Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Глава 20.Средства, применяемые при недостаточности коронарного





кровообращения (О.И. Давыдова)281

20.1. Средства, применяемые при стенокардии (антиангинальные средства) 282

20.2. Средства, применяемые при инфаркте миокарда 291

Глава 21. Гипотензивные средства (антигипертензивные средства)

(О.Н. Давыдова)293

21.1. Средства, уменьшающие влияние симпатической иннервации на

сердечно-сосудистую систему (нейротропные средства) 296

21.2. Средства, снижающие активность ренин-ангиотензиновой системы 299

21.3. Сосудорасширяющие средства миотропного действия 302

21.4. Мочегонные средства (диуретики) 305

Глава 22. Средства, повышающие артериальное давление (гипертензивные

средства) (О.Н. Давыдова)308

Глава 23. Средства, применяемые при недостаточности мозгового

кровообращения (Б.К. Романов)309

Глава 24. Средства, снижающие уровень атерогенных липопротеинов

(гиполипидемические средства) (О.Н. Давыдова)315

Глава 25. Ангиопротекторы (Б.К. Романов)323

Средства, влияющие на систему крови327

Глава 26. Средства, регулирующие кроветворение (Т.А. Зацепилова)327

26.1. Средства, влияющие на эритропоэз 327

26.2. Средства, влияющие на лейкопоэз 331


Глава 27. Средства, влияющие на тромбообразование (Д.А. Еникеева)334

27.1. Средства, снижающие агрегацию тромбоцитов (антиагреганты) 336

27.2. Средства, влияющие на свертывание крови 344

 

27.2.1. Средства, понижающие свертывание крови (антикоагулянты) 345

27.2.2. Средства, повышающие свертывание крови 350

27.3. Средства, влияющие на фибринолиз 352

27.3.1. Фибринолитические (тромболитические) средства 352

27.3.2. Антифибринолитические средства 354

Глава 28. Мочегонные средства (диуретики) (Ф.П. Крендаль, Б.К. Романов)355

28.1. Средства, нарушающие функцию эпителия почечных канальцев 358

28.2. Антагонисты альдостерона 361

28.3. Осмотические диуретики 361

Глава 29. Средства, влияющие на миометрий (Б.К. Романов)364

Глава 30. Средства, влияющие на функции органов пищеварения

(Б.К. Романов)371

30.1. Средства, влияющие на аппетит 371

30.2. Рвотные и противорвотные средства 372

30.3. Антацидные средства и средства, понижающие секрецию пищеварительных желез (антисекреторные средства) 374



30.4. Гастропротекторы 378

30.5. Средства, используемые при нарушении экскреторной функции

желудка, печени и поджелудочной железы 379

30.6. Ингибиторы протеолиза 381

30.7. Желчегонные средства 382

30.8. Гепатопротекторные средства 385

30.9. Холелитолитические средства 385

 

30.10. Слабительные средства 386

30.11. Антидиарейные средства 388

30.12. Средства, восстанавливающие нормальную микрофлору кишечника 389

Средства, регулирующие процессы обмена веществ392
Глава 31. Препараты гормонов, их синтетических заменителей и

антагонистов392

31.1. Гормональные средства белково-пептидной структуры (В.Е. Петров) 393

31.1.1. Препараты гормонов гипоталамуса и гипофиза 393

31.1.2. Препараты гормонов эпифиза 401

31.1.3. Препарат гормона паращитовидных желез. Препараты гормона

С-клеток щитовидной железы (кальцитонин) 401

31.1.4. Препараты гормонов щитовидной железы(тиреоидные гормоны). Антитиреоидные средства 403

31.1.5. Препараты гормонов поджелудочной железы 406

31.1.6. Синтетические противодиабетические средства 410

31.2. Гормональные средства стероидной структуры (Б.К. Романов) 417
31.2.1. Препараты гормонов коры надпочечников, их синтетических

заменителей и антагонистов 417


31.2.2. Препараты половых гормонов, их синтетических заменителей

и антагонистов 424

31.2.2.1. Препараты женских половых гормонов 424

A. Эстрогенные и антиэстрогенные препараты 424
Б. Гестагенные и антигестагенные препараты 427

B. Противозачаточные (контрацептивные) средства 429

31.2.2.2. Препараты мужских половых гормонов (андрогены) и антиандрогенные средства 433

31.2.2.3. Анаболические стероиды 435

Глава 32. Витамины (Н.Г. Преферанская)438

Средства, угнетающие воспаление и регулирующие иммунные процессы448

Глава 33. Противовоспалительные средства (О.Н. Давыдова)448

Глава 34. Средства, применяемые при подагре (противоподагрические

средства) (Р.Н. Аляутдин)455

Глава 35. Средства, регулирующие иммунные процессы (иммунотропные

средства) (Е.Н. Якушева, Б.К. Романов)457

35.1. Иммуносупрессорные средства (иммуносупрессоры) 457

35.2. Иммуностимулирующие средства (имуностимуляторы) 462

35.3. Противоаллергические средства 473

Противомикробные, противовирусные и противопаразитарные средства479
Глава 36. Антисептические и дезинфицирующие средства (В.Ю. Балабанъян)480

Химиотерапевтические средства, применяемые при инфекционных

заболеваниях486

Глава 37. Антибактериальные химиотерапевтические средства

(В.Ю. Балабанъян)487

37.1. Антибиотики 487

37.2. Синтетические антибактериальные средства 503

37.3. Противосифилитические средства 514

37.4. Противотуберкулезные средства 515

Глава 38. Противогрибковые средства (В.Ю. Балабаньян)522

Глава 39. Противовирусные средства (В.Ю. Балабаньян)527

Глава 40. Средства для лечения протозойных инфекций (Б.К. Романов)534

40.1. Противомалярийные средства 534

40.2. Препараты для лечения трихомониаза,лейшманиоза, амебиаза

и других протозойных инфекций 536

Глава 41. Противоглистные (антигельминтные) средства (Б.К. Романов)541


Средства, применяемые при злокачественных новообразованиях545

Глава 42. Противоопухолевые средства (В.Ю. Балабаньян)545

Глава 43. Общие принципы терапии отравлений лекарственными средствами

(Т.А. Зацепилова)552

Глава 44. Плазмозамещающие и дезинтоксикационные средства

(И.И. Краснюк)554

Приложение 559

Общая рецептура (Е.Н. Якушева) 589

Алфавитный указатель препаратов 573


ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий учебник написан авторским коллективом кафедры фармако­логии фармацевтического факультета Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова в соответствии с заказом Министерства здравоохранения Рос­сийской Федерации.

Впервые учебник по фармакологии для студентов фармацевтических инс­титутов был написан профессором М.П. Николаевым еще в 1942 г. (переиздан в 1948 г.). В этом учебнике особое внимание уделялось химическому строению ле­карственных веществ и связи химической структуры с фармакологической ак­тивностью. В учебнике были затронуты вопросы биологической оценки качества лекарственных веществ и сроков их хранения. Впервые были освещены вопросы зависимости действия лекарственных веществ от состояния организма (патоло­гия печени, почек, воспалительный процесс и т.д.). В учебнике М.П. Николаева была представлена четкая фармакологическая классификация лекарственных средств по группам в соответствии с их преимущественным действием на опреде­ленные физиологические системы.

Затем по такому же плану были изданы учебники Г.Н. Першина и Е.И. Гвозде­вой (1961 и 1967 гг.).

В дальнейшем (1977 и 1991 гг.) создание учебников по фармакологии для про­визоров продолжил ученик М.П. Николаева, академик РАЕН, заслуженный дея­тель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор А.Н. Кудрин, который впер­вые ввел в учебник элементы патофизиологии, а также принципы и правила рационального использования лекарственных средств с учетом времени приема пищи и биологических ритмов организма (хронофармакология). Большое вни­мание в учебнике уделялось сравнительной оценке препаратов по фармакокине­тическим и фармакодинамическим параметрам, что явилось фундаментом для обоснованной замены одного препарата на другой провизором.

Авторский коллектив продолжил традиции написания учебников по фарма­кологии для провизоров с учетом современных требований к их подготовке и но­вого обширного материала по фармакологии, появившегося за последние годы.

Современная фармакология развивается чрезвычайно динамично. В послед­ние годы появились новые фармакологические группы лекарственных средств, внедряются новые биотехнологические процессы получения лекарственных пре­паратов. Использование новых лекарственных форм позволяет оптимизировать применение уже известных лекарственных веществ.

Задачи, значение и положение предмета фармакологии в фармацевтических и медицинских учебных заведениях существенно различаются, что нашло отраже­ние в учебнике по фармакологии для провизоров.

При изложении вопросов фармакологии для провизоров учитывалось, что в системе высшего фармацевтического образования этот предмет является специальностью, которая связывает все фармацевтические дисциплины с теоретичес­кой и практической медициной.

Провизоры имеют дело со всем арсеналом лекарственных препаратов, исполь­зуемых для лечения и профилактики различных заболеваний. В связи с этим им необходимы знания различных медицинских дисциплин и, в особенности, пато­логии и фармакотерапии.

В учебнике при рассмотрении вопросов частной фармакологии в каждой гла­ве содержатся сведения об этиологии, патогенезе и клинических проявлениях соответствующих нозологических форм.

В учебнике содержатся сведения об основных фармакологических свойствах лекарственных препаратов (классификация, химическая структура, фармакоки-нетика, фармакодинамика, показания и противопоказания к применению, по­бочные эффекты, нежелательное взаимодействие между лекарственными сред­ствами, формы выпуска и информация для пациентов).

Учебник полностью отвечает программе по фармакологии 2002 г. и предназна­чен для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям.

При завершении изучения курса фармакологии студент должен уметь:

1. Ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств, распределять пре­параты по химическим, фармакологическим и фармакотерапевтическим группам.

2. Определять международные непатентованные и коммерческие названия, аргументировать возможность замены отсутствующего препаратав на другой с аналогичной фармакологической активностью.

3. Контролировать правильность выписывания рецепта и корректировать его.

4. Пользоваться справочной литературой по лекарственным средствам, вла­деть составлением и передачей фармацевтической информации для врачей и на­селения.

5. Информировать население о рациональном приеме лекарственных средств и обращении с ними, о вреде токсикомании и наркомании.

Авторы рассчитывают на дружескую критику и пожелания провизоров и фар­макологов.

Авторский коллектив


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АДФ — аденозиндифосфат

Амп. — ампула

АПФ — ангиотензин-превращающий фермент

АТФ — аденозинтрифосфат

АЦХ — ацетилхолин

АХЭ — ацетилхолинэстераза

AUC — площадь под кривой «концентрация лекарственного вещества—время»

ГАМК — гамма-аминомасляная кислота

GP — гликопротеин

ГТФ — гуанозинтрифосфат

ГЭБ — гематоэнцефалический барьер

ДА — дофамин

ДОФА — диоксифенилаланин

ЕД — единица действия

МЕД — международная единица действия

ЖКТ — желудочно-кишечный тракт

ИЛ — интерлейкин

3 — инозитол-1,4,5-трифосфат

КОМТ — катехол-О-метилтрансфераза

КСФ — колониестимулирующий фактор

ЛВ — лекарственное вещество

ЛГ — лютеинизирующий гормон

Л С — лекарственное средство

ЛП — липопротеин

ЛПВП — липопротеины высокой плотности

ЛПНП — липопротеины низкой плотности

ЛПОНП — липопротеины очень низкой плотности

ЛППП — липопротеины промежуточной плотности

ЛТ — лейкотриен

МАО — моноаминоксидаза

МНН — международное непатентованное название


НА — норадреналин

NMDA — N-метил-D-аспартат

ПГ — простагландин

РААС — ренин-ангиотензин-альдостероновая система

С — концентрация

Сmax — максимальная концентрация лекарственного вещества

СМЖ — спинномозговая жидкость

ССС — сердечно-сосудистая система

t1/2 - период полуэлиминации лекарственного вещества

ТхА2 — тромбоксан А2

ФЛ — фосфолипаза

ФЛА2 — фосфолипаза А2

ФСГ — фолликулостимулирующий гормон

цАМФ — циклический аденозинмонофосфат

цГМФ — циклический гуанозинмонофосфат

ЦОГ — циклооксигеназа

ФАТ — фактор активации тромбоцитов

ЭДТА — этилендиаминтетрауксусная кислота


ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)