Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского



2015-11-10 841 Обсуждений (0)
Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского 0.00 из 5.00 0 оценок




Литература: 3 (с.72-76); 5 (с. 477-482); 6 (с.39-40), 160;

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2003.

Концепция «кризиса культуры» О.Шпенглера

Литература: 2 (с.368-372); 3 (с.146-148); 4 (с.35-36); 5 (с.482-492); 6 (с.40-41; с.160-161)

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1991-1998. Т. 1-2.

Концепция локальных цивилизаций А.Тойнби

Литература: 2 (с.372-376); 3 (с.58-68);; 5 (с. 492-503); 6(с.41, 161);

Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 1991.

Психоаналитическая концепция культуры З.Фрейда

Литература: 2 (с.295-298); 4 (с.41-42); 6 (с.42-43)

Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван, 1991.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

Фрейд З. «Я» и «Оно»: Труды разных лет. Тбилиси, 1991. Т. 1-2.

Концепция коллективного бессознательного К.Юнга

Литература: 2 (с.299-303); 4 (с.42-43); 6 (с.42-43)

Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1995.

Символические концепции культуры Э.Кассирера и А.Ф.Лосева

Литература: 1 (с.71-72); 2 (с.291-294); 4 (с.37)

Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

Лосев А. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

Лосев А. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Игровая концепция культуры Й.Хейзинга

Литература: 1 (с.72-77); 2 (с.448-455)

Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

Концепция осевого времени К.Ясперса

Литература: 1 (с.81-82); 4 (с.143-148); 6 (с.41-42)

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Концепция «идеальных типов» М.Вебера

Литература: 4 (с.36-37)

Вебер М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология. XX век.: Антология. –М., 1995. с.497-539

Семиотическая концепция культуры. Культура как текст в работах Ю. М. Лотмана.

Литература: 2 (с.407-430); 4 (с.97-98)

Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992-1993.

Лотман Ю. М. К проблеме типологии культуры // Ученые записки Тартуского ун-та. Тарту, 1967. Вып. 198. С. 30-36.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. М., 1999. Ч. 1 (раздел «Символ в системе культуры»).

Концепция социологии культуры П.А.Сорокина

Литература: 3 (с.63 – 72); 5 (с.503-516); 6 (с.112-114, 162-163)

Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. – СПб, 2000.

 

3. Основные теории в мировой культурологи, основные культурологические школы XX в. и их представители (обобщение полученных знаний).

 

Задание для обобщения:

«Мозговой штурм» (обобщение результатов семинара): на основе полученных знаний заполните таблицу, обосновав свое мнение.

  Культурологическая школа     Представители
Общественно-историческая школа  
Натуралистическая школа  
Социологическая школа  
Символическая школа  

 

Рекомендуемая литература

1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2007.

2. Волков В.Н. Основы культурологии: Учебное пособие. – Иваново: Иван.гос.ун-т, 2005.

3. Гуревич П.С. Культурология Учебник для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2007.

4. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 2005.

5. Культурология / Под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. – М., 2008

6. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Сущенко Л.Г. Культурология. – М., Ростов-на-Дону, 2006.

Выступления с докладами оцениваются по 10-тибалльной шкале одногруппниками выступающего по приведенному ниже плану открытым голосованием.

План анализа выступления:

1)Содержание (информативность, доступность изложения, новизна материала, умение выделять главное в докладе)

2)Использование наглядности (схемы, графики, портреты ученых и т.д.)

3)Манера изложения (громкость, четкость изложения).

 

Семинар 2. Генезис культуры. Культура первобытного общества.

План семинарского занятия:

I. Обсуждение вопросов семинара (в форме круглого стола):

1. Мифология и религия как первые формы отражения мира сознанием человека.

2. Синкретизм первобытной культуры.

3. Древнейшие культурные символы: древо, крест, круг, треугольник, квадрат.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какие виды мифов вы знаете? Приведите примеры мифов различных видов.

2. Назовите основные функции мифологии и поясните их на примерах ритуалов.

3. В чем состоит проблема определения времени возникновения религии?

4. Чем отличается религия и мифология?

5. Раскройте синкретичность первобытной культуры на примерах наскальной живописи, архитектуры и скульптуры.

6. Присутствует ли миф в современной культуре и в современном сознании?

7. Приведите примеры и дайте анализ памятников культуры, в которой использованы базовые мифологические символы (сказки, легенды, скульптура, живопись, кинематограф и др.).

8. Если «загадка смерти» стала главной причиной возникновения религии, то означает ли это, что религия вечна?

9. Известно, что в эпоху палеолита почти одновременно появились в разных частях Земли живопись, скульптура, музыка, танец. К каким выводам приводит это обстоятельство?

10. Почему в первобытной живописи использовались только три цвета: красный, черный, белый?

 

II. Выступление с докладами (презентации) и групповое обсуждение.

Тематика докладов:

1. Значение знаний о первобытной культуре в контексте современной цивилизации.

2. Теория «двух скачков».

3. Первобытные религиозные верования в системе современных локальных культур (анимизм, тотемизм, фетишизм).

4. «Неолитическая революция» как скачок от животности к человеческому.

 

III. Просмотр научно-популярного фильма «80 чудес света. В захватывающем кругосветном путешествии. Часть 1. От Перу до Бразилии. От Мексики до США». Составление студентами на основе просмотренного фильма вопросов по содержанию фильма.

 



2015-11-10 841 Обсуждений (0)
Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (841)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)