Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в ВЗМИ-МГАПИ-МГУПИ во второй половине ХХ – нач. ХХI вв




27 сентября 1950 года институт был переименован и получил название

Всесоюзный заочный машиностроительный институт (ВЗМИ). В целом, пятидесятые годы характеризовались значительным ростом числа студентов, на 1 января их было уже более 19 тысяч. Появились новые факультеты и специальности. В 1956 году был организован шестой, авиационный факультет с передачей контингента студентов старших курсов с заочных отделений Московского авиационного и авиационно-технологического института. Большое внимание уделялось росту научного потенциала профессорско-преподавательского состава. Из 390 преподавателей 214 имели ученые степени и звания.

Преподаватели проводили научно-исследовательскую работу на промышленных предприятиях и в научно-исследовательских институтах с конкретным внедрением НИР в производство. Группа преподавателей кафедры технологии металлов разработала, изготовила, отладила и внедрила на заводе АТ-2 автомат для сварки контактов распределительной системы зажигания автотракторного электрооборудования.

Одна из первых в стране вычислительная машина БЭСМ-4 была установлена в нашем институте, на основе этой ЭВМ возникла лаборатория вычислительной техники, а затем и информационно-вычислительный центр института.

Становление в институте в 60-е годы современной материально-технической лабораторной базы создали необходимые предпосылки для развития научно-исследовательской работы. В институте был сформирован научно-исследовательский сектор, который координировал научную работу на всех кафедрах института. В структуре НИСа - патентный отдел, что привело к активизации изобретательской деятельности преподавателей и сотрудников института.

Организованная в институте Проблемная лаборатория наукоемкого и высокотехнологичного приборостроения работала над созданием, исследованием и применением плазменных генераторов (ускорителей) в наземных и космических условиях, используемых в энергетике, космической технике, геофизике, приборостроении, радиоэлектронике им других областях науки и техники. Ученые в лабораторных условиях испытывали реальные антенны орбитальных космических станций «Салют-5», «Салют-6», «Салют-7».



В августе 1974 года во ВЗМИ начала функционировать Проблемная лаборатория молекулярной акустики, сотрудники которой внесли большой вклад в исследования в области молекулярной акустики в стране, что привело к созданию школы физиков, известных как у нас в стране, так и за рубежом.

Работа коллектива привела к значительному росту объемов научно-исследовательских работ. За период с1973 г. по 1983 г. объем НИР увеличился с 300 тыс. рублей до 14 млн. рублей в год, что значительно больше, чем у многих крупнейших вузов страны.

Деятельность ряда сотрудников института была отмечена правительственными наградами. Так, профессора Н.И.Касаткин, А.М.Обельницкий и доцент В.Г.Белов получили Гоударственные премии СССР, профессора В.Е. Шатерников, Б.Д.Малышев, доцент А.Ф.:Нистратов стали лауреатами Премий Совмина СССР. Ряд крупных изобретений сотрудников кафедры технологии и оборудования трубного производства были запатентованы за рубежом.

В 1988 году институт был преобразован в Московский институт приборостроения. Было открыто еще 10 новых специальностей. Cреди них такие, как“прикладная информатика в экономике”, “роботы и робототехнические системы,” мировая экономика” и др. Большое количество открытых в институте специальностей стало возможным благодаря наличию созданных за 60 лет научных школ в области приборостроения, вычислительной техники, материаловедения, обработки металлов давлением, управления и автоматики, проектирования и технологии радиоэлектронных средств, технологии машиностроения, приборостроения и сварки, экономики и организации производства.

В стране остро стояла проблема улучшения качества выпускаемой продукции и повышения эффективности производства на основе комплексной стандартизации и обеспечения единства измерений. Решение этой проблемы было тесно связано с вопросом подготовки квалифицированных специалистов в области стандартизации, метрологии и контроля качества. Учитывая эту потребность, Минвуз СССР организовал на базе нашего института Учебно-методическое объединение по специальности «метрология, стандартизация и управление качеством». Институт выступил инициатором открытия специальности «технология художественной обработки материалов», которая была введена в перечень специальностей вузов и МИП явился учебно-научным центром, объединившим вокруг себя художественные училища, институты и предприятия.

В 1994 году институт был преобразован в Московскую Государственную Академию приборостроения и информатики. Это было связано не только с тем, что надо было переходить на новый уровень педагогической и научной работы, но с новыми возможностями коллектива института и его материально-технической базы.

В Академии был создан ряд новых факультетов и кафедр. В первую очередь - Факультет информатики. Информатика – достаточно новая научная дисциплина. Своим появлением она обязана развитию глобального процесса информатизации общества, который, в свою очередь, является проявлением общего развития человеческой цивилизации. Сегодня этот процесс приобрел общемировой характер и охватывает практически все развитые страны мира. Информатизация общества уже привела ко многим радикальным изменениям во всех сферах человеческой деятельности и, в первую очередь, в образовании. Тенденции и темпы развития этих изменений убедительно свидетельствуют о том, что наступивший двадцать первый век будет веком информатизации. Как наука информатика зародилась в недрах процессов управления – кибернетики – и быстро расширяет свою предметную область. В настоящее время из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи вычислительной техники информатика превращается в фундаментальную науку о любых информационных процессах не только в технических системах, но также в природе и обществе.

Согласно современным тенденциям развития единого информационного пространства образования России факультет информатики МГАПИ активно ведет разработку АСУ МГАПИ с целью организации оптимального управления учебным процессом и рационального распределения бюджетных средств. Ученые факультета информатики являются одними из самых активных участников проводимой ежегодно с 1998 года Международной научно-практической конференции ‘’Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права’’. Объемы научных исследований значительно выросли в 90-е. годы. Так, в 1991 году общий объем научно-исследовательской работы составлял более 5 млн. рублей. Научно-исследовательскому сектору удалось в сложных экономических условиях в стране не только сохранить ведущие позиции в вузовской науке, но и обеспечить свое дальнейшее развитие. Существенной заслугой НИСа явилось внедрение внутрихозяйственного расчета, который значительно повысил финансовую самостоятельность и ответственность руководителей договоров, а также автоматизацию планово-хозяйственной деятельности с помощью персональных систем. Программные продукты, разработанные научно-исследовательским сектором, внедрялись в ряде вузов страны (Московском автомеханическом институте, Новочеркасском политическом институте, Кемеровском государственном университете), а также на ряде предприятий Москвы.

Накапливался положительный опыт работы на международном уровне. Ученые института принимали участие в ряде международных выставок, проводимых в Финляндии, Австрии, Германии, Италии, Франции. Развивались и укреплялись научные связи с учеными Великобритании, США, Китая, Индии.

В отличие от многих технических университетов России МГАПИ всегда была и остается открытой для сотрудничества с зарубежными странами в сферах образования, науки и культуры. В современных условиях реформирования экономики существенным для Академии является ее участие в международном рынке образовательных услуг и прогрессивных технологий. Только за последние годы были заключены контракты в области образования и научных исследований с известными университетами США, ФРГ, Болгарии, Чехии, Польши, ЮАР, КНР и других стран.

Обучение иностранных студентов в МГАПИ началось с 1995 года. За это время дипломы инженеров, бакалавров и магистров получили более 250 граждан из 45 стран мира. Широкие международные связи с ведущими зарубежными университетами, возросшие потребности студентов старших курсов, выпускников Академии, специалистов управленческого и экономического профиля, привели к созданию в Академии в 2003 году Института международных программ и проектов. Основной задачей института является повышение квалификации экономистов и управленцев в области бренд - менеджмента, корпоративного управления, рынка ценных бумаг и т.д. На основе заключенных договоров с Калифорнийским государственным университетом Домингес Хиллс желающим предоставляется возможность получить второе высшее образование по программам МБА (Master of Bisiness Administrations ) и MSQA ( Master of Sciense in Qualiti Assurance ) по дистанционной форме обучения.

МГАПИ имеет договоры о сотрудничестве с университетами, фирмами и общественными организациями разных стран, таких, как ФРГ, Великобритания, Франция, Финляндия, США, Нидерланды, Израиль, Болгария, Словения, Чехия, Польша, ЮАР, КНР и др.

Одним из самых первых партнеров по совместной работе был и остается Берлинский Технический Университет. На протяжении многих лет ведется научная работа, взаимообмен профессорско-преподавательским составом для чтения лекций студентам и аспирантам. Стали традицией культурно-ознакомительные поездки студентов и преподавателей Академии в Берлинский технический Университет.

Еще одним из старейших партнеров академии является Варненский Технический Университет. С ним был организован обмен студентами и аспирантами, проводилась совместная научная работа, защиты кандидатских диссертаций в Советах Академии.

Результатами этой деятельности явилось совместное издание книг, статей, учебных пособий, научно-методической литературы. Сотрудничество с институтом Гете в Берлине позволило ввести в курс преподавания немецкого языка новые формы и технические средства обучения.

Проводится работа по подбору учебно-педагогических и научных кадров для работы за рубежом. Более 30 преподавателей выезжали по контрактам на педагогическую работу в Анголу, Алжир, Бразилию, Тунис, Нигерию, Мозамбик, ЮАР.

29 декабря 2005 года МГАПИ была переименована в МГУПИ. Университет признан одним из ведущих мировых образовательных и научных центров в области машиностроения и информатики. Ежегодно более 50 преподавателей и научных сотрудников, аспирантов и студентов принимают участие в международных конференциях, симпозиумах, научно-технических и образовательных выставках, мероприятиях, проводимых под эгидой различных международных организаций. Ведущие ученые Университета проходят научные стажировки в мировых научных центрах. Все это свидетельствует о высоком мировом стандарте научно-педагогических школ МГУПИ.

В настоящее время международная деятельность Университета направлена на интеграцию в мировое образовательное и научное общество, поиск новых форм международного сотрудничества, повышение качества образовательных услуг и научно-технической продукции.

МГУПИ сотрудничает по 26 договорам с иностранными вузами и организациями. Основными направлениями этой работы являются:

─ обмен ведущими преподавателями для чтения лекций,

─ обмен учебными и научно-методическими рекомендациями,

─ обмен опытом работы по организации учебного процесса и передовой научно-технической информацией.

Развитию науки в МГУПИ уделяется большое внимание, и эта работа находится под постоянным контролем ректората и Ученого совета. Всем понятно, что преподаватель, который не ведет научные исследования, теряет свою квалификацию и будет не способен донести до студентов новые достижения науки и техники.

Научные исследования проводились по 75 темам, с общим объемом более 22 млн. рублей. Определяющую роль в развитии науки в МГУПИ выполняют фундаментальные исследования (45% средств от общего объема), создающие новые знания, которые являются основой будущих достижений в прикладных разработках. Приоритетное развитие фундаментальной науки обеспечивает подготовку широко эрудированных кадров высшей квалификации, способных вести исследования на стыках наук и в смежных областях знаний, поддерживать постоянное опережающее воспроизводство теории и методологии, необходимых для реализации приоритетных прикладных разработок.

В МГУПИ созданы и успешно функционируют 25 научных школ, которые проводят исследования в естественных, технических, гуманитарных и социально – экономических областях знаний.

Среди научных школ МГУПИ в соответствии с числом публикаций в периодической печати, количеством монографий, патентов, защищенных кандидатских и докторских диссертаций можно выделить три ведущие:

Во-первых, научная школа под руководством доктора технических наук профессора Б.М.Михайлова «Системное программное обеспечение. Интегрированные информационно - телекоммуникационные сети и системы. Архитектура, структура и общие принципы функционирования ЭВМ и ВК». За 5 лет подготовлено 5 докторов и 20 кандидатов наук, издано 11 монографий и 232 статьи, получены 4 патента.

Во-вторых, научная школа под руководством доктора физико-математических наук профессора А.С.Беланова «Оптика и лазерная физика». За 5 лет подготовлены 4 доктора наук и 12 кандидатов. Издано 3 монографии и 76 статей, получено 4 патента.

В-третьих, научная школа под руководством докторов технических наук, профессоров В.Е.Шатерникова и П.Н.Шкатова «Приборы неразрушающего контроля изделий и материалов». За пять лет подготовлено 2 доктора и 12 кандидатов наук. Издано 3 монографии, 47 статей, получено 5 патентов.

Важная роль в развитии фундаментальных исследований в области физики сложных конденсированных сред принадлежит Проблемной научно-исследовательской лаборатории молекулярной акустики. Организованная в 1957 году по решению Совета Министров РСФСР, лаборатория сыграла решающую роль в развитии нового научного направления – молекулярной акустики, связанного с применением акустических методов к изучению фундаментальных физических свойств газов, плазмы, жидкостей, магнитных жидкостей, жидких кристаллов. Лаборатория не только завоевала международное признание, но и стала ведущим центром подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. За время ее существования было подготовлено и защищено более 150 кандидатских и 9 докторских диссертаций. В лаборатории прошли подготовку и защитили диссертации более 40 аспирантов, преподавателей и научных сотрудников из бывших союзных республик и зарубежных стран.

В настоящее время в лаборатории проводится цикл фундаментальных и прикладных исследований жидких кристаллов, нашедших широкое применение в современных информационных технологиях. Данное направление было поддержано совместными грантами Международного Научного Фонда и Российского фонда документальных исследований. По инициативе Проблемной лаборатории были заключены двусторонние международные договора с Университетом г. Марибор в Словении и Университетом науки и технологии Гонконга. Это позволяет проводить фундаментальные исследования на уровне, соответствующем мировым стандартам и укрепляет международный авторитет Академии.

Результаты исследований, выполненных в Проблемной лаборатории, широко известны в стране и за рубежом. Сотрудники лаборатории опубликовали более 500 работ в ведущих отечественных и зарубежных изданиях, из них 14 монографий, научно-методические пособия и научно-популярные книги. Представители лаборатории принимают активное участие в работе крупнейших международных и российских конференций.

Второй не менее важной составляющей научной работы в МГУПИ являются прикладные исследования. Так же, как и фундаментальные, они проводятся в рамках приоритетных направлений науки, техники и критических технологий. Основным механизмом, обеспечивающим соответствие тематики фундаментальных и прикладных исследований приоритетам экономического и технологического развития страны, являются 7 различных научно-технических программ, в выполнении которых участвуют ученые МГУПИ.

Существенно вырос в последние годы объем научных исследований и разработок для нужд Москвы, в первую очередь, через гранты и договоры с Московским комитетом по науке и технологиям. Для нужд города был создан приборный комплекс с компьютерной обработкой информации для проведения дефектоскопии металлических деталей ответственного назначения, применяемых в наземном транспортном хозяйстве города, метрополитене, тепловых станциях и т.п. Другая интересная разработка заключается в создании базы данных и информационно - моделирующей системы для экспертизы, квалиметрии и маркетинга автотранспортной техники.

Результаты научных исследований, проводимых на кафедрах МГУПИ, имеют большое народно – хозяйственное значение. Ряд приборов, систем и приборных устройств были внедрены в промышленность на Волжском автозаводе, на Втором Московском часовом заводе, на 1 ГПЗ, Метрологическом центре СССР, организациях Министерства авиационной промышленности, НИИ интроскопии, НПО ‘’Cпектр”, НИИ ‘’Дельфин”, Ленинградском заводе “Хронотрон’, Кировском заводе (Ленинград), металлургических заводах в Магнитогорске и Ижевске.

Кафедры ведут активные работы по содружеству с рядом предприятий и институтов, в том числе, Институтом физики Земли АН России, Институтом физической химии АН, НИИЧаспромом Министерства приборостроения и др.

Для Московской городской санэпидстанции была разработана АСУ «Инфекционные заболевания», созданы автоматизированные информационные системы по лапароскопии, желудочно – кишечному мониторингу и аппендиктомии для Института новых хирургических технологий. Для института Микробиологии Уральского ОАН России была разработана автоматизированная система мониторинга экологического состояния территорий. В сотрудничестве с Воронежской Высшей школой милицией созданы экспертные системы организации охраны объектов для территориальных органов МВД. Научные разработки кафедр получили практическое воплощение в создании АСУ “Абитуриент МГАПИ”, АСУ научно – исследовательской деятельности вузов Минвуза России, обеспечившая принятие объективных и оптимальных решений при распределении бюджетных средств.

Овладение новыми компьютерными технологиями позволило существенно улучшить организацию и проведение научно-исследовательских работ в МГУПИ. Доступность и обмен информацией, связь с другими высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами, выход в мировое научное сообщество осуществляется через телекоммуникационную сеть INTERNET, что привело к повышению эффективности доступа к информационным ресурсам, и, следовательно, к повышению эффективности научных исследований.

Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации в МГУПИ осуществляется через докторантуру, аспирантуру и систему соискательства. В настоящее время обучение в аспирантуре ведется по 35 специальностям по различным научным направлениям: приборостроение и машиностроение, информатика и вычислительная техника, автоматика и автоматизация, математика, механика, физика, история, философия, социология, экономика и юриспруденция. В МГУПИ работают 4 докторских и 2 кандидатских диссертационных совета по 15 научным специальностям.

В 1998 году было создано и успешно работает Студенческое научное общество, где под руководством профессоров, доцентов и преподавателей студенты участвуют в научно – исследовательской и научно – практической работе кафедр. Высокая эффективность студенческой научной работы отмечена внутривузовской системой грантов, которые получили на конкурсной основе более 20 студенческих научных коллективов. Результаты научных исследований публикуются в ежегодных сборниках трудов молодых ученых и специалистов.

В середине 90-х годов резкий переход к рыночной экономике потребовал от высшей школы поиска путей выживания в этих трудных условиях. На рынке труда стали пользоваться спросом инженеры, владеющие основами рыночной экономики, маркетинга, менеджмента и т.д. Кроме того, от крупных холдингов, предприятий, концернов стали поступать и поступают до сих пор заказы на высокопрофессиональных специалистов с высшим образованием с широким спектром специальностей. Нужны не только инженеры, но и экономисты, управленцы, менеджеры, юристы не общего профиля, а подготовленные для работы на промышленных предприятиях, знающие специфику производства. Все это привело к созданию новых кафедр и факультетов.

В конце 90-х годов была проделана большая работа по организации двух новых факультетов - Экономического и Управления и права.

Выпускаемые МГУПИ молодые специалисты – это кадровый резерв нашей промышленности, и они должны получить первичную специальную подготовку в области экономики и управления. Практика обучения экономистов в классических экономических вузах свидетельствует о глубокой теоретической подготовке. Такая подготовка необходима, в первую очередь, для работы, связанной с макроэкономическими процессами на уровне федерального управления государственными учреждениями или крупнейшими объединениями. Для экономистов, ориентированных на работу в промышленности, более важно получать образование вместе со студентами разных технических специальностей. Постоянные встречи и дискуссии преподавателей экономических кафедр со своими коллегами с технических кафедр разрушают психологический барьер, долгие годы существовавший между производственниками и экономистами. Преподавание на экономическом факультете приближено к потребностям промышленности

Факультет Управления и права был создан в июне 2001 года в соответствии с Президентской программой подготовки кадров управления нового поколения. Анализ деятельности ведущих мировых компаний показывает, что успех их работы в условиях постоянного изменения параметров внешней среды и высокой конкуренции во многом зависит от эффективности управления человеческими ресурсами. На факультете готовят менеджеров высшей квалификации, которые изучают различные модели организации бизнеса и соответствующие методы управления человеческими ресурсами, современные информационные технологии, обладают стратегическими и концептуальными способностями к прогнозированию развития компаний. Одним из важнейших элементов подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере промышленности и управленческих кадров выступает правовая подготовка, базовые знания в области права и государства.

Будущее любого вуза определяется, прежде всего, студентами, аспирантами и докторантами. Из них вырастут профессора и академики, руководители предприятий и организаций, государственные и политические деятели. Это те личности, которые в будущем определят интеллектуальный уровень государства и развитие России.

Московский Государственный Университет приборостроения и информатики может с уверенностью смотреть в будущее, так как уровень подготовки кадров и тех направлений, по которым ведется такая подготовка, будут востребованы в процессе развития науки и техники ХХI века.

Рекомендуемая литература

1. Арсентьева А.В., Михайлова С.Ю. История науки: Учебное пособие. Чебоксары, изд. Чувашского ун-та. 2003 г.

2. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917 – 2004: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2005.

3. Бастракова М.С., Павлова Г.Е. Наука: власть и общество.//Очерки русской культуры. Т.2, М., МГУ, 2000г.

4. Все о Московском университете (1755-2001).М.изд-во МГУ.2002.

5. Грицак Е.Н. История вещей от древностей до наших дней. М. РИПОЛ КЛАССИК, 2003, 607 с.

6. Дажина В.Д. Тайнопись мастера Леонардо//В мире науки, №3, 2006, С.75-83.

7. Делягин М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации: Курс лекций., 3-е изд. перераб. и .доп., М.: ИНФРА-М, 2003.

8. Дятчин Н.И. История развития техники. М.: Феникс, 2001, 320 с.

9. Иванов С.А. «1000 лет озарений. История вещей». М.: СЛОВО, 2002.

10.Илизаров С.С. История науки и техники в Москве: Учебно-методические материалы. М.: Янус-К, 2003.

11.Крейг А., Росни К. Наука: Энциклопедия. М.: Росмэн, 2004, 127 с.

12.Медведева О.И. История машиностроения. Учеб. пособие. Комсомольск- на- Амуре, 2001, 115 с.

13.Мировая энциклопедия. Наука и история. М.: АСТ, 2004, 640 с.

14.Московская Государственная Академия Приборостроения и Информатики. М. МГАПИ, 2005.

15.Мусский С.А. 100 великих чудес техники. М.: «Вече», 2005, 432 с.

16.Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономический аспект открытия)/Под ред. В.Л. Макарова, А.Е. Варшавского. М.: Наука, 2001.

17.Помилио А. Большая книга изобретений. М.: Росмэн-пресс, 2004, 240 с.

18.Португальцев Р.М. Первые и впервые. Военная история Отечества.М.: «Проспект - АП», 2005.

19.Пузырев Н.М. Краткая история науки и техники. Учеб.пособие. Тверь, Тверской ун-т. 2003-2004.

20.Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.1. М.: «Архитектура-с», 2006.

21.Соломатин В.А. История науки. Учебное пособие. М.: ПЕРСЭ. 2003, 350 с.

22.Трусделл К. Очерки по истории механики. М., 2002, 316 с.

23.Хрестоматия по истории науки и техники. М.:РГПУ им. А.И.Герцена, 2005, 700с.

24.Шейпак А.А. История науки и техники. Материалы и технологии. Учебное пособие в 2-х частях. 2-е изд.М.:МГИУ, 2004.


Приложение

Известные физики


АмперАндре Мари

Беккерель Антуан Анри

Белл Джон Стюарт

Блэкетт Патрик

Бозе Шатьендранат

Бойль Роберт

Больцман Людвиг

Бор Нильс

Бор Оге Нильс

Борн Макс

Боте Вальтер

Бройль Луи де

Ван-дер-Ваальс Ян Дидерик

Вебер Вильгельм Эдуард

Вильсон Чарлз

Вольта Алессандро

Галилей Галилео

Гамов Георгий Антонович

Гейгер Ганс Вильгельм

Гейзенберг Вернер

Гельмгольц Герман

Герц Генрих Рудольф

Гиббс Джосайя Уиллард

Гинзбург Виталий Лазаревич

Гук Роберт

Гюйгенс Христиан

Джоуль Джеймс Прескотт

Дирак Поль Адриен Морис

Жолио-КюриИрен

Жолио-Кюри Фредерик

Зоммерфельд Арнольд

Иваненко Дмитрий Дмитриевич

Иоффе Абрам Фёдорович

Кавендиш Генри

Казимир Хендрик

Карно Сади

Капица Пётр Леонидович

Келдыш Леонид Вениаминович

Кирхгоф Густав Роберт

Комптон Артур Холли

Кориолис Гюстав

Кулон Шарль Огюстен

Курчатов Игорь Васильевич

Кюри Мария

Кюри Пьер

Лагранж Жозеф Луи

Ландау Лев Давидович

Ландсберг Григорий Самуилович

Ланжевен Поль

Ленц Эмилий Христианович

Линде Андрей Дмитриевич

Листинг Иоганн Бенедикт

Лифшиц Евгений Михайлович

Лифшиц Илья Михайлович

ЛоренцГендрик

Лоуренс Эрнест

Майкельсон Альберт

Максвелл Джеймс

Мандельштам Леонид Исаакович

Мариотт Эдм

Ньютон Исаак

Ом Георг Симон

Оппенгеймер Роберт

Паули Вольфганг

Паскаль Блез

Петров Василий Владимирович

Планк Макс

РезерфордЭрнест

Рентген Вильгельм Конрад

Сахаров Андрей Дмитриевич

СименсВернер фон

Тамм Игорь Евгеньевич

Тесла Никола

Томсон Джозеф Джон

Томсон Уильям

Торричелли Евангелиста

Уатт Джеймс

Фарадей Майкл

Фаренгейт Габриель

Фейнман Ричард Филлипс

ФермиЭнрико

ФранкИлья Михайлович

Френель Огюстен Жан

Френкель Яков Ильич

Фуко Жан Бернар Леон

ФурьеЖан Батист Жозеф

Черенков Павел Алексеевич

Шрёдингер Эрвин

Эйнштейн Альберт

Эрстед Ганс Христиан

Юнг Томас

Якоби Борис Семёнович



[1] Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире// 1У Российский философский конгресс «Философия и будущее цивилизации».- М., МГУ, 2005.- С.18-20.

 

[2] Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т. Т.5. СПб., 1892, С.227-230.

[3] Институционализм ─ от лат. Institutio – образ действия, обычай.

[4] Первое экспериментальное вещание состоялось в 1962 г., после того как США запустили спутник Testar. В конце 60-х первые телепрограммы со спутника увидели и жители СССР. В 1976 г. в СССР была развернута система «Экран», действующая по сей день.

[5] В фокусе исторического анализа оказывается социальное действие и его стратегические последствия. Изучение истории семьи, домохозяйства и родства - одно из важных направлений развития исторической антропологии. Размеры и структура семейных групп, их изменение во времени, циклическая природа домашних укладов, системы родства и практики наследования, а также отношения между мужчинами и женщинами и между поколениями, - таковы основные темы исследований в этой области.

[6] Гендерная история включает в себя историю полов и их взаимоотношений, проблему социального конструирования пола и, самое главное, взаимосвязь и влияние вышеуказанных процессов на общую картину исторического развития человечества. Гендер как категория анализа позволяет раскрыть исторический процесс во всем его многообразии и функциональности. В центре изучения важнейшие институты социального контроля, регулирующие неравное распределение материальных и духовных благ, власти и престижа в масштабе всего общества, класса или этнической группы и обеспечивающие таким образом воспроизводство социального порядка, основанное на гендерных различиях, которые, в отличие от природных качеств пола, варьируются от одного культурного пространства к другому. (См. Пушкарева Н.Л. Гендерная проблематика в исторических науках // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 277-311).

 

[7] Монетаризм – теория макрорегулирования экономики, одно из направлений неолиберализма. Основателем и одним из лидеров монетаризма является американский экономист М. Фридман, лауреат Нобелевской премии 1976 г. Монетаристы на первый план выносят денежно-кредитные методы стабилизации экономики и обеспечения занятости. Главным инструментом, определяющим движение и все развитие экономики, являются деньги. Государственное регулирование сводится до минимума, ограничиваясь контролем за денежной сферой.

[8] Теория рациональных ожиданий – это теория, рассматривающая реакцию участников экономической деятельности на изменения конъюнктуры, на меры экономической политики. «Экономические субъекты», опираясь на обширную информацию, предугадывают вероятные последствия денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики; принимают рациональные решения, способные уравновесить действия государственных структур.

[9] Эффект Черенкова-Вавилова ─ излучение света электрически заряженной частицей, возникающее при ее движении в среде со скоростью, превышающей фазовую скорость света в этой среде (скорость распространения световых волн) ─ был открыт и объяснен в 1934 г. С.И. Вавиловым и его аспирантом П.А. Черенковым. Причину явления испускания света движущимися в жидкости электронами объяснили физики-теоретики И. Тамм и И. Франк, приглашенные Вавиловым к участию в исследованиях.

[10] Мазер ─ общее название квантового усилителя и квантового генератора СВЧ. Мазеры используются в технике (в частности, в космической связи), в физических исследованиях, а также как квантовые стандарты частоты.

[11] См. подробно об истории вычислительной техники по ссылке http://www.computer-museum.ru/ Виртуальный компьютерный музей





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (609)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.041 сек.)