Тема 1. Семья, понятие, форма, специфика, функции, типология
Санкт-Петербургская академия Управления и экономики ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Кафедра психологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология семьи
Для специальности 030301.65 «Психология»
Санкт-Петербург Г.
ББК 88.5 УДК 364.64 К 89 Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой психологии. Протокол от 10 октября 2007 г. №2.
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления. Протокол от 17 октября 2007 г. № 2.
Кукулите Т. Г. Психология семьи. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007. – 71с.
Учебно-методический комплекс, включает основные требования и организационно-методические указания по изучению психологии семьи, рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, рекомендации по выполнению контрольных работ, порядок проведения контроля качества подготовки обучающихся по дисциплине, содержание контролирующих материалов, глоссарий. Курс знакомит студентов с психологическими исследованиями брака и семьи, рассматривает факторы, влияющие на качество брака, цикл развития семьи, ролевую структуру семьи, распределение власти между членами семьи, межсупружеское общение и установки на брак и семью, детерминанты выбора брачного партнера, эффективность различных паттернов воспитания, психологические особенности родителей и их детей. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов обучающихся по специальности 030301.65 «Психология» и направления 030300.62 «Психология» Данный учебно-методический комплекс может быть также использован при подготовке студентов по специальности 030602.65 «Связи с общественностью».
© СПб Академия управления и экономики, 2007 ©Т.Г. Кукулите, 2007 СОДЕРЖАНИЕ
1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель учебного курса: интегрировать знания студентов из различных отраслей психологии для понимания особенностей развития семьи и семейных отношений, а также инициировать исследовательскую и практико-ориентированную активность студентов в области семейных отношений. Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи: 1. дать систематизированное обзорное представление об эволюции семейных отношений, ознакомить слушателей с понятиями и терминами, относящимися к теории семейно-брачных отношений. 2. рассмотреть процесс формирования отношений на различных этапах жизненного цикла развития семьи; познакомить студентов с основными социально-психологическими проблемами семьи в российском обществе и мировом контексте. 3. Показать возможность практической психологии в работе с семьей. В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представление: · об эволюции семейных отношений · о динамике развития и кризисных периодах семейных отношений · о психологической помощи семье. знания: · особенностей эволюционного развития института брака и семьи в контексте философско-типологического подхода · основных ценностей семьи и семейных отношений как микросоциума · психологических особенностей, происходящих в современной российской семье и деструктивных, девиантных типов поведения, характерных для современного российского общества · демографических тенденций в российском обществе на рубеже XX-XXI в. и перспектив развития семьи в современных социально-экономических условиях · нравственно-этических брачных установок молодежных групп, отношения молодежи к семейным ценностям, что является условием прогнозирования типов брачного поведения. умения: · определять объективные и субъективные причины, вызывающие дисфункции семьи · приобретать новые знания самостоятельно, интегрировать общенаучные, социологические, психологические, педагогические, и др. знания для решения теоретических, практических и профессиональных проблем по психологической помощи семьям навыки: · научных исследований в более узких направлениях по проблемам семьи · психологической помощи дисфункциональным семьям
2. Организационно-методические указания Данная программа построена в соответствии с требованиями программы Государственного образовательного стандарта по специальности 030301.65 «Психология» и направления 030300.62. «Психология». Содержание курса «Психология семьи» направлено на формирование адекватного представления о предмете и задачах психологии семейных отношений на современном этапе, ее основных направлениях, возможностях практического использования. Дисциплина «Психология семьи» входит в цикл общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, дисциплина по выбору. Преподавание дисциплины базируется на знаниях полученных при изучении курсов «Философия», «Социология», «Общая психология», «Общий психологический практикум». «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология». В сою очередь знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курсов «Семейное консультирование». «Психологическое консультирование детей и подростков». Изложение материала курса сосредоточено на исследовании роли семьи в формировании личности, общих вопросах теории семьи и семейных отношений, семейных интеракциях, супружеских проблемах, детско-родительских отношениях в семье, социальном и институциональном контекстах семьи, организации и динамике семейных отношений, вопросах психологической помощи семье. Программа курса «Психология семьи» реализуется в форме лекций и практических занятий. Широко используются дискуссии по проблемным вопросам, целью которых является развитие психологического мышления студентов. В целях активизации мыслительной деятельности студентов, развития способности анализировать научные и практические проблемы необходимо включение в лекцию следующих методов и приемов: элементов диалога, эвристической беседы, групповой дискуссии. Практические занятии с элементами семинара проводятся в форме: вопросно-ответный семинара; развернутой беседы на основе заранее данного студентам плана; устных докладов студентов с последующим обсуждением их; обсуждения письменных рефератов; теоретической конференции; семинара-диспута; комментированного чтения источников и др. Возможные способы организации работы на практических занятиях: фронтальный, групповой, парный, индивидуальный. Методы и приемы: дискуссия, метод «мозговой атаки», метод «круглого стола», анализ и решение практических ситуаций, задач, предложенных как преподавателем, так и разработанных самими студентами, творческие задания. Формы и содержание текущего контроля: подготовка к семинарам и практическим занятиям, участие в них; индивидуальные (групповые) доклады; письменные работы, связанные с проверкой усвоения основных понятий темы; тестирование; анализ проблемных ситуаций; решение психологических задач, практических ситуаций; выполнение творческих заданий. Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме контрольной работы или тестирования. Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме зачета. Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при написании выпускной квалификационной работы и контролируются на итоговом междисциплинарном экзамене по специальности. Отчетные материалы: обобщающие схемы, таблицы по темам курса; разработанные проблемные вопросы, задания, конспекты первоисточников; результаты исследований; выполненные творческие задания; и др. отчетные материалы (см. методические указания к самостоятельной работе студентов).
II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Семья, понятие, форма, специфика, функции, типология Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе. Понятия «семья» и «брак». Исторический очерк становления психологии семьи. Эволюционный подход в изучении психологии семейных отношений. Функционализм. Этологический подход. Эмпирический подход. История психологических исследований семейных отношений. Сциентистский подход Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества. Кровнородственная семья. Групповой брак. Полигамия: полигиния и полиандрия. Парный брак. Патриархальная семья. Моногамная семья. Нуклеарная семья. Традиционные и современные функции семьи.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (528)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |