Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 2. Основы теории культуры



2015-11-10 2147 Обсуждений (0)
Лекция 2. Основы теории культуры 5.00 из 5.00 3 оценки




План:

§ Проблема определения культуры.

§ Предмет, задачи и функции культуры.

§ Структура культуры.

§ Типология культуры.

§ Культура и цивилизация.

 

  1. Проблема определения культуры

Культура (от лат. colere-cultura - возделывание, обработка) – это понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений, совершенств ее обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении – искусство, так и включающий все, что создано руками человека, всю «вторую природу». Культуру можно представить в единстве трех ее непрерывно связанных аспектов: способов социокультурной деятельности человека, результатов этой деятельности, степени развития личности. Специфичность культуры состоит в том, что она характеризует только существование человека. Человек является единственным существом, культурным в родовом и индивидуальном смыслах. Другие творения природы, какими бы высокоразвитыми они ни были, не могут быть охарактеризованы как культурные.

Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется антропосоциогенез.

Процесс возникновения и развития культуры называется культурогенез.

Понятие «культура» имеет множество оттенков смысла. Обыденным сознанием культура воспринимается как сумма ценностей. Современная научная литература характеризуется быстрым ростом числа определений культуры. Американские культурологи А. Кребер и К. Клакхон в книге «Культура, критический обзор определений» (1952) подсчитали, что с 1871 по 1917 гг. было дано всего семь определений культуры (первое – Э. Тайлора), а за последующие тридцать лет в научный оборот введено еще сто пятьдесят семь. А. Моль в книге «Социодинамика культуры» (1968) насчитывает уже двести пятьдесят определений. В настоящее время насчитывается более пятисот определений понятия «культура».

В современной отечественной культурологии принято выделять восемь основных подходов к определению культуры:

1. описательные определения (Э.Тайлор)

2. исторические определения (И.Г.Гердер)

3. нормативные определения (Г.Риккерт, И.Кант)

4. психологические определения (З.Фрейд)

5. структурные определения (Р.Линтон)

6. генетические определения (П.А.Сорокин, Л.А.Уайт)

7. социологические определения (Э.С.Макарян, М.С.Каган, Н.Злобин)

8. функциональные определения (М.М.Бахтин)

Это свидетельствует о том, что понятие «культура» охватывает широкий и разнообразный мир явлений и находится на предельно высоком уровне абстракции. Если попытаться упорядочить весь ряд дефиниций культуры, получится обобщенная культурологическая концепция, отражающая разные этапы становления культуры и ее осмысления.

Таким образом, культура – это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни.

 

2. Предмет, задачи и функции культуры

 

«Культура» в современном социогуманитарном знании – открытая категория. В самом широком смысле культура понимается как оппозиция природе. Природа и Культура соотносятся как «естественное» и «искусственное». В современной культурологии культура предстает как нечто отличное от природы, передающееся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования.

Еще одно важнейшее свойство культуры заключается в том, что именно она является универсальным основанием для самоидентификации общества и человека, осознания коллективом и его членами своей индивидуальности, маркирования себя, различения «своих» и «чужих». Культура усваивается личностью в процессе социализации и представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также индивидуально значимых действий.

Важнейшим признаком культуры является ее всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности.

В ХХ в. стало совершенно очевидным, что культура, во всех своих масштабных модификациях – от культуры личности до культуры человечества, включая культуру нации, сословия, страны, города, семьи,- является целостным и самоорганизованным образованием, т.е. системой, причем системой функционально и исторически развивающейся в силу связей с природой и обществом.

Функции культуры – совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и исполняющих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селекционированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей.

Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют все формы индивидуальной активности человека в силу его связанности с социальным окружением.

Основные функции культуры:

• Гуманистическая (человекотворческая). Человек живет не только в природе, но и в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социализации человека. Иначе эта функция называется преобразующей, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.

• Информационная (функция исторической преемственности). Функция трансляции социального опыта. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации.

• Познавательная (гносеологическая). Культура является своеобразной «базой данных» человечества, собирая и сохраняя знания, полученные человечеством. В связи с этим все культуры могут различаться по характеру использования знаний, по качеству их усвоения и ассимиляции.

• Коммуникативная. Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

• Нормативная (регулятивная или защитная функция). Является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Она также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы – юридические, технические, этические, экологические и др. – устанавливает табу, позволяет регулировать формы отношений, законы, порядок.

• Знаковая (семиотическая). Знаки – вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение – семиотическая функция культуры.

• Ценностная (аксиологическая.) С ее помощью кристаллизируются базовые основания совместной жизни людей, артикулируются смыслы их существования и порождаются эталонные ценностные ориентиры.

• Духовно-нравственная – воспитательная роль культуры.

• Адаптационная. Проявляется в эффективном приспособлении индивида к требованиям общества, приобретении им необходимого набора социальных черт, что формирует у него ощущение психологической безопасности и комфорта.

 

3.Структура культуры

Культура представляет собой сложную системную ценность, каждый элемент которой обладает своей неповторимостью и в то же время вступает со всеми другими элементами в многообразные отношения и связи. С точки зрения деятельностной концепции формальная структура культуры может быть представлена единством духовной и материальной культур. Каждый из этих видов обладает своими особенностями и, в свою очередь, делится на определенные подвиды, обладающие своей спецификой, связанные с формой их бытия, сосуществующих между собой и в то же время несущие в себе все качественные характеристики целого.

1. Материальная культура – это совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая физические объекты, созданные человеком, и природные объекты, используемые человеком (культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); физическая культура).

2. Духовная культура – это сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности; совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык (познавательная и интеллектуальная культура; культура речи; мораль; искусство; религия; наука; философия; образование).

Отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной культуре. Они представляют собой «вертикальное» сочетание культуры, «пронизывая» всю ее систему. К материально-духовным видам культуры относятся экономическая культура; политическая культура; правовая культура; экологическая культура; эстетическая культура.

И материальная, и духовная культуры не существуют независимо друг от друга. Они проникают друг в друга и взаимодействуют. Эти две стороны и составляют особенности, отличительные черты любой культуры. Но материальная культура имеет тенденцию физического и морального старения, поскольку совершенствование техники и производства в целом постоянно вытесняет то, что было создано обществом, находящимся на прежнем уровне знаний о мире и технической вооруженности. Духовная культура обладает особой формой долговечности: ее истинные ценности не подвержены моральному старению и могут различно восприниматься современниками, сохраняя свою ценность именно в качестве явлений культуры.

Любой вид культуры представляет собой надприродную деятельность людей и общества в целом, результаты которой закрепляются на всех уровнях культуры – от высокого до маргинального, – и создает свою особую систему ценностей и норм, знаковые системы как особую область значений и смысла.

 

  1. Типология культуры

Присущее культуре многообразие, ее способность выполнять различные функции и входить во взаимодействие с различными компонентами делают ее непременной частью не только совокупного производства в целом, но и каждой формы социальной активности в отдельности. Культура влияет на производство и составляет «культуру производства» или «хозяйственную этику», на политику и составляет «политическую культуру» и т.д. Она становится и средством оформления классовых отношений или национальной самобытности.

Как мы знаем, культура тесно связана с другими сферами социальной жизнедеятельности, что и придает ей огромное разнообразие. Одна из самых важных проблем состоит в выборе основной типологической единицы, т.е. исходной формы культурных образований, которые подразделяются на различные типы. Поэтому типология культур может производиться на основании разных критериев:

• связь с религией (культуры религиозные и светские);

• региональная принадлежность (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);

• регионально-этническая особенность (русская, французская);

• принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);

• хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, бронзовая культура, индустриальная культура);

• сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

• связь с территорией (сельская и городская культура);

• специализация (обыденная и специализированная культура);

• этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

• уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

Типология культуры дает возможность систематизировать и объяснить множественность разнородных культур. Метод типологии культуры базируется на группировке культур посредством некоего абстрактного идеального типа, представляющего собой упрощение, некую схему, а не реально существующую социокультурную действительность. В основе идеальной типизации могут быть самые различные параметры, рассматриваемые исследователями как наиболее сущностные характеристики анализируемых культур. Совокупность показателей, параметров, выступающих основанием для создания типологии, определяется как задачами науки, в рамках которой проводятся исследования, так и методологическими позициями самого исследователя. Этим обусловливается невозможность существования универсальной типологии культуры (разные культурологи выделяют 3,8,11 и более типов культур).

Типологии культуры разрабатывали такие известные исследователи, как М. Вебер, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф.Ницше, П. Сорокин, М. Мид, Ю. Лотман. В своих культурологических концепциях они пытались разрешить две важные проблемы: первая может быть выражена формулой – «единство мировой культуры или множественность локальных замкнутых культур?», вторая – это соотношение культуры и цивилизации.

В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры — это отрасли культуры, подобно тому, как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура — такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. Самой известной типологической классификацией считается дихотомия «восточная культура – западная культура».

Культурные «полюса» — Восток и Запад — представляют собой две во многом противоположные культурные традиции, два типа культуры. Это как бы две различные «системы координат», два миропонимания, две «мировоззренческие матрицы», два «языка», на которых могут мыслить и изъясняться люди в процессе постижения окружающего их мира. Традиции эти проявляют себя не только во всехразновидностях духовной культуры, но и в образе жизни народов в целом.



2015-11-10 2147 Обсуждений (0)
Лекция 2. Основы теории культуры 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Лекция 2. Основы теории культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2147)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)