ЕГО СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Сыктывкарский государственный университет Институт педагогики и психологии Кафедра общей и специальной педагогики МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ Сыктывкар, 2014г.
Составители – Уваровская О. В., Старцева О.А. ВВЕДЕНИЕ Новые социально- экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке преподавателя и его профессиональной культуре. Состояние и развитие образовательных учреждений в огромной мере зависят о научной и методической квалификации учителей, их творчества и способности практически решать проблемы обучения, воспитания и развития подрастающего поколения как будущих неповторимых личностей. Это определяет необходимость подготовки будущих учителей к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения учебно-исследовательской и научно- исследовательской работы. Необходимость этих умений и навыков возрастает в связи с тем, что: учебные занятия, ограниченные рамками, не позволяют раскрыть все богатство мировой педагогической мысли; возросший объем информации не позволяет освоить ее без умения отбирать и анализировать; усиление акцентов на самостоятельную работу студентов в высших учебных заведениях; учебники и учебные пособия быстро устаревают, не успевают соответствовать изменениям в государственных образовательных стандартах, новых учебных программах.
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЕГО СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
Всякое научное исследование – от творческого замысла до окончательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Изучать в научном смысле – это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники – вот важнейшие факторы научного исследования. Изучать в научном смысле – это значит быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытие из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике. Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс научного исследования. Науке известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде понятий, законов и теорий. Его отличительные признаки: 1. Целенаправленный процесс. 2. Процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов. 3. Систематичность (приведен в систему процесс исследования и его результаты). 4. Строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов. Объектомнаучно-теоретического исследования является целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность. Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т.д.) Методологический аппарат научного исследования включает в себя: 1. Принципы организации и проведение исследования. 2. Способы определения его стратегии (подходы к постановке проблемы и определению ее состава и т.п.). 3. Технические средства методологического анализа (методы научного исследования, аппаратура). 4. Понятийно-категориальную основу научного исследования (определение проблемы, объекта, предмета, гипотезы, цели и задач и т.п.). 5. Требования к результатам исследования (актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость и т.д.). Подлинно научным может быть исследование, в котором реализуются все составные элементы методологического аппарата. Принципы научного исследования: принцип объективности; учет непрерывного изменения, развития исследуемых элементов; принцип единства логического и исторического; систематичность; принцип восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Методы, используемые как в теоретической, так и в практической деятельности очень разнообразны. Следует отметить, что и система методов, используемых в современной науке, столь же многообразны, как и сама наука. Разнообразие методов научного познания условно можно подразделить на 4 уровня: 1. Эмпирический: наблюдение, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты и др.. 2. Экспериментально-теоретический: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический, логический методы и др.. 3. Теоретический: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ, синтез, индукция, аксиоматика, обобщение и др.. 4. Метатеоретический: диалектический метод и метод системного анализа. Уровни позволяют выделить следующие методы исследования: организационные; эмпирические; методы обработки данных; интерпретационные методы. Раскроем суть этих методов.
Виды исследований:
Методы исследования различны, в зависимости от видов исследования. В науке выделяют следующие виды исследований: 1. Пилотажное – пробное исследования, которое предшествует основному исследованию и организуется с целью проверки качества его подготовки. 2. Панельное исследование (повторное). В этом случае одни и те же объекты подвергаются исследованию через различные интервалы времени. 3. Лонгитюрное – продолжительное. 4. Полевое – опрос на местах, в естественных условиях, в условиях повседневной жизни. 5. Монографические – основной объект – целостная относительно самостоятельная система. Сюда могут входить: исторические; теоретические; опытно-информационные; конструктивно-поисковые методы.
Следует выделить экспериментальные методы исследования, которые бывают естественно-научными, лабораторными, экспериментальными и другими. Эксперимент имеет 4 этапа: констатирующий, созидательный, корректирующий, контрольный. Под экспериментом понимают специально поставленный опыт в определенных условиях, которые содержат оптимальные возможности для объекта исследования, соответствующие замыслу эксперимента. Следовательно такие условия должны создаваться и они могут быть выражены специальными ситуациями, влияющими на объекты изучения. Педагогический эксперимент является моделью наиболее совершенного педагогического процесса, в котором достигается наивысшая эффективность, отсюда второй специфической чертой эксперимента является экспериментальная модель, которая в ходе апробации даст оптимальный результат. Следующая особенность этого эксперимента – повторение его в различных условиях.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |