Темы докладов и сообщений. 1. Афинский Акрополь как архитектурный комплекс[4,10]
1. Афинский Акрополь как архитектурный комплекс[4,10]. 2. Особенности древнеримской архитектура[12,13]. 3. Ценности и идеалы греческой и римской семьи[6,10,11]. 4. Город и храм в Средневековье (соборы Реймса, Кельна, Парижа)[1,7,14,15]. 5. Образ Мадонны в живописи и скульптуре итальянского Возрождения[2,8]. 6. Образы и сюжеты Ветхого и Нового заветов в живописи и скульптуре Ренессанса[2,8]. 7. Тема Апокалипсиса в живописи Северного Возрождения: образы и символы эпохи (А. Дюрер, Е. Босх, П. Брейгель)[5,9].
Семинар 11. Культура Нового времени 1. Культура эпохи Просвещения. Светский тип культуры. Становление национальных культур. 2. Утверждение индустриального типа общества XIX начала XX вв. Практицизм и утилитаризм, протестантские идеалы личности Нового времени. Романтизм и реализм в искусстве. 3. Рубеж XIX начала XX вв. – кризис европейской культуры. Декаданс. Стили и направления в искусстве.
Основные понятия:реформация, барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, протестантизм, романтизм, реализм, декаданс, символизм, импрессионизм, постимпрессионизм. Основная литература К вопросу 1 1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.– С. 326-329. 2. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство XVIII-XX веков: [Учеб. для вузов по спец. "История"] / ЛГУ. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1990. - 277 с. 3. Культура эпохи Просвещения. – М., 1993. 4. Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.
К вопросу 2 1. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История нового времени. М., 1995. С. 290-467. 2. Калитина Н. Эпоха реализма во французской живописи. – Л., 1972. 3. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.– С. 335-337. 4. Турчин В.В. Эпоха романтизма. М., 1978. – 550с. 5. Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX века / Акад. художеств СССР .- М. : Изд-во Акад. художеств СССР , 1962 .- 79 с.
К вопросу3 1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.– С. 329-332. 2. Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь: в 2 томах. – СПб., 1998. 3. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. Тверь, 1993. Ч. 3. 4. Крючкова В. Символизм в изобразительном искусстве. – М., 1994.
Дополнительная литература 1. Базен Ж. Барокко и рококо. – М., 2001. – С.11-48,63-81,81-104,112-150. 2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: Вып. 1–3. М., 1986–1993. 3. Дьяков Л.А. Эжен Делакруа. М., 1983. 4. Кантор А.М. Искусство XVIII века. М., 1976. 5. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987. 6. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. – М., 1993. 7. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968. – 375с. 8. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII в. – М., 1974. 9. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII вв. М., 1966. 10. Шнаппер А. Давид – свидетель своей эпохи. – М., 1984. – 279с. Методические указания Подготовка к семинару по теме «Культура Нового времени» предполагает знание исторической событийности, формационных особенностей в странах Западной Европы. Основная задача – обнаружить характерные черты культуры Нового времени, проследить смену направлений в искусстве данного периода, указать степень влияния Нового времени на дальнейшее развитие истории культуры. XVII в., признав превосходство рационализма над экстатическими и эмоциональными состояниями, заложил основы новой буржуазной морали, восходящей к протестантской этике. В это время появились понятия естественного права человека на труд и собственность, общественного договора. Новый мир утилитаризма, прагматизма, буржуазного либерализма, создававшийся в XVIII в., предназначался для борьбы с миром феодализма. Взаимодействие феодально-абсолютистской и буржуазной культуры приводило к противоречивым явлениям в литературе и искусстве XVIII в. Ярче всего принципы буржуазной морали отразились в новом идеальном представлении о человеке эпохи Просвещения как человеке естественном, части природы, и человеке социальном, способном понять общественный механизм Творения. Искусство в XVII в. продолжает выполнять важные познавательные и идеологические функции. Формируются национальные школы живописи. Ведущее значение в это время имеют испанская, голландская, нидерландская школы живописи. Классицизм, предусматривавший строгие каноны, становится и литературным течением. Поскольку объём материала большой, требуется остановиться на творчестве художников. Сделать выборочный анализ работ. В XIX в. все более острыми становятся социальные противоречия, усиливается власть денег, влияющая на быт и нравы общества. Кризис веры в возможность устроения жизни на разумных гуманных началах, веры в моральный и общественный идеал, достижимый при согласованных усилиях общества, приводит к усилению иррационального начала в духовной жизни, к вытеснению классицистического искусства романтизмом. В 40-х гг. XIX в. как самостоятельное художественное течение складывается и утверждается реализм. Как и романтизму, реализму свойственно было отрицание бесчеловечных буржуазных порядков, обращение к духовному миру человека, осмысление проблем повседневной жизни, точное изображение “типичных характеров в типичных обстоятельствах”. Имена Байрона, Гюго, Бальзака, Мериме, Стендаля, Флобера и др. в той или иной степени известны ещё со школы. Поэтому основываясь на предыдущем знании, необходимо обратиться к творчеству Делакруа, Домье, Курбье. Постепенное осознание кризисных явлений в развитии капитализма привело к тому, что у отдельных деятелей европейской культуры появлялись настроения безнадежности, пессимизма, упадничества. Появляется новое художественное течение, отмеченное чертами субъективизма, мистицизма, символизма в изображении действительности. К концу XIX в. символизм превратился в общеевропейское направление в области культуры. Пафосом символизма становится героическая попытка преодолеть ущербность бытия при помощи воображения. XIX в. породил иллюзии всемогущества научной мысли, представление о том, что воплощением прогресса человеческого общества является технический прогресс. В социальных моделях преобладали прагматические подходы, в течение века оформились основные идеи буржуазного либерализма, возлагавшего надежды на право как регулятор общественной и политической жизни, способный обеспечить осуществление естественных прав человека. Безусловно, например, символизм как направление в культуре, по сути, требует большого внимания. Поскольку тема занятия очень насыщенна, требуется только указать основные тенденции развития культуры конца XIX – начала ХХ вв. Стоит в конце подчеркнуть, все вопросы общесодержательного характера изучаются по учебникам (см. в основной литературе), специфика стилей и направлений – по предложенным дополнительным источникам. При подготовке и ответах обязательно использовать иллюстративный материал. Контрольные вопросы К вопросу 1 1. Укажите хронологические рамки культуры периода Нового времени. 2. Каково влияние оказала Реформации на формирование нового типа человека?
4. Укажите особенности культуры Просвещения. Назовите представителей эпохи в литературе, изобразительном искусстве, музыке. 5. Какова роль просвещения и воспитания в ХVIII веке? С чем связано возникшее желание людей сохранять прошлое? 6. Становление каких национальных культур произошло в период Нового времени? Назовите образовавшиеся в XVII веке национальные школы искусства. Что стало предметом изображения? 7. Назовите стили в искусстве эпохи Просвещения. Каковы место и роль барокко и классицизма в системе ценностей Просвещения? 8. Как повлияли идеи Просвещения на культурную жизнь Европы? К вопросу 2 1. Что становится важным в историческом, мировоззренческом, политическом планах в Европе XIX века? Каковы ценностные ориентации личности? 2. Каковы исторические предпосылки возникновения романтизма? идейные и художественные задачи? В чем заключается романтический идеал личности? Покажите на конкретных примерах. 3. Какова необходимость появления реализма? Что становится главным для этого направления? Почему европейский реализм называют критическим?
К вопросу 3 1. Что такое декаданс? Каковы причины деградации в искусстве? 2. Каким образом высказывание Фридриха Ницше о том, что «Бог умер», повлияло на дальнейшее развитие европейской культуры? 3. Какие направления в искусстве получили развитие на рубеже веков?
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (423)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |