№
| Темы занятий
| Содержание темы
| Кол-во
|
|
|
|
|
| Педагогика в системе наук о человека
Методология педагогики.
Методы педагогического исследования.
| 1.Различные подходы к определению педагогики как науки и как искусства.
2.Сущьность понятия «педагогика», ее объект и предмет, основные функции задачи педагогики.
3.Основные категории педагогики
4.Место педагогики в системе других наук.
5.Система педагогических наук.
6.Логика научного исследования в целом и научно-педагогического исследования в частности.
|
|
| Развитие личности как педагогическая проблема
| 1.Структура личности человека, его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства и качества.
2.Движущие силы и закономерности развития человека и формирования его личности.
3.Половорастные и индивидуальные особенности детей и подростков, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития, педагогическую периодизацию развития ребенка.
4.Внутренние и внешние факторы развития человека.
|
|
| Возрастная периодизация. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания
| 1.Возрастные и индивидуальные особенности школьного возраста и их учет в учебно-воспитательном процессе.
2.Проблемы акселерации на современном этапе.
3.Половозрастные и индивидуальные особенности детей, педагогическая периодизация развития ребенка.
|
|
| Закономерности педагогического процесса
| 1.Сущность понятий «закон», «закономерность».
2.Основные функции педагогического процесса.
3.Значение принципов для реального проявления закономерностей.
4.Свайства и закономерности целостного
|
|
| Закономерности и принципы воспитания. Общечеловеческие ценности и ценностные ориентации как основа базовой культуры личности.
| 1.Платон, Сократ, Аристотель о целях воспитания.
2.Взаимосвязь и взаимовлияние закономерностей, принципов, целей воспитания.
3.В какой мере реализуются современны цели воспитания в современной школе и почему (с привлечением результатов собственного исследования)?
|
|
| Общие методы воспитания и их классификация
| 1.Сущносто понятий «метод воспитания». «прием воспитания», «средство воспитания», «формы воспитания».
2.Характкристика отдельных методов воспитания, их педагогические возможности.
3.Спецефика применения методов и форм воспитания в разных социальных ситуациях.
|
|
| Взаимодействие и взаимосвязь учителя и детского коллектива в педагогическом процессе. Различные типы детских коллективов.
| 1.Сущность понятий «группа» и «коллектив».
2.Соотношение содержания понятий «коллективизм» и «конформизм», «индивидуализм» и «нонконформизм».
3.Сущность и содержание параметров группы и этапов становления коллективизма.
4.Основные современные тенденции индивидуализма и коллективизма в воспитании.
|
|
| Семья как субъект педагогического взаимодействия.
| 1.Сущность понятий «семья» «семейное воспитание»
2.Характеристика отдельных видов педагогического взаимодействия школы и семьи, их педагогические возможности.
3.Спецефика применения методов и форм педагогического взаимодействия семьи и школы в разных социальных ситуациях развития.
|
|
| Диагностика учебно-воспитательного процесса школы как основа управления
| 1.Понятие и функции внутришкольного управления
2.Педагогический анализ- основа управления управленческой деятельности
3.Обязанности директора школы
4.Обязанности заместителя директора школы по воспитательной работе.
|
|
| Закономерности и принципы обучения
| 1.образовательный процесс как внутренняя деятельность личности.
2.Связь принципов обучения с закономерностями обучения.
|
|
|
| 3.Принципы и правила обучения
4.Соотношение принципов и правил
5.Система дидактических принципов
|
|
| Урок как основная форма организации обучения
| 1.Сущность понятий «организационная форма обучения» и «урок».
2.Соотношение содержания понятий индивидуальной, фронтальной и групповой форм организаций обучения в историческом аспекте
3.Возможности конкретных организационных форм обучения для формирования мотивов обучения и активизации познавательной деятельности учеников.
4.Типология уроков и структура уроков различного типа
5.Основные современные тенденции совершенствования организационных форм обучения.
|
|
| Понятие методов, приемов, правил обучения.
| 1.Взаимосвязь дидактических и предметно -методических подходов к анализу методов обучения.
2.Сравнительная эффективность методов обучения
3.Методы обучения, активизирующие познавательную и самообразовательную деятельность учащихся: учебный диалог, дискуссия, деловые игры, тренинги и др.
4.Влияние методов обучения на формирование мотивов учения школьников (с привлечением результатов собственного исследования).
|
|
| Традиционная технология и ее основные признаки. Педагогическая деятельность как творческий процесс
| 1.История развития традиционной формы обучения
2.Современные технологии обучения
3.Технология развивающего обучения
4.Технология проблемного обучения
5.Технология модульного обучения
|
|
| Нормативные документы, регламентирующие содержание образования
| 1.Типы учебных планов современной общеобразовательной школы
2.Структура учебного плана
3.Средства реализации образовательных стандартов
4.Задачи профессиональных образовательных программ.
|
|
| Основные этапы управленческого цикла. Особенности методической работы в современной школе. Повышение квалификации и аттестация работников школы
| 1.Формы организации методической работы в школе
2.Цели и задачи методической работы в школе
3.Деятельность Совета школы
4.Этапы годового плана работы школы
5.Планирование, как функция внутри школьного управления
6.Содержание календарного плана
7.Задачи перспективного плана школы.
|
|
Ито-
го
|
|
|
|
Методические рекомендации
Современная парадигма образования ориентирует на формирование у будущих учителей готовности самостоятельно добывать знания в ученой и внеучебной деятельности, быть активным субъектом своей профессиональной подготовки.
Опираясь на методологическую основу педагогической науки, теоретическую основу предмета «Педагогика», составляют цели, задачи, принципы, методы и формы обучения и воспитания в специально организованной системе образования. В процессе обучения и воспитания дает направление для саморазвития и самосовершенствования учителя.
Данный курс базируется на идеях тесной взаимосвязи профессиональной подготовки учителя и объекта его педагогической деятельности, целостного педагогического процесса, творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса, его гуманизации и демократизации.
Основное назначение курса ознакомить с предметом, категориальным аппаратом и методами педагогики как науки. Рассматривается соотношение развития, воспитание и формирование личности, раскрываются педагогически оправданные пути целесообразного учета индивидуальных и возрастных особенностей обучаемых и воспитуемых.
Курс содержит характеристику основных нормативных документов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Оценка эффективности учебно-воспитательного процесса раскрывается через диагностику формирования личности школьника и коллектива учащихся.
Освоение содержания курса в процессе его изучения предполагает два уровня.
Первый уровень – аудиторная работа студентов под руководством преподавателя на лекциях, семинарских занятиях.
Второй уровень – самостоятельная работа студента, в ходе которой прослеживает связь педагогической теории и практики, формируется его готовность к будущей педагогической деятельности.
Учебная программа предполагает активное участие студентов в научно-исследовательской деятельности, т.д. в процессе подготовки к семинарам, практическим занятиям.