушений, как, например, ст. 16.16, ч. 1 ст. 16.18 и ч. 1, 2 ст. 16.19 КоАП РФ. Поэтому мы разделяем мнение профессора Б. В. Россинского о том, что отдельные виды административных наказаний и их размеры нередко определены без учета реалий времени и протекающих в России экономических процессов[14]. Аналогичная критика звучит в отношении назначаемых юридическим лицам штрафов, которые предусмотрены санкциями ч. 1 ст. 16.9 (от 300 до 500 тысяч рублей), ч. 1 ст. 16.19 (от 100 до 500 тысяч рублей) и некоторых других. Вместе с тем, обращает на себя внимание мизерность штрафов, которые могут быть назначены физическим лицам (верхний предел — 2 500 рублей), что снижает эффективность воспитательного воздействия мер административной ответственности. В настоящее время Евразийской экономической комиссией предложены меры по совершенствованию таможенного администрирования в Таможенном союзе. С учетом обязательств России в связи с присоединением к Всемирной торговой организации и к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Правительством Российской Федерации издано Распоряжение от 29 июня 2012 года № 1125-Р (раздел 6), согласно которому предусмотрено совершенствование института административной ответственности за нарушения таможенных правил и установление санкций для исключения неоднозначности описания диспозиции конкретных административных правонарушений и уточнения санкций исходя из принципов их соразмерности и адекватности совершенным правонарушениям и их последствиям[15].

Общие правила назначения административных наказаний. Административные наказания за совершение административного правонарушения назначаются в пределах санкций статей КоАП РФ либо норм, установленных законом субъекта Российской Федерации, предусматривающих ответственность за конкретное административное правонарушение (ст. 4.1 КоАП РФ).

К общим правилам назначения административного наказания относятся требования соблюдения законности, индивидуализация наказания, реальное исполнение обязанности, за неисполнение которой назначено наказание, недопустимость усиления (удвоения) административной ответственности. Возможность использования мер административной ответственности в качестве наказания ограничена законом. В санкциях статей КоАП РФ, устанавливающих ответственность за отдельные виды правонарушений, в том числе за НТП, предусматривается вид административного наказания, его допустимые размеры, минимальный и максимальный пределы, которыми следует руководствоваться при принятии решений по конкретным делам об административных правонарушениях. При назначении административного наказания судьи или должностные лица органов исполнительной власти, наделенные юрисдикционными полномочиями, ограничены выбором одного из альтернативных видов наказаний, перечисленных в статье, применением только основного или основного и дополнительного наказания, определением размера наказания в установленных пределах. Индивидуализация наказания достигается не только путем определения вида и размера наказания с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения. При назначении наказания физическому лицу должны учитываться особенности личности виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ), которые позволяют определить как допустимость конкретного вида наказания, так и его размеры. К характеристике личности можно отнести возраст, пол, род занятий, служебное положение, состояние здоровья, наличие российского гражданства, а также иные сведения, характеризующие физическое лицо как личность и гражданина. При назначении наказания юридическому лицу также учитывается характер и условия совершения правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

В статью 4.1. КоАП РФ, регламентирующую правила назначения административных наказаний, федеральными законами[16] были внесены дополнения, сформулированные в пункте 3 указанной статьи и предусматривающие особый порядок назначения штрафа без составления протокола за правонарушения в области дорожного движения, определяющие наименьшие и наибольшие размеры штрафов, предусмотренных для граждан. В последнее время наметилась тенденция к ужесточению административных наказаний (в частности, увеличение штрафов), но пока она не затронула сферу таможенных правоотношений.

Обстоятельства, смягчающие ответственность, характеризуют как самого субъекта, так и его отношение к совершенному деянию. Перечень этих обстоятельств определен ст. 4.2 КоАП РФ: это раскаяние лица, совершившего правонарушение; осознание им противоправности своего действия или бездействия; добровольное сообщение делинквентом о совершенном административном правонарушении в юрисдикционный орган; добровольное прекращение противоправного правонарушения; предотвращение вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение нанесенного вреда; оказание лицом, совершившим АП, содействия органу, осуществляющему производство по ДАП, в установлении обстоятельств, подлежащих выяснению по делу; добровольное исполнение до вынесения постановления по ДАП предписания об устранении допущенного нарушения, выданного органом, осуществляющим государственный контроль (надзор); совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Причем перечень смягчающих обстоятельств не является закрытым.

Состояние сильного душевного волнения может существенно повлиять на поведение человека, на его волевые установки, адекватное восприятие окружающей действительности. Вместе с тем, в состоянии аффекта человек является вменяемым и деликтоспособным. Под тяжелыми личными и семейными обстоятельствами понимаются неблагоприятные внешние факторы, под влиянием которых лицо совершает правонарушение (недостаток средств к существованию, плохие жилищные условия, болезни, напряженная обстановка в семье и так далее). Совершение правонарушения несовершеннолетним рассматривается как смягчающее обстоятельство потому, что человек в возрасте от 16 до 18 лет еще не имеет достаточного жизненного опыта, его сознание находится в стадии становления, вследствие чего он не всегда может объективно оценивать конкретные ситуации. Что касается беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, то здесь прежде всего следует исходить из заботы о здоровье женщины и ребенка, интересов малолетних детей. Таковыми, согласно ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), считаются дети, не достигшие 14-летнего возраста. Судья, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и иные обстоятельства, не указанные в упомянутой статье КоАП РФ.

Согласно ст. 4.3 КоАП РФ, к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, отнесены: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его; повторное совершение однородного административного правонарушения, если с момента наказания за первое правонарушение не истек годичный срок; вовлечение в совершение правонарушения несовершеннолетних; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Перечисленные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака состава правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности (например, управление транспортным средством в состоянии опьянения, ответственность за совершение которого установлена ст. 12.8 КоАП РФ). Указанные обстоятельства являются исчерпывающими, и никакие иные действия и состояния нельзя трактовать как отягчающие. Наличие отягчающих обстоятельств обычно свидетельствует об антиобщественной сущности личности, о противоправной установке в его поведении либо потенциальной возможности причинения его действиями существенного вреда общественным отношениям. Вместе с тем, КоАП РФ могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных АП, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих ответственность, при назначении административного наказания.

Продолжение противоправного поведения, повторное совершение однородного административного правонарушения не требуют комментариев. К отягчающим обстоятельствам отнесено и вовлечение несовершеннолетних в административные правонарушения, так как они легче поддаются на уговоры, подвержены чужому влиянию. Быть вовлеченными в противоправную деятельность они могут путем обмана, уговоров, запугивания и иными способами. В то же время к несовершеннолетним применяются, как правило, более легкие наказания, чем часто пользуются криминальные элементы.

Групповые правонарушения традиционно считаются общественно опасными и рассматриваются в качестве отягчающих применительно как к административным правонарушениям, так и к преступлениям. Аналогичный подход применяется и в случае совершения правонарушения в состоянии алкогольного и иного опьянения.

Совершение правонарушения при чрезвычайных обстоятельствах затрудняет осуществление правоохранительными органами и органами исполнительной власти мероприятий по противодействию противоправным посягательствам и обеспечению жизнедеятельности населения. К таким обстоятельствам относятся стихийные, экологические бедствия — землетрясения, наводнения, пожары, а также техногенные катастрофы и аварии. Вместе с тем, судьи, должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях, в зависимости от характера и обстоятельств совершенного деяния могут не признать в качестве отягчающих перечисленные выше обстоятельства.

Анализируя общие правила применения административных наказаний, следует выделить положения о том, что назначение наказания не освобождает от исполнения обязанности, за неисполнение которой лицо было привлечено к административной ответственности (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ). Лицо, совершившее правонарушение, прежде всего обязано выполнить требования закона, например достоверно задекларировать товары, перемещаемые через таможенную границу, и дополнительно исполнить обязанность по добровольной уплате назначенного за НТП административного штрафа (ст. 16.2 КоАП РФ). Правило о недопустимости удвоения административной ответственности базируется на принципе, присущем юридической ответственности в целом. В ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ установлено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Невозможно также назначение двух видов наказаний за правонарушение, так как за одно правонарушение может быть назначено только основное либо основное и дополнительное наказание. Последний вариант рассматривается как одно наказание в виде применения двух мер, как, например, в санкции ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ, которая предусматривает наложение штрафа с конфискацией товаров и транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное правонарушение. При этом важно разобраться в понятии множественности проступков (правонарушений). В теории административного права под множественностью понимается ситуация, при которой каждое совершенное противоправное деяние образует состав административного правонарушения и квалифицируется по самостоятельной статье (части статьи) Особенной части КоАП РФ. Множественность административных правонарушений имеет две формы: совокупность и повторность. Под совокупностью понимается совершение одним лицом нескольких правонарушений до привлечения его к административной ответственности. При этом наказание назначается за каждое совершенное правонарушение. В отличие от уголовного административное законодательство не предусматривает возможности сложения наказаний. В новой редакции статьи 4.4 КоАП РФ (Федеральный закон от 20.08.2004 № 118-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации») предусматривается исключение из этого правила, состоящее в том, что при совершении одним лицом противоправного действия (бездействия), содержащего несколько составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена несколькими статьями (частями статей) КоАП РФ, а рассмотрение этих дел подведомственно одному судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции статьи, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. Условиями применения этого положения ст. 4.4 КоАП РФ являются: наличие в одном противоправном действии признаков нескольких составов административных правонарушений; применение высших пределов санкций статей, предусматривающих назначение административного штрафа; применение основного и дополнительного наказания, если таковое предусмотрено в санкциях соответствующих статей; исключение наказания в виде предупреждения, если таковое предусмотрено в одной из санкций (ч. 2–4 ст. 4.4 КоАП РФ).

Законодательство об административной ответственности предусматривает срок давности привлечения к ответственности, то есть срок, по истечении которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. По общему правилу этот срок не может превышать двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при рассмотрении АП судьей — трех месяцев. В случаях нарушения законодательства о территориальном море, внутренних морских водах, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне, таможенного, валютного, антимонопольного законодательства, законодательства о налогах и сборах, об охране окружающей среды и здоровья граждан, о товарных знаках, об авторском праве и смежных правах и других, предусмотренных ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности — один год, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза (ТС) в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и законодательства Российской Федерации о таможенном деле — два года, за нарушение законодательства о противодействии коррупции — шесть лет со дня совершения АП. По истечении установленных сроков давности со дня совершения административного правонарушения постановление по ДАП не может быть вынесено (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Соблюдение сроков давности напрямую связано с эффективностью наказания, которое в идеале должно быть прямым следствием административного правонарушения.

При длящихся правонарушениях, под которыми понимается длительное и непрерывное неисполнение возложенной обязанности, сроки давности исчисляются со дня обнаружения административного правонарушения. То же относится и к срокам давности за правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации. В случаях отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения, сроки давности, установленные ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ, исчисляются со дня принятия решения об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела. Однако Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации[17] ч. 4 ст. 4.5 КоАП РФ, регламентирующая это положение, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, срок давности в этих случаях должен исчисляться со дня совершения деяния, в котором имеются признаки административного правонарушения, а при длящихся АП — с момента их обнаружения.

Срок давности может приостанавливаться в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства данного лица — до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется административное производство (ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ). В ч. 5.1, 6 и 7 ст. 4.5 КоАП РФ регламентируются сроки давности в случаях совершения отдельных видов правонарушений (ст. 6.18, 14.9, 14.31–14.33 КоАП РФ), либо в случае, когда местом совершения АП является Антарктика.

Лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым административному наказанию в течение календарного года со дня окончания исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст. 4.6 КоАП РФ). Это своеобразный испытательный срок, в течение которого можно определить, достигнуты ли цели наказания. В этот период состояние наказанности может иметь правовые последствия, например: отказ в выдаче разрешения на приобретение гражданского оружия, согласно Федеральному закону от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 20.04.2014) «Об оружии». Совершение в этот период правонарушения будет рассматриваться как отягчающее обстоятельство.

Административное правонарушение может быть связано с причинением вреда или ущерба. Оба эти термина используются в законодательстве как синонимы, хотя «ущерб» чаще всего употребляют по отношению к имуществу, а «вред» — по отношению к здоровью (может быть «моральный вред»). Потерпевшим считается участник производства по делам об административных правонарушениях, которому нанесен вред, ущерб (ст. 25.2 КоАП РФ). Общие положения о возмещении вреда содержатся в гражданском законодательстве (ст. 1064 ГК РФ), согласно которому вред, ущерб, причиненный личности или имуществу физического или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В КоАП РФ (ст. 4.7) также предусмотрено возмещение имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением. Вопрос о возмещении имущественного ущерба решается судьей, должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, одновременно с назначением административного наказания только в случае отсутствия спора о нанесенном ущербе (о самом факте нанесения ущерба и его размерах). При этом в постановлении по делу должны быть указаны размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения (ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ). В случае спора о возмещении ущерба этот вопрос в административном процессе не рассматривается и может быть решен в гражданско-правовом порядке отдельно по иску потерпевшего.

Компенсация морального вреда, нанесенного неправомерными действиями субъектов правоотношений, является одним из способов защиты гражданских прав. Под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания, которые причинены действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, в том числе путем совершения административного правонарушения. Моральный вред компенсируется в денежной форме независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Порядок возмещения морального ущерба регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 1067). Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства (ч. 3 ст. 4.7 КоАП РФ). Характер физических и нравственных страданий оценивается судом, исходя из фактических обстоятельств, при которых был нанесен моральный вред, а также из индивидуальных особенностей потерпевшего.

 

 



2015-11-10 1499 Обсуждений (0)
Меры административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Меры административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1499)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)