Тема 2:Характеристика и взаимосвязь развития, воспитания ,
Формирования личности План 1.Биолгическое и социальное в развитии человека и формировании его личности. 2.Движущие силы и основные закономерности развития личности. 3.факторы, влияющие на формирование личности .Внутренние и внешние факторы. Ключевые слова:человек, личность, индивид, индивидуальность, развитие, формирование, наследственность, среда, общение. Человек- это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, он представляет собой единство физического и духовного. Природного и социального, наследственного и приобретенного. Личностьюпринято считать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества. Понятие индивидпредполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик.В то же время понятие индивидуальностьобозначает совокупность унаследованных и выработанных в прцессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных.Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной ,интелектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека. Сопоставляя понятия-«человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», ученые утверждают, что индивидом рождаются, личностью становятся, а собственную индивидуальность отстаивают. Следует также различать,утвердившиеся в философии,психологии, Педагогике, понятия-«развитие»,»формирование» и «социализация» личности. Что же понимают под развитием?Прежде всего, следует отметить, что развитие-это универсальное общее свойство природы, общества и человека.В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе-эволюционное и революционное. В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности при переходе от одной возврастной ступени к другой. В течении жизни человека происходят его биологическое и социальное развитие. Таким образом,развитие -это процесс количественных и качественных измнений в организме,психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, оусловленный влиянием внутренних и внешних, управляемых и неуправляемых факторов. Под социализацией подразумевают взаимодействие человека и обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление(адаптация ) к ней.Социализацию определяют так же как усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. На формирование человечесой личности оказывают внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор( от лат.factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого – либо процесса, явления (С. И, Ожегов) К внутренним факторамотносится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании ,а так же в деятельности и общении. К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда природная и социальная , воспитание в широком и узком социальном и педагогическом смысле. Среда и воспитание – это социальные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор. Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека. Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью(Э. Торндайк, Д. Дьюи, А.Кобс и др.).Представители этого направления возводят наследственные факторы( биологически) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о приоритете врожденных способностей. Наследсвенность- свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности .Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий».)Установлено, что именно наследственностью обусловлено то , что делает человеком, и то отличное, что делает людей непохожими друг на друга. Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллектуальные , специальные и моральные качества? А также, что передается детям: готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки? Установлено, что наследуются только задатки.Задатки-это атомно-физиологические особенности организма, являющийся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух типов: -общечеловеческие ( строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов); -индивидуальные ( типологические свойства нервной системы , умственная работоспособность). Способности-индивидуальные особенности личности. Являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития особенностей –талант, гениальность. Кроме наследственности определяющим фактором развития личности является среда .Среда-это реальная действительность , в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая , национальная школьная ,семейная социальная среда. Важным фактором , влияющим на развитие личности является общение. Общение- это одна из универсальных форм активности личности ( наряду с познанием , трудом ,игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми , в формировании межличностных отношений . Личность формируется только в общении , взаимодействии с другими людьми .Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (685)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |