Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Генезис, вероучение и культовая практика «Свидетелей Иеговы» и «Церкви Последнего Заве-та»



2015-11-10 1439 Обсуждений (0)
Генезис, вероучение и культовая практика «Свидетелей Иеговы» и «Церкви Последнего Заве-та» 0.00 из 5.00 0 оценок




Следующим, по времени возникновения, новым религиозным объединением христианской ориентации являются «Свидетели Иеговы» («Общество Сторожевой башни», «Общество», «Организация», «Исследователи Писания», «истинные христиане», иеговисты, расселиты). Утверждая, что именно они являются христианами, «Свидетели Иеговы» не имеют христианской преемственности, так как история возникновения религии «Исследователей Писания» начинается в 1879 г., без какого-либо предания, рукоположения, преемственности вообще.

«Свидетели Иеговы» являются сравнительно молодым религиозным объединением. История его деятельности начинается в 1870 г., когда в возрасте семнадцати лет Ч.Т. Рассел организовал кружок по изучению Библии, состоявший из шести человек. Члены кружка называли его «пастором», однако специального религиозного образования Ч.Т. Рассел не имел. В 1878 г. официально, на уровне кружка, Ч.Т. Рассел был избран пастором членами данной религиозной группы. Звание пастора за ним так и осталось, хотя Ч.Т. Рассел никогда не был рукоположен ни пресвитером, ни пастором, ни епископом не в одной из официально признанных христиан-ских организаций . Вместе с пасторством он являлся помощником главного редактора одного из христианских ежемесячных журналов, откуда ему пришлось уйти из-за вероучебных разногласий с редакцией журнала . На протяжении XX в. руководство «Свидетелей Иеговы» иногда отрицало свою связь с Ч.Т. Расселом, но в брошюре «Свидетели Иеговы. Кто они? Во что они верят?», изданной организацией в 2000 г., признаётся преемственность современных «Свидетелей Иеговы» от деятельности кружка по изучению Библии, организованного Ч.Т. Расселом .

В современном религиоведении существует несколько противоречивых точек зрения на проблему вероучения и конфессиональной принадлежности «Свидетелей Иеговы». Сами последователи «Свидетели Иеговы» в регистрационных документах в графе «Вероисповедание» причисляют себя к «христианству» или к «современным ученикам Христа», а в своих публикациях считают только себя «истинными христианами», остальные же христианские религиозные объединения называют «ложной религией» . Однако, ещё в 1931 г. расселиты приняли название «Свидетели Иеговы» для того, «чтобы отделить себя от вероисповеданий христианского мира» . По мнению отечественного исследователя С.И. Иваненко, «Свидетели Иеговы» – это христиане, стремящиеся жить в соответствии с Библией и верящие, что сегодня наступили «последние дни», то есть наше время является переходным периодом от человеческого правления к Тысячелетнему Царству Иисуса Христа . Согласно другим научным мнениям, религиозные догматы «Общества Сторожевой башни» крайне примитивны, противоречивы и ориентированы на людей, не знающих Библии, основ ис-тории религии, философии и физики . А.Л. Дворкин характеризует «Свидетелей Иеговы» как «псевдорелигиозную коммерческую организацию, основанную на квазикоммунистической идеологии с элементами язычества и прикрывающуюся несколькими христианскими образами и концепциями» .

На сегодняшний день «Свидетели Иеговы» считают только свою ре-лигию «истинным», «восстановленным христианством», не признавая другие христианские церкви и конфессии в качестве христианских религий, имеющих связь с Иисусом Христом . Источником вероучения «Свидетелей Иеговы», согласно их утверждениям, является Библия. Но прежде чем начать исследовать Библию, необходимо узнать, что это основная христианская книга, что такое христианство и его основные догматы. Однако в литературе «Общества Сторожевой башни» не указывается, к какой христианской конфессии принадлежал Ч.Т. Рассел до создания международной группы исследователей Библии в Аллегейне (часть Питсбурга, США). Необходимо отметить, что в рассматриваемое время на территории США большое распространение имели различные протестантские объединения, оказывающие большое влияние на духовную жизнь Северной Америки.

По утверждению А.Л. Дворкина, учение Ч.Т. Рассела и его последователей имеет только два корня: «адвентизм и американский популизм конца XIX в.» . Однако, из вышеизложенного видно, что появление западного варианта иеговизма было плодом развития отклонения сект и ересей от христианства, начиная с эпохи Реформации. Фактически все наиболее значимые религиозные движения и ереси, появившиеся, начиная с периода Реформации в Западной Европе и первых протестантских объединений, обусловили зарождение и распространение расселизма в XIX веке в США.

На современном этапе развития учения «Свидетелей Иеговы» адепты «Общества Сторожевой Башни», характеризуя своё учение, утверждают его пользу в духовном и физическом отношении, в отличие от безжизненного, умозрительного богословия .

На протяжении всего периода развития «Общества Сторожевой башни» основанием для богословия у «Свидетелей Иеговы», начиная с Ч.Т. Рассела, были личные взгляды отцов-основателей «Исследователей Писа-ния», ошибки и неточности которых, по мере разоблачения, компенсировались умелым использованием изолированных от всего текста цитат из Библии и ложным их толкованием . Как отмечает Н.С. Гордиенко, признавая собственную интерпретацию Библии более точной, ряд библейских понятий, имеющих большую догматическую нагрузку в традиционном христианстве, трактуется «Свидетелями Иеговы» принципиально по иному . Сами современные «Исследователи Писания» в качестве одного из основных моментов своей деятельности выделяют отрица-ние в роли базиса своих религиозных доктрин человеческих домыслов или распространённых верований других конфессий и деноминаций .

На сегодняшний день официальные основы вероучения религиозной организации «Свидетели Иеговы» насчитывают 15 главных пунктов, выделенных «Обществом Сторожевой башни». Данные пункты включают в себя установление в качестве объекта веры и поклонения «единственного истинного Бога Иеговы» , отрицание божественной природы Иисуса Христа, веру в Царство Бога на земле. Исходя из догматики «Общества Сторожевой башни» только Иегова принимает добровольное чистое по-клонение. Также «Свидетели Иеговы» верят, что Святой Дух не является одной из божественных ипостасей, но Он есть действующая сила Иеговы, используемая Богом для осуществления намерений . «Библия не учит Троице. Напротив, она говорит, что существует лишь один истинный и вечный Бог» говорится в одном из изданий «Общества Сторожевой башни» . Следует отметить игнорирование «Исследователями Писаний» небиблейских догматов, то есть в вероучение «Свидетелей Иеговы» не включается всё то, чего не упоминается в Библии . Следовательно, так как слова «Троица» не встречается в Священном Писании, учение о Ней является небиблейским.

Полностью отрицая догмат о Троице, современные последователи Ч.Т. Рассела поклоняются одному имени Бога – «Иегова», считая, что оно полно-стью соответствует Его сущности. Таким образом, они делают идолом одно из многих имён Бога, непостижимого по Своей сущности . В качестве важнейшей религиозной обязанности признаётся упоминание и прославление личного имени Бога – «Иегова» .

«Свидетели Иеговы» не верят в то, что Иисус Христос равен Иегове, считая Христа одним из подчинённых Богу творений , они выделяют две крайности в учении об Иисусе Христе. Историчность и божественность Иисуса Христа полностью отвергаются «Обществом Сторожевой башни», благодаря собственному учению об Сыне Божьем. Согласно догматам «Исследователей Писания», Бог занимает более высокое положение относительно Иисуса, так как именно Иегова помазал Сына, наделив Его властью, которой у Христа прежде никогда не было . Так же как и имя «Иегова», «Свидетели Иеговы» переводят и имя «Иисус». Согласно «Сторожевой Башне», Иисус означает «Иегова есть спасение» .

Современные «Исследователи Писания» признают рождение Сына Божьего девой . «Свидетели Иеговы» верят в божественное происхождение Христа, не считая Его Богом . В свою очередь, название Иисуса Сыном Человеческим, Сыном Божиим, Христом и Господом, трактуется «Свидетелями Иеговы» в качестве выражения признания совершения Им Божьего дела, а не как подтверждение Его божественности. Исследуя Библию, идеологии «Общества Сторожевой башни» отмечают постоянное изображение Миссии как отдельного и нижестоящего смиренного служителя . В вероучении «Свидетелей Иеговы» Иисус рассматривается как первое творение Иеговы, Его единородный Сын, духовная личность, сотворённая Богом без чьего либо вмешательства. После создания Христос жил на небе, имея духовное, невидимое тело, по божьему подобию .

Следующая ипостась Святой Троицы – Святой Дух – мыслится «Свиде-телями Иеговы» не как обезличенная действующая сила Бога. Данную Силу Иегова использует для осуществления Своих намерений . Ангелы признаются «Свидетелями Иеговы» выше Святого Духа. Объясняется это наличием у ангелов имён, характеризующих их в качестве отдельных духовных личностей, а не просто некой безликой энергии или силы. Молиться ангелам запрещено потому, что они не служат посредниками между человечеством и престолом Создателя .

Кроме отрицания божественной природы Иисуса Христа и Святого Духа, вероучение «Общества Сторожевой башни», опираясь на приложения к Библии в переводе архимандрита Макария, не приемлет почитания Богоматери, Девы Марии как Пресвятой Богородицы и Приснодевы. «Свидетели Иеговы» ссылаются на то, что Библия не устанавливает подобного почитания . В отношении Богородицы в доктринах «Свидетелей Иеговы» говорится, что у Бога нет равных, как и нет плотской матери, а также нет посредницы между Иеговой и человечеством, так как Он определил только Иисуса в качестве посредника между Собой и людьми. Таким образом, «Исследователи Писания» мыслят почитание Богоматери одним из оскорблений Бога .

Исходя из религиозных доктрин «Общества Сторожевой башни», единственным письменным источником рассматриваемого учения является Библия, заслуживающая большего доверия, чем Священное Предание . Только Библия признаётся «Обществом» в качестве Священного Писания. «Свидетели Иеговы» обращаются к Библии как при решении вопросов веры, так и для поиска решений житейских проблем. Они верят в то, что многие библейские пророчества уже исполнились, другие находятся в процессе исполнения, а некоторые «свершатся в будущем» . Другими словами, Библия для «Свидетелей Иеговы» толка является сводом религиозных догматов, предписаний социально-этического и бытового характера.

Основываясь на Священном Писании, «Свидетели Иеговы» выработали догмат о недопустимости почитания святых и икон . Служа Богу, адептам «Общества Сторожевой башни» запрещено поклоняться и молиться образам, картинам, символам, так как необходимо почитать только Иегову, а Он не будет делить славу с кем-то или чем-либо. «Свидетели Иеговы» не верят в возможность образов помогать людям . Почитание святых, принятое в православии и католицизме, у «Свидетелей Иеговы» считается небиблейским, и поэтому неприемлемым. Люди, почитающие изображения, по вероучению «Общества Сторожевой башни», не наследуют Царства Божия . «Свидетелям Иеговы» запрещено поклонение не только иконам, но и скульптурным изображениям и композициям святых, Девы Марии, а также Иисуса Христа, так как это считается проявлением идолопоклонства, осуждаемого Библией .

Одним из основных аспектов основ вероучения «Исследователей Писа-ния» является отношение к человеческой жизни. Согласно доктрине «Свидетелей Иеговы», жизнь расценивается как нечто святое, из чего вытекает запрещение убийства. Также адептам запрещён аборт потому, что зародыш – есть драгоценная жизнь, которую нельзя губить. Пренебрежительное отношение к жизни и легкомысленное её использование, а также самоубийство считаются грехом. Символом жизни или души, с точки зрения «Свидетелей Иеговы», выступает кровь. В результате данной догматической установки адепты «Свидетелей Иеговы» не должны принимать никакой крови, даже рискуя своей жизнью. Спасение человека тоже зависит от веры в пролитую кровь Иисуса Христа, дающую прощение грехов и надежду на вечную жизнь. Другой, не менее важной составляющей доктрины «Общества Сторожевой башни» является отношение к земному миру и нравственным законам. С одной стороны, «Свидетели Иеговы», беря за основу своей деятельности нравственные принципы Библии и обучая им других людей, по их утверждению помогают многим гражданам «…оставить свои преступные дела…», чем приносят всему социуму большую пользу. С другой стороны, Слова Христа «быть не от мира сего» воспринимаются «Свидетелями Иеговы» как требования недопущения безнравственного поведения, неучастия в войнах и нейтрального отношения к политике, оставаясь «законопослушными налогоплательщиками», всецело «подчинёнными властям» .

Подытоживая вышеизложенное, можно отметить, что появление западного варианта иеговизма, исходя из истории эволюции христианства, было плодом развития отклонения сект и ересей от учения Иисуса Христа, начиная с эпохи Реформации. Фактически все наиболее значимые религиозные движения и ереси, появившиеся с эпохи Реформации в Западной Европе и первых протестантских объединений, обусловили зарождение и распространение расселизма в XIX веке в США.

На современном этапе развития «общества Сторожевой башни» структуру внутренней культовой жизни «Свидетелей Иеговы» составляют различные формы и методы религиозной деятельности. К ним относятся богослужение, Вечеря Господня, конгрессы, крещение, собрания, проповедь, Библейское изучение, публикации. Внекультовая практика заключается в отношении к семье, браку, образованию, здоровью, гражданским правам и обязанностям, государству в целом, а также в развивающейся до наших дней системе религиозных запретов или табу для своих адептов .

Последователи «Общества Сторожевой Башни» не приемлют форм по-клонения Богу, считающихся «небиблейскими». Итогом этого стало беском-промиссное непринятие всего многообразия христианских конфессий и дено-минаций. «Исследователи Писания» отвергают нерелигиозные и антирелигиозные формы духовности от скептицизма и агностицизма до атеизма. В контакты с другими религиозными объединениями «Свидетели Иеговы» не вступают, ограничивая свою критику богословскими вопросами .

Одной из основных сфер жизни адепта, регулируемой «Обществом», является его физическое и духовное здоровье. Необходимо отметить, что «Свидетели Иеговы» на практике ведут здоровый образ жизни. Это послужило основанием к отказу последователей организации от курения табака, употребления наркотиков, злоупотребления алкоголя . Также «Свидетели Иеговы» «не делают абортов» . Кроме этого, «Исследователи Писания» избегают неоправданного риска для жизни и здоровья. Избегая риска заражения СПИДом, гепатитом и другими инфекциями, «Свидетели Иеговы», основываясь на своём Священном Предании, отказываются от лечения с использованием переливания крови . С 1944 г. в «Обществе» существует табу на донорство или переливание крови, даже в неотложных случаях спасения жизни. Этот запрет взят «Исследователями Писания» из книг Второзакония и Левит, где Иегова запрещает употреблять в пищу кровь идоложертвенных животных. Результатом этого внутрикультового запрета стала смерть тысяч искренних адептов . Осуществляя данное табу, каждый «Свидетель Иеговы» обязан постоянно носить с собой так называемый «Медицинский документ», указывающий крупным шрифтом о непринятии крови в любом виде .

Так же, как и вопросам здоровья и жизни адепта, большое внимание уделяется организацией гражданским правам и обязанностям своих последователей. Каждый адепт «Общества» исполняет свои гражданские обязанности и пользуется гражданскими правами самостоятельно, принимая решения в согласии со своей совестью. «Свидетели Иеговы» сохраняют нейтралитет в вопросах политики, вследствие посвящения своей жизни Богу . Данная аполитичность выражается в отказе чествовать государственный флаг и исполнять национальный или государственный гимны . Также последователи организации не принимают участия в войнах и в политической жизни государства, то есть не вступают ни в какие политические партии и не голосуют на выборах, проводимых в стране . Однако это не мешает «Свидетелям Иеговы» критиковать деятельность ООН и светских правительств . Обещания ООН о безопасности объявляются пустым звуком . Человеческое правление мыслится «Свидетелями» как «плод дьявола» .

Люди из рядов «Исследователей Писания» в полной мере используют конституционное право на замену военной службы альтернативной граждан-ской, или право на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции РФ и ч. 4 ст. 3. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» . На практике «Свидетели Иеговы» отказываются от исполнения военной обязанности, не берут в руки оружия, а если и бывают призваны в армию, то отказываются принимать присягу любого рода . Подобное отношение к военным действиям и оружию в действительности привело к отказу адептов организации от вполне мирных занятий и профессий. Так, например, с 1984 г. рядовым последователям в «Сторожевой Башне» было разъяснено, что если «Свидетель» имеет профессию, обязывающую его носить оружие для возможного применения против других людей или требующую тренировок в боевых видах спорта, то такой человек не может быть в собрании старейшиной или служебным помощником. Адептам, служащим старейшинами в собрании и работающим в это время в полиции, был дан шестимесячный срок для выбора: остаться в полиции, но перестать быть старейшинами в собрании или остаться старейшинами, но искать себе другую работу, не связанную с использованием оружия .

Ещё один внутрикультвый запрет распространяется на любые формы общения с людьми, вышедшими из-под контроля организации. Данная ограничительная норма установлена в связи с сохранением чистоты собрания. Этим табу, по утверждению О. Стеняева, организация разрушила десятки тысяч семей . Адепты, вышедшие из «Общества», называются «отступниками» или «врагами», охотящихся на доверчивых членов собрания, стараясь увести их из общины. «Исследователи Писания» должны сторониться отступников, не обращая внимания на их доводы, приводимые бывшими адептами в устной, печатной форме или в Интернете . Членам организации запрещается читать сочинения «врагов» и общаться с ними, так как их извращённые, губительные рассуждения могут причинить духовный вред и пагубно отразиться на качестве веры . В «Обществе» считается мудростью прекращение дружеских отношений с отступниками .

Подытоживая вышеизложенное, можно отметить, что появление западного варианта иеговизма, исходя из истории эволюции христианства, было плодом развития отклонения сект и ересей от учения Иисуса Христа, начиная с эпохи Реформации. Фактически все наиболее значимые религи-озные движения и ереси, появившиеся с эпохи Реформации в Западной Европе и первых протестантских объединений, обусловили зарождение и распространение расселизма в XIX веке в США.

Вероучение «Общества Сторожевой башни» из апостольских догм хри-стианства отрицает веру в Единого Триипостасного Бога. Божественность Иисуса Христа, от которой, собственно, и пошло христианство, полностью отвергается. Сотериологическая концепция современных «Свидетелей», в отличие от христианской, состоит в «кротком и послушном служении Иегове». Христианское почитание Пресвятой Богородицы и Приснодевы приравнивается иеговистами к «оскорблению Иеговы».

Традиционная Христианская Церковь считается «ложной религией», происходящей от «сатаны-дьявола» и «подлежит уничтожению во время Ар-магеддона». Ещё один догмат апостольского христианства, заключающийся в принятии добровольной смерти Христа на кресте и последующем Его воскресении и вознесении на Небеса, трактуется идеологами из Бруклина двояко. С одной стороны, «Организация» соглашается с постулатом о добровольной смерти и воскресении Иисуса. С другой, отвергается крест Христов, а воскресение Сына Божьего происходит только в 1914 г. в «новом духовном теле».

Христианское почитание ангелов, святых отцов Церкви, святых икон и мощей для верующих в Иегову считается неприемлемым. Исходя из эсхатологии «истинных христиан», «Второе Славное Пришествие Иисуса Христа в качестве Судьи человечества» уже состоялось «невидимым, духовным образом». На земле в наше время господствует «сатана со своими демонами, неся голод, бедствия, болезни и войны человечеству». Это свидетельствует, по мнению «Свидетелей Иеговы», о близости «конца света, всеобщего воскресения мёртвых», «Страшного Суда». На «Страшном Суде» будут оправданы только «послушные Иегове», а «нечестивые», то есть люди, не являющиеся последователями «Общества», будут уничтожены под «радостные взгляды» спасённых «Свидетелей Иеговы», воскрешённых в «новых молодых телах». Святые Таинства Христианской Православной Церкви не принимаются «Исследователями Писания». Современные «Свидетели Иеговы» признают авторитет только собственного «Священного Писания». В целом, в наше время «Свидетели Иеговы» почти полностью расходятся в вопросах вероучения с общехристианской ортодоксальной традицией, считая все христианские конфессии и деноминации «сатанинскими».

Следующим новым религиозным объединением христианской ориентации является «Церковь Последнего Завета» («Община единой веры», виссарионовцы). В отличие от «Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней» и «Свидетелей Иеговы» имеющих западное происхождение, «Церковь Последнего Завета» зародилась в России. Прежде чем начинать рассмотрение истории возникновения «Церкви Последнего Завета», необходимо отметить, что в современных официальных и научных источниках она была классифицирована как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ). Так, например, подобная характеристика рассматриваемого религиозного объединения приводится в «Итоговом заявлении участников российской научно-практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека», прошедшей в Санкт-Петербурге 11-12 января 1996 г. , а также в официальных «Обращении к россиянам...» и «Обращении к средствам массовой информации...» участников этой конференции , Аналитическом вестнике Государственной Думы Российской Федерации «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций», 1996 г. , Инициативном письме - депутатском запросе депутата Государственной Думы Российской Федерации Н.В.Кривельской Министру внутренних дел Российской Федерации генералу армии А.С.Куликову (январь 1997 г.), Информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим», 1996 г. , выступлениях в Государственной Думе Российской Федерации депутата В.Савицкого, книге А.И.Хвыли-Олинтера «Опасные тоталитарные формы религиозных сект» (1996 г.) , материалах и документах Республиканской научно-практической конференции «Беларусь: религиозное сектантство и молодежь», прошедшей в г.Минске 18-19 декабря 1996 года .

На сегодняшний день основной центр «Церкви Последнего Завета» находится в Минусинске Красноярского края. Последователи Виссариона распространены далеко за пределы Красноярского края. Их общины есть и в ближнем зарубежье, например, в Белоруссии (Брест и др.). Хотя на 1 января 1996 г., в стране было зарегистрировано всего 2 религиозных объединения «Церкви Последнего Завета», уже к концу 1995 года в 40 городах России, на Украине, в Казахстане, в Литве развернули кипучую деятельность вербовочные центры Виссариона.

Согласно справочнику «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера» в России действует множество центров («Источник») и общин этой организации, расположенных в следующих городах: Астрахань, Белгород, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Воркута, Воткинск, Екатеринбург, Ижевск, Казань, Краснодар и Краснодарский край (Геленджик), Красноярский край (Минусинск, некоторые населенные пункты Минусинского, Курагинского и Каратузского районов), Курск, Липецк, Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новосибирск, Орел, Пермь и Пермская область, Петропавловск-Камчатский, Санкт-Петербург, Саратов, Самара, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Южно-Сахалинск и др.

По данным руководства «Церкви Последнего Завета», у них - около 50 тысяч последователей в 83 населенных пунктах Российской Федерации и зарубежья. Реальное же количество адептов Виссариона значительно меньше - около 10 тысяч человек, половина из которых проживает в Красноярском крае, а другая занимается прозелитизмом во многих городах Российской Федерации. Примерная численность активно действующих последователей Виссариона в Екатеринбурге - 50 человек (1 зарегистрированная община), в Челябинской области - 60, в Красноярском крае - около 3 тысяч, в Воронеже - 70 человек (помимо 16 семей, переселившихся из Воронежа в коммуну Виссариона в г.Минусинск), в Перми и Пермской области - около 200, Астрахани - 10. На территории Курагинского района адепты общины «Единой Веры» проживают в следующих населенных пунктах: с.Маринино, пос.Можарка, пос.Журавлево, пос.Жербатиха, с.Тюхтята, с.Петропавловка, пос.Имисское, с.Черемшанка, с.Гуляевка, с.Жаровск, Тиберкуль, пос.Курагино, с.Гуляевка, с.Шошино; на территории Каратузского района - с.Качулька, с.Нижние Куряты, с.Таяты . Таким образом, на современном этапе истории «Церкви Последнего Завета» можно говорить о том, что данное религиозное объединение имеет обширную географию распространения нескольких тысяч своих адептов.

Подобная география распространения и многочисленность рассматриваемого религиозного объединения объясняется прежде всего ролью его лидера в становлении и развитии «Общины Единой Веры». Основатель, глава, руководитель Церкви Последнего Завета и ее высшее духовное лицо - Сергей Анатольевич Тороп, бывший сотрудник милиции города Минусинска Красноярского края, больше известный под культовым именем Виссарион. К руководству «Церкви Последнего Завета» также можно отнести генерального директора закрытого акционерного общества «Табрат» и устроителя «Церкви Последнего Завета» - Казакова Станислава Михайловича, старосту Черемшанских земель - Чевалкова Сергея Борисовича, пресс-секретаря «Церкви Последнего Завета» - Редькина Вадима Вячеславовича .

Сергей Тороп (Виссарион) родился 14 января 1961 г. в семье строителей в пригороде г. Краснодара. В семилетнем возрасте вместе с семьей переезжает на постоянное место жительства в г. Минусинск на юге Красноярского края. Школу в Минусинске будущий «мессия» закончил с трудом. Затем - стройбат в армии, профессия слесаря-электрика, по некоторым данным - алкоголизм, бесцельные занятия то одним, то другим: от живописи до восточных единоборств. Конфликты с сослуживцами привели к тому, что Сергея уволили из милиции.

В 1990 году Сергею пришло откровение, что он является «новым мессией, Сыном Божиим, проводником Духа Святого Великой Мудрости Творца — Виссарионом» . На основе минусинского общества уфологов — кружка местной интеллигенции, интересовавшейся различными неопознанными объектами, рассуждавшей о возможных формах внеземной цивилизации, увлекавшейся различными восточными культурами, возникает харизматическая культовая община. Тогда-то и появился Владимир Плесин, заводской электрик, который ссылался на прямой контакт с космосом и утверждал, что недавно получил свыше указание объявить себя Сыном Божиим. Однако когда Владимир встретил Сергея, «космос изменил решение и честь стать Виссарионом была дарована» Сергею Торопу .

В 29 лет, по словам адептов, в мае 1990 г., Виссарион якобы прозрел. Объявил, что в январе 1991 г. был крещен Отцом Небесным, получил новое имя Виссарион и божественное откровение — Последний Завет. В «Последнем Завете» эти события описываются следующим образом: «14 число января месяца 1961 года волею великого Творца в городе Краснодаре вновь рождается предначертанная плоть... Май месяц 1990 года, город Минусинск. Повязка покинула глаза и память. А с 18 числа августа месяца 1991 года столы обещанного Свершения стали открыто покрывать уготованный Богом Путь...» По толкованию Сергея Анатольевича, «Виссарион» значит «дающий жизнь», хотя на самом деле есть две предположительные этимологии этого имени: одна из них — «лесной», а другая — «кашляющий» .

Ему было предопределено приступить к распространению новой, единой религии и повести человечество по пути духовного совершенствования. Поэтому день рождения Торопа считается моментом прихода мессии, началом Эпохи Рассвета, от которого ведется новое летоисчисление. Последователи Виссариона утверждают, что рождение нового мессии было предсказано в восьмой главе Откровения Иоанна Богослова, а, кроме того, ссылаются на астрологическое обоснование места его рождения. Астролог Елена Богорад доказывает, что с наступлением эпохи Водолея начинается «эпоха русских и энергетический центр передвигается из Иерусалима в Россию, под Краснодар», где и суждено было родиться Сергею Торопу — «пробудившемуся в новой плоти» Христу .

Первую проповедь с выездом за пределы города совершил 18 августа 1991 г. Началось шествие по России «Виссариона-спасителя». Первые свои проповеди Виссарион читал робко. Но уже тогда появились первые последователи, которые и развернули агитационную деятельность, тиражировали проповеди Виссариона. Красноярский край был объявлен «землей обетованной» . Стремясь к «истине и сказочному будущему» в Сибирь стали съезжаться первые ученики .

На собранные с последователей деньги Виссарион начал путешествовать по России, но размаха еще не было. Лишь когда Виссарион завел себе апостола - шоу-бизнесмена, бывшего эстрадного певца Вадима Редькина, миссионерская деятельность закипела с удвоенной силой. Виссарион объездил почти все СНГ, общины его последователей регистрировались во многих городах. «Мессия» уже мог говорить часами, не останавливаясь, его жесты стали энергичными, а тембр голоса обрел уверенность и немалую убедительную силу. Шоу-навыки апостола сделали свое дело.

В Москве и Санкт-Петербурге помощники Виссариона развернули сеть квартир, на которых шли собрания и проводились ритуальные «круги» . Пик деятельности Виссариона наступил, когда появилась Мария Карпинская, ставшая в окружении Виссариона Марией Магдалиной. Журналистка, известная во многих странах мира, член Европарламента, она в числе первых поселенцев приехала в Сибирь, профинансировав деньгами от продажи своей квартиры первое заграничное турне Виссариона. Пользуясь своими связями, Карпинская впервые вывезла за рубеж неразлучную троицу. Впоследствии выход Марии Карпинской из секты Виссариона произвел очень большое впечатление на его последователей.

Община продолжала расти. По призыву Виссариона, уверовав в его учение, несколько тысяч людей разных профессий (музыканты, художники, философы, эстрадная певица, отставные военные и др.) продали свои квартиры в Москве, Санкт-Петербурге и других городах и переселились в Красноярский край. В негласную службу безопасности Виссариона вошли специалисты - бывшие офицеры правоохранительных органов. С радостными песнями общинники выстроили на свои средства Дом Учителя в поселке Малая Минуса, куда переехала семья Виссариона и еще несколько семей. Параллельно стал строиться еще один дом для Виссариона - в селе Петропавловка.

В июне 1994 г. верующие, проживающие в г. Минусинске и Курагинском районе Красноярского края, объединились для совместного вероисповедания в религиозное объединение «Община единой веры», которое было зарегистрировано Управлением юстиции Красноярского края под N105.

Во второй половине 1994 г. инициативная группа последователей Виссариона, переехавших в Красноярский край и объединенных единой духовной идеей, выступила с предложением создать в Курагинском районе Красноярского края вблизи озера Тиберкуль так называемое экспериментальное экологическое поселение, которое было принято администрацией Курагинского района и Красноярского края. Для построения поселения выделено из лесного фонда 250 га земли в районе горы Сухая и озера Тиберкуль. Указанные земли переданы для проектирования экологического поселения закрытому акционерному обществу «ТАБРАТ», созданному поселенцами специально для решения практических задач организации и обеспечения строительства поселения, а затем хозяйственной деятельности в этом поселении. Проектируемое в настоящее время поселение рассчитано на 120 семей и состоит из нижнего поселения радиально- кольцевого типа площадью 21 га, расположенного в седловине на отметке 560 м, и верхнего поселения хуторского типа площадью 3 га, расположенного на хребте горы Сухая на отметке 927 м. Нижнее поселение размещено непосредственно за километровой водоохранной зоной юго-восточной оконечности озера Тиберкуль. Остальная территория площадью 226 га играет роль адаптационной зоны. В ней расположены лесопарк, планируется расположить питомник редких деревьев и плодово-ягодных культур, пастбища и сенокосы и другие аналогичные объекты . Дом Виссариона из села Петропавловка по частям перевезли на гору Сухую по специально проложенной колее на лошадях.

Некоторые люди и рады были бы бежать от «земли обетованной», но «мосты сожжены»: квартиры проданы, имущество - в общине, ехать некуда . Для такой категории недовольных Виссарион предусматривает особый ход - он заявляет, что у проекта нет религиозной и дает квазинаучное обоснование, говоря, что речь идет о выживании человека в экологически чистых условиях, об очищении души и тела.

В октябре 1995 г. религиозное объединение последователей Виссариона официально перерегистрировалось в «Церковь Последнего Завета», которая объединила представителей различных вероисповеданий, не нашедших себя в традиционных религиях. Каждый последователь Виссариона хоть один раз должен побывать в «земле обетованной», в Минусинске. Здесь происходят крещения, вновь обращенным вручаются пояс и специальная лента, освящаются Виссарионом крестики - при этом неважно какие: православные, католические или выструганные из дерева собственными руками и по своему проекту. Главным же ритуалом является так называемый магический круг, когда верующие, взявшись за руки, под специально подобранную музыку совершают определенные движения. Сила воздействия такого ритуала на психику адептов настолько велика, что иные падают без чувств и их относят в сторону .

По словам последователей Виссариона, в их общине придерживаются, исходя из этических и мировоззренческих принципов, строгого вегетарианства, а рацион питания составляют продукты растительного происхождения. В реальности же, по данным, в общине Виссариона практикуется «агрессивная» диета по примеру нацистских концентрационных лагерей, при которой даже кормящим матерям запрещается кормить детей грудным молоком. По показаниям врачей районной больницы п.Курагино Красноярского края, имеется несколько смертельных случаев от истощения фанатичных последователей Виссариона, детям в секте не оказывается медицинская помощь. Основатель секты Сергей Тороп подтвердил факты самоубийств среди своих последователей .

«Церковь Последнего Завета» является типичным представителем новых религиозных объединений, причем той разновидности, которую отличает альтернативная направленность в отношении существующего общественного строя и образа жизни людей, а также традиционных, официально признанных религиозных объединений. «Церковь Последнего Завета» – это деструктивная религиозная организация (секта) оккультной направленности. Во втором томе третьего переиздания справочника «Новые религиозные организации…» секта Виссариона отнесена к классу «Экология духа, оккультизм и оккультное целительство», подгруппе О-1 «Устойчивые организации и группы (секты)» . Руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священник Олег Стеняев счита



2015-11-10 1439 Обсуждений (0)
Генезис, вероучение и культовая практика «Свидетелей Иеговы» и «Церкви Последнего Заве-та» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Генезис, вероучение и культовая практика «Свидетелей Иеговы» и «Церкви Последнего Заве-та»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1439)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)