Культурология в системе современного знания
Культурология, русский язык И культура речи Часть I. Культурология Методические указания к семинарским Занятиям и самостоятельной работе студентов Омск 2011 Составители: Е.А. Мезенцев к. филос. н. Тема: 3, 4, 7, 14, 16, словарь терминов, справочные материалы и ресурсы Интернет. Рыбакова Н.В., к. филол. н. Введение, тема: 10, 11, 12, 13, 15 Нагапетян Е.Н. к. филос. н. Тема: 1, 2, 5, 8, 9, 15
Методические указания по дисциплине «Культурология, русский язык и культура речи» Часть I «Культурология» включают основные вопросы, предназначенные для обсуждения на семинарских занятиях, терминологический аппарат, тематику докладов и рефератов, библиографию к каждой теме, контрольные вопросы, методические указания, а так же задания для самостоятельной работы студентов.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета.
Введение «Культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией, – писал Д.С. Лихачёв в статье «Культура как целостная среда». – Если у людей, населяющих какую-то географическую территорию, нет своего целостного культурного и исторического прошлого, традиционной культурной жизни, своих культурных святынь, то у них (или их правителей) неизбежно возникает искушение оправдать свою государственную целостность всякого рода тоталитарными концепциями, которые тем жестче и бесчеловечнее, чем меньше государственная целостность определяется культурными критериями. Культура — это святыни народа, святыни нации». Возможностью целостно осмыслить явления культуры и общества на разных этапах и уровнях развития, осознать место и роль личности в историко-культурном движении становится появление культурологии как синтезной области знания. Культурология прочно вошла в состав современного гуманитарного знания, стала необходимым элементом всякого серьезного образования, и прежде всего, университетского. Включение культурологии в систему учебных дисциплин явилось следствием признания того, что чем бы не занимался человек, какому бы виду деятельности он себя не посвятил, и какой бы профессии не готовился без знания и понимания закономерностей культурных процессов и особенно без ясных представлений о культурных перспективах человечества невозможно стать компетентным специалистом. Студент должен научиться самостоятельно анализировать проблемы современного социокультурного развития, видеть роль науки и техники в формировании культуры общества; понимать и объяснять новые общественные, культурные феномены; владеть способностью вести культурный диалог с различными социокультурными группами логически верно аргументировать и доказывать, опираясь на современные научные данные; стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства. Вследствие этого, культурология – как гуманитарная интеграционная область знания, как учебная дисциплина – становится базовым предметом в системе образования и профессиональной подготовки современного специалиста. В целом, курс "Культурология" имеет своей задачей сформировать у студентов понимание базовых, ключевых понятий, составляющих теоретическую основу проблематики культуры, изложение которой носит комплексный, системный характер. Разработанный авторами курс включает планы семинарских занятий, темы докладов и сообщений, словарь терминов. Для самостоятельного и углубленного изучения тем предлагается перечень видеоматериалов и ссылки на ресурсы Интернет. К каждому занятию прилагаются методические рекомендации, которые позволяют ориентироваться в логике предложенного семинара, выборе компетентных источников для подготовки. Организация содержания базируется на системообразующих понятиях, овладение которыми обеспечивает студенту возможность самостоятельного усвоения материала. Подготовку к семинарскому занятию следует начать с повторения материала, изученного на лекции, рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу. К каждому занятию приведен список докладов и сообщений, помогающий более глубоко изучить данную тему. Контрольные вопросы детализирует и конкретизирует аспекты тем и проблем занятия, обучают способности обобщения, анализа информации. Предложенный список источников включает работы известных исследователей разных областей знания, что создаёт условие для компетентной и продуктивной проработки материала. В течение семестра предполагается выполнение студентами творческих заданий, написание статей, подготовки докладов, публичных выступлений на конференциях. Актуальность и значимость курса «Культурология» обусловлена его направленностью на расширение общегуманитарного кругозора будущих специалистов. Система семинарских занятий составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
I. Планы семинарских занятий и методические указания
Семинар1. Культурология в системе современного знания 1. Предмет и структура культурологии. 2. Понятие «культура». Культура и природа. 3. Культура и цивилизация. Основные понятия:культурология, культура, черты культуры, аксиология, деятельность, цивилизация, культурные конвенции.
Основная литература К вопросу 1. 1. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2002. – С.8-31. 2. Культурология: Учеб. Пособие / под ред.Г.В.Драча. – Ростов-н / Д: Феникс, 2002. – С. 9-21. 3. Культурология: Учебник для технических вузов /под ред.М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов-н / Д: Феникс, 2001. – С.5-10. 4. Культурология /Е.В.Головнева и др. – Омск: ОмГТу, 2005. – С.4-6. 5. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – С.5-81. 6. Кнехт, Н.П. Культурология сегодня: новые подходы // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – №2. – С. 103-111. К вопросу 2. 1. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 2002. – С.31-47. 2. Культурология: Учеб. Пособие/ под ред.Г.В.Драча. – Ростов-н / Д: Феникс, 2002. – С.21-31. 3. Культурология: Учебник для технических вузов /под ред.М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов-н / Д: Феникс, 2001. – С.10-23. 4. Культурология /Е.В.Головнева и др. – Омск: ОмГТУ, 2005. – С.7-10. 5. Культурология: Учеб для вузов / под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М.: Высшее образование, 2010. – С.60-134. К вопросу 3 1. Гуревич, П.С. Культурология / П.С.Гуревич. – М.: Гардарики, 2002. – С.54-76. Кравченко, А.И. 2. Культурология / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2001. – С.7-50.Культурология: Учеб. Пособие/ под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н / Д: Феникс, 2002. – С.98-105. 3. Культурология: Учебник для технических вузов /под ред.М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов-н / Д: Феникс, 2001. – С.421–430. 4. Культурология /Е.В.Головнева и др. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С.10-12.
Дополнительная литература 1. Бердяев, Н. Философия неравенства. Письмо тринадцатое. О культуре/ Н.А.Бердяев. – М.: Има-пресс, 1990. – http:www.vehi.net/Berdyaev/neraven/13.html. 2. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г.Гердер. – М., 1977. – С. 224-231, 247. 3. Гуревич, П.С. Культура как объект социально-философского анализа // Вопросы философии. – 1984. – №5. – С. 48-63. 4. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я.Данилевский. – М., 1991. – С. 88-109, 472. 5. Тойнби, А. Постижение истории/А.Тойнби. – М., 1991. – http://lib.ru/HISTORY/TOYNBEE/history.txt. 6. Флоренский, П.А. Культ, религия, культура // Богословские труды. – М., 1977. – С.101-119. 7. Шпенглер, О. Закат Европы – М.,1993. – Т. 1. – С. 3-18, 150-153. Методические указания Целью изучения темы «Культурология в системе современного знания» является знакомство с основными этапами становления и развития культурологии. Культурология является наукой, формирующейся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающей культуру как целостность. Культурология выполняет интегративную функцию для систем гуманитарных знаний и связана с искусством, просветительством (в России), социологией и этнографией. Предметом культурологии выступает культура как исторический социальный опыт людей, закрепленный в универсалиях, традициях, нормах, обычаях и законах. Главной целью культурологии является достижение культурного совершенства человека. В данном семинарском занятии студенты должны получить представление о культурологии как науке, ее месте в системе гуманитарных дисциплин и современного знания, изучение предмета культурологии, ее структуры, а также связи с природой, цивилизацией и этносом. Необходимым условием является усвоение студентами основных понятий культурологии, отражающих ее глубинные проблемы и характеристики. Подготовку к семинарскому занятию следует начать с определения понятия «культурология», ее предмета и структуры. Для этого необходимо рассмотреть два основных подхода к изучению культурологии (интегративистский и изоляционистский). Говоря о становлении культурологии как науки, необходимо обратиться к первым культурологическим проблемам, возникшим в эпоху Просвещения (соотношение естественного и искусственного, природного и неприродного) и рассмотреть теорию И.Г.Гердера, изучившего культуру как систему, выделившего основные черты культуры, раскрывшего цель существования культуры и ее воспитательную функцию. Для более точного понимания данного вопроса нужно опираться на дополнительную литературу, представленную в первоисточниках (Дж. Вико, И.Г.Гердера). Дайте определение понятия «культура», покажите природу его многозначности. Рассмотрите две основные концепции культуры (аксиологическую и деятельностную), укажите на роль ценностей в культуре. Вопрос «Культура и природа» необходимо рассмотреть, опираясь на работу П.А.Флоренского, подчеркивающего взаимосвязь между природой и культурой. Расскажите о культурной форме, через которую мы воспринимаем природу. Укажите на роль человека как связующего звена между природой и культурой. Выделите наиболее существенное при переходе от природы к культуре. Отметьте, что культура создается в процессе свободной, творческой деятельности, направленной на преодоление природы. Сложность рассмотрения вопроса о соотношении понятий культура и цивилизация заключается в многозначности толкования этих понятий. Существующие различные точки зрения на цивилизацию (цивилизация – это синоним культуры, цивилизация – это высший этап развития общества, следующий за варварством, цивилизация – это высшая ступень развития общества, материальной и духовной культуры, цивилизация – это период деградации, упадка культуры) необходимо сравнить и проанализировать. Для этого нужно использовать работы О.Шпенглера, Н.Я.Данилевского и А.Тойнби. Рассмотрите различное понимание цивилизации, выделите ее критерии, сопоставьте культуру и цивилизацию.
Контрольные вопросы К вопросу 1 1 Что изучает культурология? 2 В какую эпоху начала формироваться культурология как наука? 3 Кто из ученых ввел в научный оборот термин «культурология»? 4 Что входит в состав культурологического знания? 5 Какое место занимает культурология в системе наук? 6 В чем суть изоляционистского подхода к изучению культурологии? 7 В чем преимущество интегративистского подхода? 8 Перечислите основные методы культурологии. 9 Что является предметом изучения культурологии? К вопросу 2 1. Дайте определение понятию «культура». 2. В чем причина многозначности понятия «культура»? 3. Какого человека можно назвать культурным? 4. Как соотносятся между собой культура и природа? 5. Кто является связующим звеном между культурой и природой?
К вопросу 3 1. Дайте определение понятию «цивилизация». 2. В чем причина многозначности понятия «цивилизация»? 3. Как соотносятся между собой культура и цивилизация? 4. Назовите основные критерии цивилизации? 5. Вечны ли цивилизации?
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1131)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |