Задания для самостоятельной работы. Задание 1.Составьте словарик трудностей в произношении отдельных слов
Задание 1.Составьте словарик трудностей в произношении отдельных слов, связанных с вашей будущей профессией. Задание 2. Понаблюдайте за речью окружающих вас людей. Какие орфоэпические ошибки наиболее часто встречаются?
Тест 1.Отметьте утверждение, соответствующее действительности. Ударение в русском языке называется разноместным, т.к a) оно может падать на любой слог в разных словах; b) оно может падать на любой слог в одном и том же слове; c) в одном и том же слове в разных формах ударение может падать на разные слоги; d) ударение в русском языке музыкальное, а не силовое. Тест 2. Найдите утверждение, противоречащее действительности. a) Ударение в русском языке служит для различения семантики слов; b) ударение в русском языке служит для различения многозначных слов; c) ударение в русском языке может указывать на грамматическую форму слова; d) ударение помогает различать значение слов и их форм. Тест 3. Найдите правильный ответ. В словах атлас и атлас ударение служит: a) для различения семантики слов; b) для указания на разную грамматическую форму слова; c) для различения значения слов и их формы; d) для указания на варианты слова. Тест 4. Найдите утверждение, соответствующее действительности. Орфоэпические нормы – это… a) нормы ударения и произношения; b) нормы построения словосочетаний и предложений; c) нормы употребления многозначных слов; d) нормы образования грамматических форм. Тест 5. Найдите утверждение, не соответствующее действительности: Акцентологические нормы в русском языке вызваны следующими характеристиками русского ударения: a) подвижностью; b) разноместностью; c) свободным характером; d) фиксированностью ударения на определенном слоге. Тест 6. Найдите пару слов, в которых оба варианта являются литературной нормой: a) жалюзи – жалюзи; b) лосось – лосось; c) кухонный – кухонный; d) ходатайство – ходатайство. Тест 7. Определите, какое рассуждение является верным при анализе ударения в словах: компас и компас. a) Оба ударения соответствуют литературной норме; b) одно ударение – компас – является нормой, а компас – просторечное; c) одно ударение – компас – присуще профессиональной речи; d) одно ударение – компас – устаревшее. Тест 8. Отметьте ряд,где ударение служит для разграничения слов: a) творог – творог; b) щавель – щавель; c) мышление – мышление; d) вязанка – вязанка. Тест 9. Отметьте ряд слов, в которых чаще всего допускаются акцентологические ошибки? a) квартал, договор, туфля, средства, ходатайство; b) лектор, стипендия, аппендицит, гусеница; c) завидный, очевидный, невероятный, отчаянный; d) играть, звонить, сидеть, висеть. Тест 10. Найдите слово, в котором нет редукции гласной «о». a) Борец; b) ходьба; c) сонет; d) болезнь. Тест 11. Найдите слово, в котором на месте «жд» допускается звук «щ» по нормам русского языка. a) Вождь; b) дождь; c) одежда; d) одежда. Тест 12. Найдите слово, которое написано неправильно. a) Инцидент; b) интендант; c) прецендент; d) претендент. Тест 13. В каком ряду представлены слова, где нет непроизносимых согласных? a) Полночь, воздать, известен. b) солнце, поздно, совестно; c) местный, известный, грустный; d) прелестный, лестница, праздник. Тест. 14 Найдите слово, в котором на месте буквы «г» произносится «в». a) Круглый; b) круг; c) круглого; d) ого-го-го. Тест 15. Какое из значений соответствует слову кредо: a) система взглядов; b) точка зрения, мнения; c) правило, принцип; d) то, что принадлежит только одному лицу. Тест 16. Найдите слово, в котором на месте буквы «г» произносится «х». a) Бог; b) стог; c) враг; d) грог. Тест 17. Найдите ряд, в котором сочетания чн и шн служат для различения значения слов. a) Калачный – калашный. b) Двуручный – двурушный. c) Ильинична – Ильинишна. d) Кузьминична – Кузьминишна. Тест 18. Отметьте рассуждение, являющееся верным при анализе пары слов: опёка – опека. a) Оба слова соответствуют литературной норме; b) оба слова не соответствуют литературной норме; c) правильной является форма опёка; d) правильной является форма опека. Тест 19. Какое из значений соответствует слову плеяда: a) группа выдающихся деятелей на каком-либо поприще одной эпохи; b) группа выдающихся деятелей; c) категория людей; d) группа единомышленников. Тест 20. В каком ряду ударение в словах расставлено верно: a) договор, добыча, мизерный, квартал; b) сливовый, грушевый, некролог, приговор; c) коклюш, плавление, мышление, обнаружение; d) дремота, ломота, глухота, доброта, Тема 5 Лексические нормы
Лексические нормы, или нормы словоупотребления – это ª правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, ª употребление слова в тех значениях, которые оно имеет в языке, ª уместность его использования в той или иной ситуации. Соблюдение лексических норм — важнейшее условие правильности речи. Правильный выбор слова и употребление его в нужном значении всегда позволяют точно выразить содержание, смысл высказывания. К примеру, если абитуриент в сочинении пишет: «Катерина - героиня с тонкой архитектурой души», - то о подлинном смысле этого высказывания мы можем только догадываться. Слово «архитектура» толкуется в словаре как «строительное искусство; стиль постройки». Попытка использовать данное слово в несвойственном ему переносном значении нарушает норму словоупотребления, приводит к ошибке. Овладение нормами словоупотребления происходит на протяжении всей жизни человека, ведь словарный состав языка включает по данным, например, Словаря русского литературного языка в 17-ти томах (Большого академического) 120480 слов. И это далеко не полный объем лексики, к тому же лексики только литературного языка. Лексическая система постоянно развивается, пополняется новыми, в том числе заимствованными словами. Она плохо поддается формализации и унификации. Вот почему невозможно дать список трудных случаев реализации норм словоупотребления, какой-то свод правил. Обращение к толковым словарям, вдумчивое чтение художественных и других текстов способствуют расширению вашего лексического запаса, развитию языкового чутья. Обратите внимание на некоторые рекомендации, которые помогут вам добиться лексической правильности речи. 1. Помните о необходимости точного понимания значения слова, в случае затруднения обращайтесь к толковым словарям или ищите замену данного слова известным вам эквивалентом. Абитуриент, написавший в сочинении: «Он прозябал вечерами в театре», - явно не знал точного значения слова «прозябать» - вести жалкую, бессодержательную, бесцельную жизнь 2.Необходимо учитывать, что неправильное словоупотребление может быть связано с неразличением оттенков значения
3. Нельзя забывать и о таком явлении, как многозначность Например, глагол касаться имеет основное значение «дотрагиваться до кого - или чего-нибудь» и два переносных, вторичных значения – «иметь отношение к кому - или чему-нибудь» (Это тебя не касается); «затрагивать какой-нибудь вопрос в изложении» (касаться темы, проблемы, вопроса). Слово, взятое изолированно, вне контекста, воспринимается в своем основном значении, производные же значения выявляются только в сочетании с другими словами. 4. Помните, что многозначное слово может иметь разную Нарушение лексической сочетаемости часто возникает в речи.
Нравственным проблемам сейчас уделяется большое значение. Роман сыграл большое значениев жизни Пушкина. Идя на свидание, Катерина делает открытый протест темному царству. 5. Следует учитывать существование в языке паронимов (от греч. para рядом + onoma - имя),то есть похожих, созвучных однокоренных слов с разными значениями, и парономазов,то есть разнокорневых слов, далеких по значению, но сходных по звучанию. Например, одеть и надеть, экономичность и экономность (паронимы); приучать и приручать (парономазы). Наличие сходства звукового облика создает дополнительные трудности при выборе слова, если значение его вы знаете лишь приблизительно. Отсюда такие нарушения норм словоупотреблений, как монограмма вместо монография в следующем высказывании: «Это мысль, достойная по глубине целой монограммы» (монограмма – это «вязь из двух или более букв», монография – «научное исследование, посвященное одному вопросу, теме»). Ведущий одной из радиопрограмм употребил даже слово пария вместо пассия: «Он просит исполнить для своей парии песню». Достаточно обратиться к толковому словарю, например, С.И.Ожегова, чтобы выяснить, что пария – это «отверженное, бесправное, угнетаемое существо», а потому это слово вряд ли подходит для обозначения любимой девушки. Скорее всего подразумевалось слово пассия – «предмет любви, страсти». 6. Будьте внимательны при употреблении слов, недавно вошедших в наш обиход (неологизмов), а особенно лексики иноязычного происхождения. Использовать заимствованные слова без особой необходимости вообще не следует, а уж тем более, если значение слова вам не совсем понятно. Вряд ли можно считать правильным, например, употребление слова вернисаж в следующем контексте: «Ежедневно вернисаж картин этого художника посещает не менее ста человек». Обратившись к словарю С.И. Ожегова, нетрудно выяснить, что вернисаж – «этоторжественное открытие художественной выставки», которое никак не может проводиться ежедневно. Из словаря иностранных слов можно почерпнуть сведения о происхождении этого слова, которые помогут лучше запомнить его значение: «вернисаж (фр. vernissage букв. лакировка) - торжественное открытие художественной выставки (первонач. – день покрытия картин лаком перед открытием выставки)». Вполне уместно было бы заменить в нашем предложении слово вернисаж словом выставка. 7. Избегайте в речи смысловой избыточности. При употреблении лишних по смыслу слов возникают так называемые плеоназмы(от греч. pleonasmos переизбыток) – речевое излишество, вкрапление в речь слов, ненужных с чисто смысловой точки зрения, частичное совпадение значений слов, образующих словосочетание: моя автобиография (авто = мой), самый лучший (лучший = самый хороший), памятный сувенир (сувенир = подарок на память), совместное сотрудничество (сотрудничество - совместная работа), прейскурант цен (прейскурант - справочник, перечень цен). Несоблюдение норм приводит к ошибкам и курьезам.
К лексическим нормам относятся и правила употребления фразеологических оборотов. Фразеологизм – это неделимое, целостное по своему значению устойчивое сочетание слов, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Его ещё называют идиомой, или устойчивым сочетанием слов. Читайте также: I. Прочитайте текст, выполните задания. Рекомендуемые страницы: Читайте также: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1937)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |