Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!

Задания для самостоятельной работы. Задание 1.Составьте словарик трудностей в произношении отдельных слов





Задание 1.Составьте словарик трудностей в произношении отдельных слов, связанных с вашей будущей профессией.

Задание 2. Понаблюдайте за речью окружающих вас людей. Какие орфоэпические ошибки наиболее часто встречаются?

ТЕСТЫ

Тест 1.Отметьте утверждение, соответствующее действительности. Ударение в русском языке называется разноместным, т.к

a) оно может падать на любой слог в разных словах;

b) оно может падать на любой слог в одном и том же слове;

c) в одном и том же слове в разных формах ударение может падать на разные слоги;

d) ударение в русском языке музыкальное, а не силовое.

Тест 2. Найдите утверждение, противоречащее действительности.

a) Ударение в русском языке служит для различения семантики слов;

b) ударение в русском языке служит для различения многозначных слов;

c) ударение в русском языке может указывать на грамматическую форму слова;

d) ударение помогает различать значение слов и их форм.

Тест 3. Найдите правильный ответ. В словах атлас и атлас ударение служит:

a) для различения семантики слов;

b) для указания на разную грамматическую форму слова;

c) для различения значения слов и их формы;

d) для указания на варианты слова.

Тест 4. Найдите утверждение, соответствующее действительности. Орфоэпические нормы – это…

a) нормы ударения и произношения;

b) нормы построения словосочетаний и предложений;

c) нормы употребления многозначных слов;

d) нормы образования грамматических форм.

Тест 5. Найдите утверждение, не соответствующее действительности: Акцентологические нормы в русском языке вызваны следующими характеристиками русского ударения:

a) подвижностью;

b) разноместностью;

c) свободным характером;

d) фиксированностью ударения на определенном слоге.

Тест 6. Найдите пару слов, в которых оба варианта являются литературной нормой:

a) жалюзи – жалюзи;

b) лосось – лосось;

c) кухонный – кухонный;

d) ходатайство – ходатайство.

Тест 7. Определите, какое рассуждение является верным при анализе ударения в словах: компас и компас.



a) Оба ударения соответствуют литературной норме;

b) одно ударение – компас – является нормой, а компас – просторечное;

c) одно ударение – компас – присуще профессиональной речи;

d) одно ударение – компас – устаревшее.

Тест 8. Отметьте ряд,где ударение служит для разграничения слов:

a) творог – творог;

b) щавель – щавель;

c) мышление – мышление;

d) вязанка – вязанка.

Тест 9. Отметьте ряд слов, в которых чаще всего допускаются акцентологические ошибки?

a) квартал, договор, туфля, средства, ходатайство;

b) лектор, стипендия, аппендицит, гусеница;

c) завидный, очевидный, невероятный, отчаянный;

d) играть, звонить, сидеть, висеть.

Тест 10. Найдите слово, в котором нет редукции гласной «о».

a) Борец;

b) ходьба;

c) сонет;

d) болезнь.

Тест 11. Найдите слово, в котором на месте «жд» допускается звук «щ» по нормам русского языка.

a) Вождь;

b) дождь;

c) одежда;

d) одежда.

Тест 12. Найдите слово, которое написано неправильно.

a) Инцидент;

b) интендант;

c) прецендент;

d) претендент.

Тест 13. В каком ряду представлены слова, где нет непроизносимых согласных?

a) Полночь, воздать, известен.

b) солнце, поздно, совестно;

c) местный, известный, грустный;

d) прелестный, лестница, праздник.

Тест. 14 Найдите слово, в котором на месте буквы «г» произносится «в».

a) Круглый;

b) круг;

c) круглого;

d) ого-го-го.

Тест 15. Какое из значений соответствует слову кредо:

a) система взглядов;

b) точка зрения, мнения;

c) правило, принцип;

d) то, что принадлежит только одному лицу.

Тест 16. Найдите слово, в котором на месте буквы «г» произносится «х».

a) Бог;

b) стог;

c) враг;

d) грог.

Тест 17. Найдите ряд, в котором сочетания чн и шн служат для различения значения слов.

a) Калачный – калашный.

b) Двуручный – двурушный.

c) Ильинична – Ильинишна.

d) Кузьминична – Кузьминишна.

Тест 18. Отметьте рассуждение, являющееся верным при анализе пары слов: опёка – опека.

a) Оба слова соответствуют литературной норме;

b) оба слова не соответствуют литературной норме;

c) правильной является форма опёка;

d) правильной является форма опека.

Тест 19. Какое из значений соответствует слову плеяда:

a) группа выдающихся деятелей на каком-либо поприще одной эпохи;

b) группа выдающихся деятелей;

c) категория людей;

d) группа единомышленников.

Тест 20. В каком ряду ударение в словах расставлено верно:

a) договор, добыча, мизерный, квартал;

b) сливовый, грушевый, некролог, приговор;

c) коклюш, плавление, мышление, обнаружение;

d) дремота, ломота, глухота, доброта,


Тема 5

Лексические нормы

Лексические нормы, или нормы словоупотребления – это

ª правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значе­нию или по форме,

ª употребление слова в тех значениях, которые оно имеет в языке,

ª уместность его использования в той или иной ситуации.

Соблюдение лексических норм — важнейшее условие правиль­ности речи.

Правильный выбор слова и употребление его в нужном зна­чении всегда позволяют точно выразить содержание, смысл вы­сказывания. К примеру, если абитуриент в сочинении пишет: «Катерина - героиня с тонкой архитектурой души», - то о под­линном смысле этого высказывания мы можем только догады­ваться. Слово «архитектура» толкуется в словаре как «строитель­ное искусство; стиль постройки». Попытка использовать данное слово в несвойственном ему переносном значении нарушает нор­му словоупотребления, приводит к ошибке.

Овладение нормами словоупотребления происходит на про­тяжении всей жизни человека, ведь словарный состав языка включает по данным, например, Словаря русского литературного языка в 17-ти томах (Большого академического) 120480 слов. И это далеко не полный объем лексики, к тому же лексики только литературного языка.

Лексическая система постоянно развивается, пополняется новыми, в том числе заимствованными словами. Она плохо под­дается формализации и унификации. Вот почему невозможно дать список трудных случаев реализации норм словоупотребле­ния, какой-то свод правил. Обращение к толковым словарям, вдумчивое чтение художественных и других текстов способст­вуют расширению вашего лексического запаса, развитию языко­вого чутья.

Обратите внимание на некоторые рекомендации, которые помогут вам добиться лексической правильности речи.

1. Помните о необходимости точного понимания значения слова, в случае затруднения обращайтесь к толковым словарям или ищите замену данного слова известным вам эквивалентом. Абитуриент, написавший в сочинении: «Он прозябал вечерами в театре», - явно не знал точного значения слова «прозябать» - вести жалкую, бессодержательную, бесцельную жизнь

2.Необходимо учитывать, что неправильное словоупотребление может быть связано с неразличением оттенков значения
синонимов, то есть слов близких, но не одинаковых по смыслу. К
примеру, употребление слова обширный в контексте: «Остается
удивляться его обширной (вместо большой) любви" является
неправильным, так как прилагательное «обширный» синонимич­но прилагательному «большой» при обозначении размера, вели­чины (большая территория, обширная территория), но не при обозначении силы чувства.

Полезно обращаться к специальным словарям синонимов. Так, в "Словаре синонимов русского языка" З.Е. Александровой слово обширный приводится в качестве синонима к прилагатель­ному большой с соответствующими уточнениями: обширный – большой по объему.

3. Нельзя забывать и о таком явлении, как многозначность
слова.
Многие слова в языке обладают этим свойством, то есть
способностью употребляться в разных значениях. Разные значе­ния слов приводятся в толковых словарях: первым указывается
основное(его еще называют прямым, первичным, главным), а потом - производные от него (переносные, вторичные).

Например, глагол касаться имеет основное значение «дот­рагиваться до кого - или чего-нибудь» и два переносных, вторич­ных значения – «иметь отношение к кому - или чему-нибудь» (Это тебя не касается); «затрагивать какой-нибудь вопрос в из­ложении» (касаться темы, проблемы, вопроса).

Слово, взятое изолированно, вне контекста, воспринимается в своем основном значении, производные же значения выявляют­ся только в сочетании с другими словами.

4. Помните, что многозначное слово может иметь разную
лексическую сочетаемость, то есть способность соединяться по
смыслу с другими словами. В языке запрет на сочетание слов
друг с другом накладывается в первую очередь присущими им
значениями, а также традицией употребления, исторически сло­жившейся нормой. Например, слово круглый в своем основном
значении – «имеющий форму круга» соединяется со словами
стол, коробка, лицо и т.п. Но, выступая в значении «весь, целый, без перерыва (о времени)», слово круглый сочетается лишь с су­ществительными год, сутки, а в значении «полный, совершен­ный» - с такими, как невежда, отличник, сирота.

Нарушение лексической сочетаемости часто возникает в ре­чи.

Примеры из сочинений абитуриентов: «производить особый интерес на читателя» (вместо «производить впечатление» или «вызывать интерес»), «применять в своих произведениях народ­ное творчество» (вместо «обращаться в своих произведениях к народному творчеству»), «носить символический образ» {вместо «иметь символическое значение»).

В отдельных случаях причиной ограничения лексической сочетаемости оказывается закрепление слова в устойчивых вы­ражениях. Устойчивые сочетания (потому они так и называются) имеют вполне определенные связи, разрушать которые нельзя: уделять внимание или придавать значение, а не «уделять значе­ние»; играть роль или иметь значение, а не «играть значение»; выражать протест, а не «делать протест». Вот почему ошибоч­ны следующие употребления:

Нравственным проблемам сейчас уделяется большое значе­ние. Роман сыграл большое значениев жизни Пушкина. Идя на свидание, Катерина делает открытый протест темному царству.

5. Следует учитывать существование в языке паронимов (от греч. para рядом + onoma - имя),то есть похожих, созвучных однокоренных слов с разными значениями, и парономазов,то есть разнокорневых слов, далеких по значению, но сходных по звучанию. Например, одеть и надеть, экономичность и экономность (паронимы); приучать и приручать (парономазы). Наличие сход­ства звукового облика создает дополнительные трудности при выборе слова, если значение его вы знаете лишь приблизительно.

Отсюда такие нарушения норм словоупотреблений, как мо­нограмма вместо монография в следующем высказывании: «Это мысль, достойная по глубине целой монограммы» (монограмма – это «вязь из двух или более букв», монография – «научное иссле­дование, посвященное одному вопросу, теме»). Ведущий одной из радиопрограмм упот­ребил даже слово пария вместо пассия: «Он просит исполнить для своей парии песню». Достаточно обратиться к толковому словарю, например, С.И.Ожегова, чтобы выяснить, что пария – это «отверженное, бесправное, угнетаемое существо», а потому это слово вряд ли подходит для обозначения любимой девушки. Скорее всего подразумевалось слово пассия – «предмет любви, страсти».

6. Будьте внимательны при употреблении слов, недавно вошедших в наш обиход (неологизмов), а особенно лексики ино­язычного происхождения. Использовать заимствованные слова без особой необходимости вообще не следует, а уж тем более, ес­ли значение слова вам не совсем понятно. Вряд ли можно считать правильным, например, употребление слова вернисаж в следующем контексте: «Ежедневно вернисаж картин этого художника посещает не менее ста человек». Обратившись к словарю С.И. Ожегова, нетрудно выяснить, что вернисаж – «этоторжест­венное открытие художественной выставки», которое никак не может проводиться ежедневно. Из словаря иностранных слов можно почерпнуть сведения о происхождении этого слова, кото­рые помогут лучше запомнить его значение: «вернисаж (фр. vernissage букв. лакировка) - торжественное открытие художест­венной выставки (первонач. – день покрытия картин лаком перед открытием выставки)». Вполне уместно было бы заменить в на­шем предложении слово вернисаж словом выставка.

7. Избегайте в речи смысловой избыточности. При употреб­лении лишних по смыслу слов возникают так называемые плеоназмы(от греч. pleonasmos переизбыток) – речевое излишество, вкрапление в речь слов, ненужных с чисто смысловой точки зре­ния, частичное совпадение значений слов, образующих словосо­четание: моя автобиография (авто = мой), самый лучший (луч­ший = самый хороший), памятный сувенир (сувенир = подарок на память), совместное сотрудничество (сотрудничество - совме­стная работа), прейскурант цен (прейскурант - справочник, пере­чень цен).

Несоблюдение норм приводит к ошибкам и курьезам.

Напри­мер, в одном из исследований приводится перевод слов русской песни: «И кто его знает, чего он моргает...»: «Никто не знал, что у него с глазом».

К лексическим нормам относятся и правила употребления фразеологических оборотов. Фразеологизм – это неделимое, целостное по своему значению устойчивое сочетание слов, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Его ещё называют идиомой, или устойчивым сочетанием слов.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1937)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)