Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Выполните тест по теме № 6 «Сознание»





1. Способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности связана с…

· экспериментом

· восприятием

· сознанием

· интуицией

 

2. Представители вульгарного материализма считают, что сознание...

· имеет вещественную природу

· идеально

· является сверхъестественным даром

· существует независимо от материального мира

 

3. Для какого типа материализма. характерно истолкование сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества

· диалектического

· вульгарного

· метафизического

· наивного

 

4. Структурные элементы психики, согласно З. Фрейду

· Эроса и Танатоса

· Я и Не-Я

· Сверх-Я, Я, Оно

· либидо, сублимации

 

5. Кто из философов занимался разработкой проблемы интенциональности сознания

· Э. Гуссерля

· Ж.-П. Сартра

· З. Фрейда

· М. Хайдеггера

 

6. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и _____________ взгляда на сознание.

· естественнонаучного

· обыденного

· эстетического

· мифологического

 

7. Каким понятием обозначается присущая человеку способность целенаправленно и обобщённо воспроизводить действительность в идеальной форме?

· «психика»

· «интроспекция»

· «ощущение»

· «сознание»

 

8. По словам К.Маркса оно «есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

· идеальное

· вторичное

· первичное

· социальное

 

9. Определите характеристику идеального как субъективного (выберите не менее 2-ух вариантов ответа):

· закрытость от другого субъекта

· существует только в понятиях

· непосредственно дано только субъекту

· источник индивидуального творчества

 

10. Оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований называется...

· верой

· восприятием

· знанием

· обманом

 


РАЗДЕЛ 7. РАЗВИТИЕ

План: 1. Диалектика как наука о развитии 2. Законы, категории и принципы диалектики 3. Альтернативы диалектики

 



Диалектика как наука о развитии

Соотношение таких понятий, как движение и развитие связано с пониманием протекания процессов и изменения состояний.

Категорию развития обычно определяют как процесс необратимых изменений системы. Основой этого процесса является переход от низшего уровня организации системы к высшему уровню, от простого к сложному.

Развитие – процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.

В современной философии признанной теорией развития всего сущего и основанный на ней философским методом является диалектика.

Диалектика – это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия, о закономерном развитии всего сущего (природы, общества, человека).

В диалектической теории развития выделяют принципы, категории, законы.

Законы, категории и принципы диалектики

Принципы диалектики.

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи.Диалектика утверждает, что все в мире взаимосвязано, взаимообусловлено. Связь представляет собой отношение между предметами и событиями, когда изменение одного ведет к изменению другого.

Диалектика есть учение о всеобщих законах развития и изменения природы, общества и мышления. Принцип развитияявляется центральным, исходным началом диалектики, вокруг которого группируются все ее элементы, с разных сторон раскрывающие развитие. Диалектика считает, что развитие объективно, так как развивается сам объективный мир, а сознание лишь отражает это развитие.

Всвязи со спецификой научного познания выделяются общеметодологические принципы: принцип детерминизма,то есть всеобщей причинной обусловленности явлений; принцип объективности,который предполагает рассмотрение действительности такой, какой она является на самом деле; принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Принцип единства историческогои логического. Научное познание объектов действительности предполагает изучение становления и развития объекта, то есть его истории. А это возможно двумя методами: историческим, воспроизводящим все детали действительного исторического развития, и логическим, который также воспроизводит историю, но в ее главных, существенных чертах.

Законесть всеобщая, необходимая, наиболее существенная связь между предметами или событиями, которая определяет характер их движения и развития. Для закона характерна необходимость, повторяемость, закон вызывает развитие события в строго определенном направлении.

Всеобщие, универсальные законы – законы, которые действуют одновременно в природе, обществе и мышлении. Всеобщие законы – это законы диалектики: закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.

Законы диалектики были разработаны в философии Г. Гегеля. Основные законы диалектики:

1. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Качествоесть определенность предмета, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфических свойств, характеристик, черт сходства с другими предметами. Предмет может изменять свои свойства, терять их, но оставаться в данном качестве.

Количество– это степень развития данного качества, это такая определенность предмета, которая в известной мере безразлична данному качеству.

Мера– это допустимый интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется данное качество.

2. Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон называют ядром диалектики, так как именно он указывает причину, источник диалектического изменения, развития. Каждому предмету, явлению свойственны внутренние противоположности.

Противоположности– это различия в явлениях, предметах, сторонах, которые в определенной целостности взаимно исключают друг друга.

3. Закон отрицания отрицания. Его сущность проявляется в том, что всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла.

Категории диалектики – это предельно широкие формы отражения объективного мира, которые служат исходными принципами познания и духовно-практического преобразования действительности.

Категории диалектики делятся на 2 вида:

1. Субстанциональные категории – употребляющиеся безотносительно с другими. К ним относятся такие категории, как бытие, материя, движение, пространство и время, противоречие и т. д.

2. Соотносительные категории, то есть органически связанные одна с другой и в процессе познания предполагающие одна другую. К таким категориям относятся: единичное и общее, явление и сущность, форма и содержание, часть и целое, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность. Эти категории подчеркивают своим противопоставлением друг другу, противоположностью существования единство своего существования.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)